Если забить в интернете "что посмотреть в Иматре" (а это один из ближайших к границе город в Южной Карелии), то список будет небольшим: большинство интересных мест это или музей, или красивый отель, или вообще большой камень в лесу.
А вот буквально в 50 км севернее, между городами Симпеле и Париккала находится необычный парк, парк скульптуры Вейо Рокконена.
Ве́йо Рёнккёнен (фин. Veijo Rönkkönen; 25 февраля 1944 Париккала — 23 марта 2010 Париккала) — народный финский художник и скульптор, создавший в саду своего дома парк необычных скульптур patsaspuisto
Добраться до него можно на машине, велосипеде, или на рейсовых междугородних автобусах.
Вход в парк бесплатный, но можно оставить "пожертвование" на своё усмотрение (2-10 евро). Зайти на территорию можно свободно, никаких контролёров/касс нет. Располагается он буквально в 10 метрах от дороги, прямо на трассе Kuutostie, под указателем Patsaspuisto.
По факту, это домик самого художника, и территория вокруг него, в котором густо насажены деревья, есть дорожки, и где располагается то, чем Рёнккёнэн занимался почти 50 лет и благодаря чему его сад вошёл в 20-ку самых пугающих мест в мире -- почти 500 глиняных скульптур.
Пугающая выставка под открытым небом не оставляет равнодушным, мне кажется, никого. Эти фигуры и пугают, и завораживают, смотря на них тебе не страшно,
тебе странно.Каждый день автор занимался йогой и плаванием, и, по его словам, в скульптурах он как бы запечатлел свою молодость, своё молодое тело. Йогой у него занимаются почти 200 скульптур в отдельной части сада. Некоторые увлеклись и немного заросли)
В разные периоды жизни Вейё делал разные скульптуры: после смерти мамы он увлекся детскими монументами, да и вообще в саду можно найти разные сценки из обычной жизни: маму с детьми, монашек и монахов, стирку белья девушками, занятия спортом, игру на арфе, героев финского эпоса Калевала, собственных воспоминаний из детства и молодости, и просто странных, но забавных ребят:
Они стоят вдоль дорожек, немного теряясь в зарослях и неожиданно выступая из-за поворота.
По ярким и, наоборот, тусклым цветам, можно понять, какие скульптуры появились здесь раньше. В дальних углах сада "жители" парка совсем заросли и потускнели:
А у самого домика, который сейчас по совместительству магазин по продаже сувениров, всё яркое и блестящее:
Отдельно хочется обратить внимание на зубы и глаза героев:
Говорят, что у скульптора был друг-стоматолог, который "подгонял" ему материал для этих шикарных улыбок. А вот в глазах вставлены как будто стекляшки, которые запотевают, конденсируют и добавляют необычности (хотя, куда уж больше...) своим владельцам. Гуляя по садику, есть чувство, что за тобой неотрывно следят , куда бы ты не свернул 😊
Посещать парк, лучше, конечно, днём, пока светло, и в тёплое время года -- зимой снег засыпает скульптуры почти по пояс и передвигаться по саду довольно трудно.
Вполне понятно, что человеком автор был замкнутым, который живёт в своём мирке, трудится на заводе, а в свободное время посвящает себя созданию скульптур в собственном садике.
Рёнккёнэн занимался скульптурами не ради туристов, какой-то славы, а для своеобразного общения с внешним миром. В 2007 ему присудили премию от финского министерства культуры за достижения в искусстве, но он за ней не приехал 😊
В домике на территории, как я писала выше, сувенирный магазин, где можно купить кружки, футболки, наклейки и прочую продукцию с изображением наиболее популярных и эмоциональных статуй. А на балконе на улицу глядит целая "грядка" весёлых ребят. Следят за посетителями)
Парк представляет собой своеобразный тандем растений и скульптур, выполненных в стиле "ар-брют" --
фр. Art Brut — грубое искусство, здесь — необработанное, неограненное искусство) — термин, введенный французским художником Жаном Дюбюффе (1945) для описания собранной им коллекции картин, рисунков и скульптуры, созданных непрофессиональными мастерами, которые как с общественной, так и с психической точки зрения являются маргиналами (душевнобольные, инвалиды, заключенные, чудаки — одиночки, медиумы и т.п.). Их работы несут в высшей степени спонтанный характер и практически не зависят от культурных шаблонов. В частности, Ар брют не считается с конвенциями правдоподобия, живописной перспективы и условных масштабов, не признает разграничения реального и фантастического, иерархии материалов и т. д.
Негативных впечатлений парк у меня не вызвал. Я больше думала о самом Вейё, о его судьбе и философии жизни.
После смерти автора в 2010 году на 66-ом году жизни парком занимается специальная контора. Сам Рёнккёнэн особо не заморачивался о будущем своего детища -- всё осталось на своих мечтах под открытым небом и осадками, наподобие терракотовой армии, только в маленьком саду в Южной Карелии 😊
Целенаправленно сюда ехать, скорее всего, мало кто будет, но по возможности -- приезжайте! Эмоции, в любом случае, обеспечены 😊