Три дня назад я посмотрел этот фильм абсолютно не зная о его номинации на Оскар. Впечатления от кино получились отнюдь не положительные. Зашел на наш любимый айрек, увидел сплошные пятерки, признаюсь, опечалился таким не критичным отношением зрителей к киноискусству. Сам же решил не тратить время на отзыв к проходному, как мне тогда показалось, кино.
Сегодня же, буквально, 20 минут назад я с ужасом узнал, что "Зеленая книга" получила самую престижную в мире кинонаграду в самой уважаемой номинации - лучший фильм года! Это был шок...
В кино гигантское количество нелогичных моментов, объяснение которых, коли оно бы было, полностью пустило сюжет по другому руслу. Если говорить языком аналогий, это как попытка объяснить причины Второй мировой войны забыв о существовании Первой мировой. А ведь не будь Первой, не было бы и Второй....
Не буду описывать все, а сконцентрируюсь лишь на наиболее очевидных. Спойлеров, больше чем в трейлере, в моем отзыве не будет, но все же, лучше если дальнейший текст вы будете читать предварительно посмотрев кино.
1. Расизм главного героя (Болтуна Тони)
В начале фильма мы видим как герой обнаруживает у себя в доме черных сантехников. Также, в доме мы видим семью героя включая отца, братьев, дядь и т.д., которые пришли проконтролировать этих черных. Т.е. перед нами семья расистов, за исключением супруги героя. Она предлагает сантехникам выпить воды. Стаканы из которых они пили в следующей сцене двумя пальчиками Тони выкидывает в мусорное ведро.
Создатели фильма явно нам говорят, что Тони расист, относящийся к черным как минимум с брезгливостью.
Спустя же пару дней этот расист прибывает на собеседование к черному работодателю и не особо брезгуя здоровается с ним за руку, да и, вообще, ведет себя с ним как с равным.
И в дальнейшем фильме от расизма Тони не остается и следа. Более того, во время первого же концерта, расист Тони играет в компании черных водителей, прикасается к ним и дружески похлопывает по плечу
Так что же, черт возьми, изменилось за эти 3-5 дней? Почему Тони перестал относиться к черным предвзято? Как взрослый мужчина за столь короткий срок изменил свои взгляды? В фильме это никак не раскрывается.
Точно такая же ситуация с его семьей, которая в конце фильма, вообще, позволяет черному сесть за один стол с собой. Почему и каким образом с ними со всеми произошли такие кардинальные метаморфозы?
Изменение базовых мировозренческих принципов у взрослого человека возможно либо эволюционным путем, но это занимает годы, а порой и десятилетия, либо под влиянием критического момента (например, мой отец перестал быть ярко выраженным гомофобом, после того как хирург, которого в нашем городе все считают геем провел ему экстренную операцию). В рассматриваемом фильме не было ни первого, ни второго.
2. Презентация музыканта (д-р Ширли)
Из 90% экранного времени отведенного пианисту Ширли можно сделать однозначный вывод, что это высокообразованный человек с прекрасными аристократическими манерами и тонким чувством вкуса. Его костюмы изысканы, его принимают в светском обществе.
Но что же мы видим в самой первой сцене в которой появляется доктор?
Обратите внимание на убранство комнаты его дома: семь настольных ламп, четыре бра, две люстры, четыре подсвечника с 12 свечами, шесть кресел трех разных стилей и расцветок, один трон (!), множество ваз, два бюста под античность, бивни слона и множество прочих предметов интерьера никак не сочетаемых друг с другом.
Это скорее квартира старьевщика, а не выпускника Ленинградской консерватории периода ее расцвета, обладателя трех ученых степеней и постоянного гостя резиденции Президента США, лично знакомого с генеральным прокурором Кеннеди (который одновременно и брат Президента Кеннеди)
А сам герой в своем вышитом золотом балахоне предстает в образе какого-то мелкого князька заброшенного в Африке племени туземумба-хреномумба.
Это первое появление д-ра Ширли вступает в такой ядренный диссонанс с дальнейшим его видом и поведением в кино, что невольно возникает подозрение о двух разных людях...
3. Почему именно Тони?
В фильме показан процесс собеседования на должность водителя. Предлагаемая должность явно привлекательна и хорошо оплачиваема. При этом она не предъявляет к соискателю повышенных требований. Так почему же доктор зацикливается именно на Тони? Неужели в Нью-Йорке нет больше сопоставимых по крайне низкому интеллектуальному развитию, а проще говоря, тупости крепких мужчин, умеющих здраво махать кулаками за 125 баксов в неделю. Почему этот светский лев, почти мировая знаменитость, которая способна нанять армию охраны, унижается и соглашается на все условия Болтуна Тони, да еще и лично звонит и упрашивает супругу последнего отпустить мужа в двухмесячное турне? В фильме это не раскрыто абсолютно. А ведь это тот фундамент, на котором строится все повествование.
4. Гомосексуализм
Американское общество 50-60-х годов было крайне пуританским и абсолютно гомофобским. Во многих штатах уголовное преследование лиц нетрадиционной ориентации было отменено только в 2003 году!Для понимания, можете посмотреть кинократину "Детский час" с великолепной Одри Хепберн, снятой как раз в начале 60-хх. И вот, Тони узнает, что мужчина с которым он проводит большую часть своего времени - гей. Это открытие ни вызывает у нашего альфа-самца ни тени удивления, ни отвращения... н.и.ч.е.г.о... А ведь нужно еще не забывать, что Тони итальянец и как и большинство итальянцев крайне набожен, о чем нам и говорится в начале фильма семейной молитвой.
Для католика той поры гомосексуализм - было просто неприемлемым явлением.
Перечисленное (а перечислил я далеко не все) - это не ляпы. Это логические ошибки, которые определяют ход повествования. Если бы они были разумно объяснены история была бы совершенно иной!
P.S. и все же несколько слов о других аспектах фильма. К сожалению, помимо непродуманности сюжета, это кино построено на штампах и клише, вроде таких сцен, когда белый слуга открывает дверцу автомобиля черному господину на глазах
черных нищих работников в поле.
Или абсолютно избитому за последние 70 лет приему разрешения конфликта под дождем
Уже упомянутая в рецензии Одри Хепберн участвовала в подобной сцене в фильме "Завтрак у Тиффани" еще в 1961 году.
Ставлю же этому фильму я две звезды, а не одну, потому как считаю поднятую тему расизма все еще очень важной не только для американского общества, но и для нашего в том числе. Нужно постоянно говорить и постоянно концентрировать внимание общества на том, что любые дискриминации по национальному признаку, половому, религиозному, сексуальному не допустимы. Все люди созданы равными. Как бы не патетично это звучало, но все люди братья! С кем человек спит, в какие отверстия он это делает, кому молится и как выглядит никак не должно влиять на отношение к нему.