Первая «Малефиисента», на мой личный вкус, относится к той категории фильмов, которые являются иконой в своем жанре. Образец сравнения и пример для подражания для всех остальных. Идеальная сказка в киноформате, с цельным законченным сценарием, волшебным визуалом и уютной атмосферой детской книжки. До сих пор не вижу в данной картине ни единого недостатка.
Конечно, выйди «Малефисента» сейчас, восторгов в ее отношении было бы куда меньше. Сказочный жанр на больших экранах в последние годы цветет и пахнет, и пять лет назад, объективно, такого выбора у зрителя не было. Сейчас сплошные Аладдины, Щелкунчики, Золушки, да Русалочки. Анимационные и обычные, с песнями и без, и уровнем толерантности на любой вкус.
Все фильмы данной категории по-разному обращаются с литературным каноном. Кто-то порет много отсебятины, кто-то, напротив, чересчур дотошно цитирует оригинал. «Малефисента» в данном отношении представляет собой нечто среднее. Ее сказочным сердцем является «Спящая красавица», но со сбитым фокусом на другого центрального персонажа. Главным героем тут является антигерой. В каком-то смысле это история о гадком утенке, внешне настолько отличающемся от остальных, что недалекий честной люд авансом записал его в злодеи.
И народ можно понять - рогатая крылатая тётка со скулами, о которые можно резать колбасу, и с таким ядреным блэк-стайлом, будто является ярой фанаткой Evanescence, или H.I.M. Показать человечность данного существа было не просто, но авторы киноадаптации с этим убедительно справились. Ключевую роль сыграла лирическая подоплёка с крыльями, которой в оригинальной сказке вообще отродясь не было. Это тот редчайший пример, когда на базовом каноне, просто сместив акценты, можно построить нечто новое, и все вместе это будет органически подходить друг другу и смотреться как единый сплошной монолит.
Если сравнивать оригинальную историю с сиквелом – первое, чего не хватает последнему, это эмоций. Начало по духу вроде бы следует заветам первой части, но чем дальше смотришь, тем ярче бросается в глаза, что у нового режиссера с созданием необходимой атмосферы имеются большие проблемы. В качестве рычага чувак активно эксплуатирует население волшебного болота, – разных няшных созданий в кадре действительно много – но та самая магия оригинала испарилась безвозвратно. На глубокие эмоции пробивает разве что очень драматичная финальная сцена.
Сюжет в какой-то степени продолжает общую историю и пляшет вокруг свадьбы Авроры с принцем Филиппом. Жесткий характер крёстной феи, как и синдром гиперопеки с ее стороны, серьезно усложняют молодым их предстоящее радостное событие.
Свадьба, конечно, дело хорошее, но основной конфликт, на котором построен весь сценарий, авторы могли придумать и поудачнее. Кто хороший, кто плохой становится понятно чуть ли не с первых секунд знакомства с кругом основных персонажей. Никакой интриги нет. Плюс ЗАЧЕМ-ТО идут в ход уже отработанные скелеты из шкафа предыдущего фильма. В ответственные моменты герои начинают жутко тупить, не замечая, даже для сказки, самых очевидных вещей. Отдельные моменты сюжета очень хочется разбирать детально, но ключевые спойлеры, к сожалению, не дают такой возможности.
Если в отношении самой истории «Владычица тьмы» в большей степени разочаровала, то в рамках общей сказочной вселенной, напротив, делает правильные шаги. Классическое начало в стиле «Жила-была одна фея…» из оригинала ловко обрубала любые попытки узнать о прошлом главной героини. Вторая часть таки поднимает завесу тайны, рассказывая и о родной расе Малефисенты, и о ее доме. Точнее, месте, которое стало пристанищем для ее родственников. Также нам попутно объясняют, откуда у рогатой взялись магические способности. Не все в этой предыстории сладко да гладко, но курс повествования авторами однозначно выбран правильно.
Актерский состав значительно расширился. Персонажей стало больше. Хотя основное внимание сводится лишь к трем фигурам: Эль «Ясное солнышко» Фаннинг, ее сказочная крестная и свекровь.
Самым ярким пополнением в списке актеров, разумеется, стала Мишель Пфайффер. «Женщина-кошка» ощутимо пошатнула тотальное доминирование в кадре Анджелины Джоли. Актрисы, к слову, шикарно смотрятся вместе. У них даже какая-то своя похожесть в чертах лица имеется. Раньше не замечал, а тут прямо бросилось в глаза.
Одной из сильнейших сцен с их участием стал предпраздничный ужин в замке родителей жениха. Между Пфайффер и Джоли разворачивается настоящая диалоговая дуэль двух стерв, со скрытыми подтекстами, сарказмом и диким желанием выцарапать друг дружке глаза. Ей Богу, думал, прямо посреди стола в волосы вцепятся. И в рога. У Джоли по уровню харизмы наконец-то нашелся достойный оппонент.
Впрочем, при всем своем мощном актерском таланте главная злодейка все равно получилась чересчур шаблонной. Если поступки мужика Малефисенты из оригинала по-человечески были понятны и ясны, то тут вся мотивация антагониста построена очень на тоненького. А о предсказуемости событий даже и говорить нечего. Для сказочных сюжетов это не шибко претензия, но, как оказалось, сделать логично и просто тоже нужно уметь.
«Владычица тьмы» ощущается вторично и в плане режиссуры. Для топовой голливудской сказки снято все как-то блекло и без амбиций. Режиссеру в данном вопросе явно не хватает изобретательности. Визуал не впечатляет, а отдельные сцены, как с оргАном в храме например, так вообще смотрятся нелепо.
Финальный замес слабо качает на эмоциях, не вызывая мурашек. На фоне играет вроде бы правильная оркестровая тема, присутствует нужный накал и масштаб, но, тем не менее, эпика в происходящем не ощущается совершенно. Только концовка, которая уже упоминалась выше, таки пробивает на долгожданную слезу.
«Малефисента: Владычица тьмы» - спорное продолжение отличного фильма. Усиление в касте картина компенсирует слабым, надуманным сюжетом при очень средней постановке всего остального. Что-то подсказывает, что без смены режиссерского кресла фильм мог бы получиться куда удачнее. При таком печальном выводе невозможно не задаться вопросом - «а нафига вообще этой истории нужно было продолжение?». Кроме коммерческого ответа, который лежит на поверхности, оправдать существование «Владычицы тьмы», действительно, очень сложно.
Помню, как ждала первый фильм - в то время сказки и правда не в почёте ещё были. А вот вторую часть так и не посмотрела пока. Ради красивой картинки доберусь как-нибудь до неё. Но смысла в продолжении истории вообще не вижу)) Наверно, поэтому я и плохонький экономист))
Мда, когда начинают доить любимые фильмы - с одной стороны, радуешься продолжению, с другой - это продолжение может вполне испортить общее впечатление об оригинале. Палка о двух концах)
Прямо какое-то начало творческого пути Depeche Mode 😁 Небось христианский рок там играли ещё)) Фильм не смотрела - ни первую часть, ни вторую - но думаю всё же добраться в ближайшее время)