Доброго времени суток всем. Никак не сходит у меня Достоевский, начала смотреть-читать и не могу остановиться. Вот очередное его произведение, еще не читанное, но просмотренное и опять шедевр. А раз книги обычно производят еще большее впечатление, то представляю, какова книга.
О фильме и актерах
Фильм снят режиссером Евгением Ташковым. Также в главной роли в нем снимается сын режиссера и его молодая жена, у которой разница с сыном всего год.
Андрей Ташков - Аркадий Долгорукий
Из тех, кого я сразу узнала и рада была увидеть, оказались актрисы Наталья Гундарева и Лариса Удовиченко.
На этом фото Наталья Гундарева в роли Татьяны Павловны и Татьяна Ташкова в роли Катерины Николаевны Ахмаковой
Честно признаюсь, Андрея Ташкова до того не видела, а если и видела, то уже в его зрелом возрасте. Я смотрела фото после того, как прошел фильм и поверить не могла, время иногда очень немилосердно к людям. Тут Андрею Ташкову всего только 26 лет, он при этом кажется совсем молоденьким, таким неоперившимся. А играет практически свой возраст - 19 лет, ну и, вероятно, плюс год к нему. Но как играет! Так вжиться в роль, показать этапы взросления, эмоции, не всегда свойственные ребятам-подросткам. А он именно воплотил все задумки режиссера на экране, во всяком случае - есть такое ощущение. Его герой - сын бывшей крепостной и барина, Аркадий Макарыч Долгорукий. Поскольку мать "подростка" практически все действие фильма
А его первая любовь экранная, реальная мачеха Татьяна Ташкова. Она всего на год старше своего пасынка, а, кажется, что это умудренная уже огромным жизненным опытом женщина. Впрочем, видимо так оно и было. Даже любопытно, в его интонациях к ней было что-то личное, что не пришлось играть, а просто нужно было показать. Катерина Николаевна Ахмакова с самого начала фильма предстает как некий противовес отцу главного героя, его врагом.
Татьяна Ташкова - Катерина Ахмакова со своим экранным отцом князем Сокольским
Вообще, в фильме очень много актеров и даже те, что играют проходные роли, постарались на славу. Среди главные героев в роли родного отца Аркадия, князя Версилова - Олег Борисов. Он играет в некотором роде любимца женщин и фильмом оправдывается его звание. Князь действительно красноречив, диалоги актера - очень пространны, выдают в нем фигуру неординарную. Но вот насчет любимца женщин - на вкус и цвет, как говорится.
Князь Версилов верхний слева, рядом с ним - Крафт, персонаж, который только промелькнул. Правый нижний угол - Лиза, родная сестра Аркадия. Лиза в фильме постоянно, она, вследствие близости возраста и интересов, быстро становится подругой брата в каком-то роде. К сожалению, и ее путь нелегок. Достоевский не осыпал розами женскую стезю в своих произведениях.
Сестру главного героя сыграла Мария Федина.
А вот его мать - Лариса Малеванная, и, как оказалось впоследствии, у них еще был брат. Вообще, теме рожденных вне брака посвящено много в фильме, но все это происходит как бы вскользь, между делом.
Лариса Малеванная в роли Софьи Андреевны.
Софья Андреевна и еще один ее сын
Стезя женщины - вечное страдание. Уж сколько переносит героиня фильма из-за своего непутевого любовника. Одного того хватит, что она вечно в двусмысленном положении, еще один муж при живом.
Ее настоящий муж в какой-то момент появляется на экране. Он тут просто пророк какой-то - все его слушают, все посещают. Порой такие высокие отношения сложно понять - когда двое мужчин одной женщины сходятся в каждодневном общении.
Макар Ивановича - мужа Софьи Андреевны сыграл Марк Донской. К нему вообще нет вопросов - такое ощущение, что Достоевский его тут выставил Христом, а может, это видение режиссера, романа я пока не прочла.
Не так однозначна для меня игра героини Евгении Симоновой. Она в фильме - француженка Альфонсина, подружка Ламберта - бывшего однокашника Аркадия, который ищет, на чем бы нагреть руки. У Евгении Симоновой специфическая роль - много театральности, быть может, это своего рода игра на контрастах. Вообще, ее критиковали, хотя я не скажу, что она прям плохо сыграла. Если роль несколько гротескна и карикатурна, это не всегда плохо.
Аркадий для этой парочки оказался волей случая желанной добычей. И так ли уж трудно соблазнить парня выпивкой и картинками красивой жизни.
Хотя главным совратителем юного сердца я считаю князя Сережу. Он не только играет в рулетку, совершает подлоги, клевещет на сослуживцев и друзей, а также соблазняет женщин. Отец главного героя недалеко ушел от князя, но мне нравится, как Достоевский постоянно дает урок выбора.
Князь Сережа в мундире с красной грудью - актер Евгений Герасимов неподражаем.
Музыкальное сопровождение фильма - великолепно. Главная музыкальная тема - от композитора Бориса Чайковского, пронзительная музыка в исполнении симфонического оркестра. Она так хорошо подчеркивает неоднозначность человеческой натуры.
Темы фильма
Многие критикуют и произведение Достоевского, и фильм - я понимаю. Ругают жизнь аристократии, у которой только и дела было - высокие разговоры, игра в рулетку и выпивка от скуки. Но не может же фильм показать всего - был и труд, и ведение хозяйства, которое просто не выставляется. Женщины всегда занимались шитьем, вышивкой, плели кружева, рисовали. Мужчины занимались бумагами. Понятно, что основной труд несло на себе крестьянство, от этого уж никуда не уйдешь.
Аркадий и сам очень быстро из скромного наивного мальчика превращается в щеголя и игрока. И уже не стыдно ему тратить деньги, якобы отцовские, которых, по сути, в природе не существует.
Цитаты от юного Аркадия и ответ ему князя Сокольского:
-Я не люблю женщин за то, что они грубы, за то, что они несамостоятельны и за то, что они носят неприличные одежды...
Я и сам еще тринадцетилетним видел женскую наготу...всю, и почувствовал омерзение.
-Шер фам! От красивой свежей женщины яблоком пахнет, какое уж тут омерзение.
Точно можно сказать, что многие беседы - просто перлы, столько всего накручено, навязано на одну нить. Вообще, фильм имеет простое построение, но за счет введения большого количества героев и наслоения характеров, а также их влияния на юную душу нашего героя, он воспринимается не так уж и легко. С другой стороны, все актеры настолько ярки, самобытны, а их персонажи не картонны, они из плоти и крови, хотя некоторые, как Альфонсина, немного гротескны, что перепутать их невозможно. По мере просмотра все раскладывается по полочкам.
Очень выделена тема самоубийц
А вообще, переварить все, что Достоевский пытался сказать своим произведением так вот и не возьмешься. Посмотреть стоит - так выложились все, кто принимает участие в этом фильме.
А главная мысль, по моему мнению, - нет плохих людей и нет хороших, а есть каждый новый день, ставящий выбор перед человеком, и вот этот выбор показывает перевес добра или зла в его душе. Иногда выбор не так уж очевиден, когда по обе стороны стоят люди, которых ты любишь.