Без тебя я призрак, что из храма изгнан,
Без меня ты скучный миф.
Мы с тобой как братья в гимнах и проклятьях
С вечной властью над людьми.
Но ты прячешь тайну и в душе хрустальной
Знаю я грех смертный есть.
Я не тот, кто выдаст, имя мне — Антихрист,
Ты Христос тяжел твой крест, крест.
Совершенно случайно и неожиданно для себя я посмотрел фильм «монах и бес», который приятно удивил и озадачил одновременно. Не ожидал, что наши способны снять нечто настолько легкое и философское одновременно без вечно пьющих и ржущих в камеру героев с присказкой «про нас-с снимаем-с, про жизнь-с». Может быть все дело в том, что речь идет о монахах, которым по статусу не положено закладывать слишком много за воротник? : )
Перед тем, как делиться своими впечатлениями о просмотре картины хочу сделать важное уточнение (я дополнительно почитал информацию в сети, и посмотрел тематические форумы, связанные с этой историей): «монах и бес» является художественный и развлекательным фильмом. Он не претендует на знания и понимание православных догм и традиций. И потому рассматривать его через призму некого послания пастве не стоит.
Я хочу сказать, что некоторые моменты могут действительно удивить и даже вызвать море вопросов. А у особо чувствительной части Церкви так и вовсе желание вопить о том, что сие есть святотатство, и такое быть не может, так как просто не бывает такое в преданиях Церкви. Потому уточню еще раз, друзья – фильм просто сказка. Хорошая такая сказка с продуманным православным бытом и мироощущением, в котором действительно чувствуется то, что автор понимает про что делает историю.
Но здесь не было попытки исказить богословие, вплести еретические домыслы или навязать свою точку зрения, и тем самым вызвать сомнения у определенной части людей, которые могут и поверить в то, что так бывает : ) Впрочем, и написанное сейчас выше является лишь моим мнением, и я могу быть не прав для тех, кто хочет видеть в этом фильме только ересь и шатания святой Церкви. Каждый будет прав, так как сколько людей, столько и мнений.
Просто я хотел предупредить о том, что фильм действительно является художественным продуктом, и потому не ставил своей задачей показать достоверную жизнь монашеской обители начала XIX века. Все это антураж, и неплохой пересказ эпохи с иногда действительно точечными попаданиями в образ. В рамках которого нам и рассказывают историю про монаха, которого постоянно преследовал и мучил один бес по имени Легион. Задача у него была такая – сбить с пути истины праведного человека.
Заставить его поклониться мирским благам, совратить его душу, и не дать очередной душе праведника отправиться на небеса к вящей славе Творца и Его сонма ангелов.
Можно ли смотреть фильм, ничего не зная о православной культуре и традициях? Не будет ли сложностей с пониманием происходящего в кадрах?
Нет, друзья, здесь нет ничего такого локального или сложного для понимания светского и далекого от Церкви человека, что требовало бы какое-то дополнительное разъяснение. Так что «монаха и беса» при желании можно смотреть всем. Все просто, все доступно, и все понятно.
Наше дело только оценивать и думать. А потом решать – понравилось нам увиденное или нет. Так как я видел отзывы и из разряда «что за бред я посмотрел? Никакого смысла, что вообще происходит, и почему монах горит и летает?».
Не смею осуждать человека, но немного обескуражен тем, что он явно невнимательно смотрел картину, так как эти моменты объясняются непосредственно в самой ленте. И даже догадываться не надо о мистериях этих действий, так как нам все покажут прямо : )
Нужно просто смотреть фильм, и не отвлекаться на другие факторы. Ну а если настолько скучно, то зачем терзать и мучить себя? Всегда можно найти то, что нравится конкретно тебе. Ведь, повторюсь, фильм является художественный произведением, этакой сказкой с легким налетом православия, и не более того.
Я, например, не стал бы смотреть то, что мне было бы изначально скучно. Ведь картина не претендует на мировой шедевр, и явно не собирается становиться кладезем русского кино, которое будут пересматривать через 50 лет и кивать головой от восхищения.
Да, может быть определенную нишу «монах и бес» займет, и даже останется там. Но, повторюсь, что такие проекты обычно весьма локальны, и потому не имеют широкого резонанса или ухода в широкую массу.
Удивительно то, что я вообще нашел статьи про разбор и анализ фильма, и что очень много священнослужителей и даже несколько монахов высказались на тему этой истории. Что приятно удивило – высказались тепло и положительно.
С тем самым предупреждением, что это просто фильм, а потому не стоит верить всему увиденному, а лучше обращаться к предания Церкви и читать Святых Отцов, которые неоднократно высказывались на некоторые темы, которые поднимает своими образами «монах и бес».
А что касается самого фильма, то он прекрасен…
Год производства: 2016
Страна: Россия
Жанр: комедия, фантастика
Режиссер: Николай Досталь
Сценарий: Юрий Арабов
Продюсер: Игорь Толстунов, Сергей Козлов, Александр Досталь
Оператор: Леван Капанадзе
Композитор: Александр Соколов
Художник: Павел Пархоменко, Майя Мартьянова, Евгения Досталь
Первая половина XIX века. В мужском монастыре появляется новый насельник Иван Семенович. Но вместе с монахом в монастырь проникают темные силы, которые материализуются в лице Легиона (так он представился Ивану). Легион избрал Ивана объектом своей дьявольской работы и всячески искушает, чтобы сбить с пути служения Богу. Но чем сильнее искушение, тем крепче духовные силы Ивана.
Несколько раз я ставил на паузу, чтобы переварить увиденное, отсмеяться, или просто проникнуться глубиной сцены, и потом включил злоключения несчастного монаха дальше. Что я могу сказать?
Когда люди действительно хотят снять что-то хорошее и светлое, то у них обязательно все получается. «Монах и бес» - феномен русского кино, в котором не высмеивается наша культура и наши традиции, и где показывается душа русского человека. ИМХО, конечно же.
На истину не претендую, друзья.
Все начинается с обычного монашеского утра, когда в святую обитель стучится дымящийся спутник. Его обливают водой, приводят в себя, и спрашивают откуда он. После чего и начинаются «приключения» нашего героя.
Монах оказывается не так прост, как может показаться на первый взгляд. Не думаю, что удивлю кого-то этой фразой (в названии фильма все сказано уже за меня) – его преследует и искушает бес по имени Легион, который не хочет дать спастись вечной душе этого человека.
Уж больно он смирен и кроток. И потому вызывает желание искусить, сломать, переделать, перекроить на свой, инфернальный лад.
Не может нечистый дух успокоиться и видеть праведного человека на грешной земле, и потому даже в обители Бога ему нет покоя. Почему же монах терпит все эти наказания, говорит странные и порой граничащие на измене фразы и шуточки, и вечно терпит хулу на свое честное имя?
Все очень просто – все с попущения Господа, который проверяет его смирение, и позволяет нечистому пытаться искусить своего раба. Недаром Святые Отцы говорят о том, что без согласия Бога с головы человека не упадет волос. Коль уж монах подвергается таким бедам и напастям, значит действительно терпит ради своей веры и смирения, которое он должен проявить во время искушений.
Актер, играющий монаха бесподобен. Просто низкий поклон за отлично переданный образ человека, который не понимает за что все все эти мистерии происходят именно с ним. Который находится на грани морального слома, но продолжает нести свой крест, так как он осознает, что грешен, а потому заслуживает все эти грехи.
Странный парадокс всех праведных людей, который неплохо объясняли в свое время некоторые Отцы – чем чище человек, тем ярче его свет. И потому праведник четко видит каждый свой грех. В то время как человек грешный блуждает во тьме, и натыкается на бесформенные глыбы жизненных ошибок, и изредка прозревающий, что да-с, грешки то есть. Но куда без них? Весь все так живут…
Понравился мне и образ Люцифера, который передан на мой скромный взгляд абсолютно верно. Именно таким и должен быть бес, пытающийся сбить с пути монаха – интеллигентный, подтянутый и харизматичный.
Нет, я не восхищаюсь нечистой силой, но я помню предания Отцов, когда к некоторым из них бесы приходили в образе даже Спасителя. Неудивительно, что и Легион не приходит как бородатый козлище с всклоченной бородой и пугающе вращающими в глазницах глазами.
Его искушения должны быть тонки, а речь сладкой и приторной, чтобы соблазнить человека, и зародить сомнения в его голове. За которые он сможет зацепиться, и тянуть, тянуть праведника на дно, чтобы потом не отпускать его душу.
Хронометраж фильма достаточно объемен – картину показывают около 2 часов. Это может показаться много, но я не заметил как пролетели первые кадры, и как пошли уже финальные титры. Команда действительно РАБОТАЛА со своим детищем, и потому на выхлопе получилось нечто яркое и самобытное, запоминающееся, и местами даже прекрасное.
Отдельное спасибо хочу сказать за шутки, которые есть в фильме. Честно признаюсь, что боялся, боялся того, что перестараются с ними. Перейдут невидимую грань юмора на очередную похабщину, и испортят весь колорит своей же работы. Как же приятно было видеть, что все соблюдено в меру, и что акценты расставлены правильно.
Фильм прекрасен. Я не вижу смысла занижать оценку за несоблюдение канонов или преданий церкви. Отсебятина в художественных проектах допустима и естественна.
Повторюсь, что они делали просто хорошее кино про одного монаха и его искусителя, а не пытались показать молитвенную борьбу всех монахов за святую Русь-Матушку. Потому не буду видеть того, что в проект первоначально не вкладывали : )
Способна ли картина «соблазнить или сбить с пути»? Учитывая печальный но исторический факт того, что в свое время даже переводы священного писания разорвали Церковь, то я не сомневаюсь в том, что кто захочет, тот обязательно почувствует запах серы от этой картины. И встанет в обвинительную позу. Когда человек уже уверен в том, что это бяка, и что это соблазнение праведных и малых, то ему не нужны аргументы или факты.
О нет, у него есть куда более могущественное оружие в его руках – его слепая вера.
Так что «монах и бес», несмотря на свою искусственность, весьма точно поймал колорит поднятой им же темы. Монахи молятся, бесы соблазняют. Кто-то ломается и поддается, кто-то страдает и спасается. Все как в жизни. Спасибо большое ребятам за возможность увидеть такую замечательную историю. Спасибо большое актерам, которые ожили историю.
И спасибо вам за то, что прочитали мой отзыв, друзья. Я поднимаю палец, и ставлю максимально высокую оценку. Мне понравилось.