Опубликовано 21 Апрель, 2024 - 00:09

  • Опыт использования:
    один раз

Всех приветствую!

Долго не могла дойти до сюжетного дополнения к вышедшей в конце 2022 года The Callisto Protocol. Всё собиралась, собиралась, но постоянно откладывала на потом. Должно быть, игра не настолько меня сильно зацепила, чтобы я с огромным нетерпением ждала её продолжения и с таким же огромным нетерпением садилась играть. Основная часть окончилась жирным многоточием, так что выход второй части или DLC было вопросом времени.

Основную часть за полгода до релиза я покупала на площадке Epic Games Store и как-то прошляпила такой момент, что, возможно, имеет смысл брать сразу Season Pass. Чтоб выходящий со временем контент давался по умолчанию, а не продавался за отдельную плату. DLC под названием "Последняя передача" вышло в свет 29 июня 2023 года (а для обладателей некоторых платформ аж раньше на два дня). Хотела я было его во всё том же EGS докупить его, но столкнулась с такой проблемой, что для РФ-региона товар недоступен. Чего, кстати, на момент предзаказа основной части не было.

Помимо DLC, в игру добавили некоторые новые режимы сложности, новые костюмы, а также режим бунта - находиться на локации и отбиваться от волн противников. Затрудняюсь ответить, сколько это всё добро нынче стоит. Но надо отметить, что в том же Steam игра регулярно получает внушительную скидку. Уж даже думала и в Стиме для своего аккаунта приобрести игру, но хорошо, что не стала этого делать.

В то же время мне очень не хотелось устраивать в Epic Games Store пляски с бубном, менять регион, пополнять внутренний кошелёк иностранной валютой... Так что я, можно сказать, просто забила на "Протокол Каллисто", думая, что, может быть, когда-нибудь доберусь до него. Когда настроение будет. Или когда его взломают и кинут в зелёный бесплатный магазин.

Об игре я вспомнила благодаря новости о том, что студия GameVoice выпустила к ней полный русский дубляж. О данной студии пока что складываются исключительно положительные впечатления: перевод она делает быстро, очень качественно, к работе привлекает опытных актёров русской озвучки. Мне довелось пока что краем уха послушать полностью переведённый Hogwarts Legacy - впечатления остались хорошие. Так что вопроса о том, чтобы, как и в день релиза, играть с английской озвучкой и русскими субтитрами, даже не стояло.

Играла я с чужого Steam-аккаунта, друг поделился, за что ему огромное спасибо. Я долго думала о том, что делать: сразу же идти в DLC, либо же пройти игру с нуля. Остановилась на втором: за полтора года я уже позабыть успела и сюжет, и основы управления. Вспомнила, и даже заметила за собой значительный прогресс - таки, руки стали куда прямее, чем тогда.

Системные требования:

МИНИМАЛЬНЫЕ:

  • ОС: Windows 10/11
  • Процессор: Intel® Core™ i5-8400 or AMD Ryzen™ 5 2600
  • Оперативная память: 8 GB ОЗУ
  • Видеокарта: NVIDIA® GeForce® GTX 1060 or AMD Radeon™ RX 580
  • DirectX: версии 11
  • Место на диске: 75 GB

РЕКОМЕНДОВАННЫЕ:

  • ОС: Windows 10/11
  • Процессор: Intel® Core™ i7-8700 or AMD Ryzen™ 5 3600
  • Оперативная память: 16 GB ОЗУ
  • Видеокарта: NVIDIA® GeForce® GTX 1070 or AMD Radeon™ RX 5700
  • DirectX: версии 12
  • Место на диске: 75 GB

Игра работает... не то чтобы уж очень хорошо. Само собой, до того, что было 2 декабря 2022 года, ей очень далеко. Но некоторые проблемы всё равно остались. Незначительные статтеры и подлагивания, особенно перед срабатыванием контрольной точки. Основная часть работала неплохо, а вот в DLC у изображения иной раз случались эпилептические припадки - то есть несколько картинок со вспышками чередовали друг друга. Лечилось только перезапуском. Лично я не познала, но другие игроки жаловались, что в день выхода DLC им не удавалось перенести свой личный прогресс по части прокачки - и кто-то либо находил варианты лечения, либо соглашался на то, что давала игра (то есть начинать дополнение со стандартным набором оружия и без местной валюты).

Один раз у меня произошло такое, что главный герой никак не мог спрыгнуть вниз со специального передвижного ящика. Вообще. Это я увидела впервые и не понимала, как заставить это работать. Опять пришлось игру перезапускать.

Сюжет в дополнении не шибко богат на какие-то открытия или события. Но ясно одно: в дополнение идти нет смысла, если не знать того, что было в основной части. В отзыве на него возможны спойлеры, так как дополнение берёт своё начало как раз с концовки основной части. Я предупредила.

Итак, к концу своего побега из тюрьмы "Чёрная жесть" (Black Iron Prison в оригинале) главный герой истории Джейкоб Ли вместе со своей напарницей Дэни выясняют главное. Что вспышка биофажного вируса стало прямым следствием научных экспериментов (ой, как неожиданно) начальника тюрьмы Дункана Коула и доктором Кейтлин Малер. А в качестве испытуемых принимали участие заключённые тюрьмы.

Дункан Коул, понимая, что его деятельность может быть обнародована, запускает систему самоуничтожения тюремного комплекса. Дуэт героев видит своё спасение только в стремительном беге к спасательным капсулам, однако их встречает крайне неприятный сюрприз - спасательных капсул рассчитано всего лишь на одну персону. И тогда Джейкоб принимает решение, что эвакуироваться с "Чёрной жести" (и заодно раскрыть преступления начальника тюрьмы) должна именно Дэни.

Такое непростое решение объясняется желанием Джейкоба искупить свою косвенную вину за то, что биофаговирус просочился на соседний спутник Юпитера - Европу. Джейкоб вместе со своим погибшим коллегой Максом осуществляли межспутниковую перевозку грузов; как они сами думали, они доставляли различные медикаменты, но как-то раз Джейкоб в одном из ящиков обнаружил двойное дно с какими-то подозрительными футлярами. И вместо того чтоб сунуться и посмотреть, что в них, Джейкоб решил, что это не его дело.

Как только Дэни покидает пределы разрушающейся тюрьмы, на связь с Джейкобом по встроенному импланту (который выступает не только как средство контроля над здоровьем, но и выступает своего рода мини-компьютером и телефоном) выходит доктор Малер. В отличие от Дункана Коула, своей деятельностью на "Чёрной жести" она не гордится. Доктор, найдя способ отсрочить самоуничтожение тюрьмы, предлагает Джейкобы встретиться - ведь есть ещё шанс эвакуироваться.

Собственно, на этом основной сюжет и заканчивается. И этим начинается сюжет DLC. Джейкобу необходимо добраться до доктора через полуразрушенные комплексы тюрьмы через полчища агрессивных биофагов и параллельно собирая прочие доказательства преступлений на "Чёрной жести".

С сюжетной точки зрения это дополнение ценно только... объектами повествования в виде файлов, раскрывающих чуть больше лора. Но так их ещё обнаружить надо (с чем, впрочем, не так много проблем, ведь локации в игре не слишком обширные, а "подбираемые" предметы издалека светятся). А вот то, чем это дополнение закончилось... В общем, теперь я понимаю, за что это дополнение так ругают. Концовка в игре не самая обнадёживающая и, что главное, намекающая на то, что сиквела, скорее всего, не будет. А ведь столько всего осталось нерассказанным! Как я понимаю, всему виной не самые впечатляющие продажи игры и реакция игроков. А ещё и увольнение Глена Скофилда из студии, который несколько лет назад был геймдизайнером студии, выпустившей Dead Space.

По поводу главного героя... Это чисто моё мнение, но его мотивация мне показалась очень слабой. Да, на нём лежит косвенная вина, но так ли она велика, чтоб аж захотелось собой пожертвовать? В то, что Джейкоб поначалу яростно отрицает свою причастность, а потом несёт в себе терзания как тяжкий груз - лично я не поверила. Не прониклась. Плюсом ко всему, сам по себе Джейкоб мне показался крайне скучным и непроработанным персонажем. О нём известно чуть более, чем совсем ничего. Кто он, чем занимался до своей работы дальнобойщика, есть ли у него семья...

Управление ничем не отличается от управления в первой части и, в целом, удобное и понятное. Разве что стоит отметить, что даже с зажатой кнопкой ускоренного бега передвигается главный герой как через толщу воды. В моменты обычной ходьбы по локации это не так бросается в глаза, как в минуты сражений со сложным противником, от опасных атак которого надо только убегать. Что получается далеко не всегда, и урон таки прилетает. Дополнение так же, как и основная часть, заточено под ближний бой, и он довольно прост для освоения - противник совершает в ближнем бою комбо из атак, от которых надо уклоняться, последовательно зажимая клавиши, отвечающие за движение в стороны. Есть ещё блок, за который отвечает зажатая клавиша движения назад, но я из тех, кто пользуется им крайне редко. Тот факт, что для блока и уклонения не предусмотрено отдельных клавиш, - не совсем удобно. Ведь получается, что заблокировать или уклониться можно только в ближнем бою. А ведь противники могут издалека плеваться кислотными шарами или бить по земле.

Зато отдельной клавишей (пробел) предусмотрен удар ногой по земле. И он не так уж и бесполезен, как кажется на первый взгляд. Во-первых, сбитых с ног противников можно топтать и добивать таким образом. Во-вторых, нужно (именно нужно) этим ударом топтать трупы, иначе с ним не выпадет лута. Не знаю, почему так сделали. Так что стоит довести до автоматизма - как только враг падает замертво, нужно к нему подойти и дополнительно по его туше ударить ногой. Ещё здесь нельзя навскидку стрелять, только при зажатии клавиши точного прицеливания (стандартно, ПКМ). Если нажать на клавишу атаки (ЛКМ) без зажатой клавиши прицела, то Джейкоб ударит оружием ближнего боя. Прыжков в игре нет, все препятствия преодолеваются или перелезанием через них, или пролезанием под ними. Ещё тут по-прежнему есть бесшумные передвижения на корточках, но стелс-сегментов в игре крайне мало.

Перед началом новой игры следует выбрать уровень сложности. В отличие от основного сюжета, DLC предлагает только стандартные режимы, их три - простой, средний и сложный. Так как я перепроходила игру на максимальной сложности и относительно комфортно себя чувствовала, то решила и тут не мелочиться. В принципе, жить можно, ресурсов и здоровья хватает. Сложность можно поменять в любой момент игры.

Прохождение тоже не сильно отличается от всего того, что приходилось делать во второй части. В этом дополнении снова придётся пробираться через полуразрушенные коридоры и лаборатории, да сражаться с ордами противников. Стоит похвалить (и этот плюс относится также и к основной части), что несмотря на отсутствие какой-либо навигационной системы, уровни интуитивно понятные и сложно в них заблудиться. По цветовому оформлению дверей понятно, какая из них открыта. Или по расположенному рядом с ними щитку мигом понимаешь, что там или провода надо перерезать или отыскать работающий предохранитель. А если рабочих дверей нет, значит стоит оглядеться - где-то должен быть вентиляционный ход, расположенный или на уровне пола, или под самым потолком.

Значительно меньше стало протискиваний сквозь какие-нибудь узенькие проёмы (в основной части им конца и края не было). А вот ползания по вентиляциям по-прежнему затяжные - и, понятно, что нужны они для дальнейшей прогрузки локации. Впрочем, на этот раз разработчики привнесли в эти ползунки некоторые новшества в виде вентиляторов, которые срываются со своего места и начинают на огромной скорости преследовать Джейкоба. Можно отлететь назад к контрольной точке, если не развернуться и не ползти в обратную сторону.

Также в дополнение добавили мини-игру в качестве доступа к закрытым локациям. Пришла эта мини-игра на смену имплантам из основной части, которые необходимо было вырезать из трупов и использовать их, видимо, в местах голосовой идентификации. На первый взгляд ничего сложного, нужно за отведённое время установить точки в одну линию. Ситуация несколько осложняется тем, что некоторые кнопки продолжают своё вращение, и с первого раза успеть их всех поставить как надо за 15 секунд крайне тяжело; а ближе к концу игры эти небольшие головоломки требуют куда больше попыток, чем они требовались вначале.

Враги в лице биофагов (некроморфов) вылезают почти с первых же минут. И они продолжают традицию посреди боя мутировать - о процессе мутации красноречиво сообщат высунувшиеся щупальца, которые или надо бить дубиной, или отстреливать. В противном случае, враг мутирует в более опасную форму, которая будет убивать с пары тычек и выдерживать колоссальный урон. Когда такой враг один - ещё ок, но вот когда этих врагов несколько, ситуация примет очень опасный оборот. В основной части нереально облегчали задачу расставленные по локации смертельно опасные объекты или ограждения, за пределами которого бездна. Телекинетические навыки позволяли практически любого врага хватать и швырять его как раз за эти ограждения, в опасные движущиеся механизмы или на стены с острыми кольями.

В дополнении опасные объекты тоже есть, но уже в гораздо меньше м количестве; а на некоторых локациях, где придётся пережить бой с ордой противников, их и вовсе нет. Можно сказать, им на смену пришли такие вот диски с острозаточенным краем, которые надо хватать телекинетической перчаткой и метать во врага - большинство из них падает замертво с одного такого попадания. Само собой, остались взрывчатые баллоны, которыми удобно разносить сразу нескольких врагов, точно также захватив телекинезом и швырнув в биофага. Что касается врагов, то главной фишкой этого дополнения стали биоботы. Эдакий симбиоз биофагов и роботов-охранников, ещё одно научное творение доктора Малер, которое в "Чёрной жести" после вспышки эпидемии стало чувствовать себя как дома. С биоботами игрока знакомят почти сразу же, однако предупреждают о повышенной опасности мутантов этого вида и настаивают на скрытном прохождении рядом с ними. И лишь к середине дополнения с одним из таких биоботов придётся схлестнуться в открытой схватке, используя оружие ближнего боя и огнестрел.

Биобот
Честно говоря, от мутанта этого вида я ожидала чего-то более интересного. Я просто помню, что в основной части пару раз, но были стычки с роботами-охранниками. И казались едва ли не опаснее биофагов со своей стрельбой длинной очередью. Я прикинула, что биобот будет сочетать стрельбу с атаками вблизи, но нет. По большому счёту, эта разновидность противников принципиально ничем не отличается от всех остальных, если не считать увеличенного запаса здоровья. Они точно также совершают комбо из атак своими руками, от которых можно уклоняться в стороны. Разве что у биоботов есть атака удар электричеством по площади - от неё достаточно или отойти, или перебить усиленным ударом.

Огнестрелом биобот убивается достаточно долго. Зато быстро убивается новым видом оружия, которое заменит привычную полицейскую дубинку. В инвентаре игрока появится кинетический молот - очень мощное оружие, которым обычные биофаги убиваются с одного-двух ударов (по этой причине игра их под конец будет выкидывать целыми пачками), биоботам же понадобится что-то около шести или семи. Минус в том, что кинетический молот даётся чуть ли не под самый конец игры. Что печально, ведь с ним темп прохождения меняется. Появляется задор и желание разносить всех в кашу.

Кинетический молот
Молотом можно разбивать нагромождение из жёлтых ящиков - иногда они закрывают проходы в помещения, иногда закрывают собой места с ценным лутом или с секретной аудиозаписью. А иногда просто стоят без дела. Увы, внутри самих ящиков ничего нет.

У молота есть обычная атака и есть заряженная атака с ударом по земле. Помогает слегка отшвырнуть от себя сразу нескольких противников. Что в бою с биоботами особенно полезно, так как сбивает им их атаки электричеством по площади. А ещё первая стычка с биоботом будет последней, где он противостоит Джейкобу в одном лице. Дальше игра не будет стесняться выпускать против игрока нескольких биоботов. Но приноровиться к битве с ними несложно.

Финальный босс мне показался даже интереснее, чем финальный босс в основной игре. В принципе несложный, если бы не его крайне неприятная атака с ударом по земле - попав под неё, Джейкоб валится с ног и получает приличную порцию урона. Как нормально её избегать, я так и не поняла, но стремительное забегание боссу за спину облегчало положение через раз. Более-менее получалось эту атаку блокировать, но часть урона всё равно проходила.

На верстаке, который в игре выступает и как магазин, кинетический молот вообще не прокачивается. Вообще кажется, что в этом дополнении толком и нет нужды прокачивать что-либо. У меня из основной части перекочевал весь инвентарь и вся прокачка - я, в основном, вкладывалась, в дубинку и силовую перчатку. Это всё добро (а также расходники) приобретается на кредиты Каллисто, которые либо падают с врагов в незначительном количестве, либо же даются за продажу расшифровщиков и преобразователей энергии.

Сохранения в игре автоматические (ручные как бы и есть, но их как бы и нет - видимо, у разработчиков такие приколы). К счастью, эти сохранения срабатывают очень часто, так что сильно переживать за прогресс в случае проигрыша или выхода не стоит.

Инвентарь ячеечного типа
Графика в игре на отличном уровне - не передать словами свои ощущения, когда смотришь на то, как падает на объекты свет и как эти самые объекты отбрасывают тени. Жаль только, что особо в игре любоваться нечем - однотипные полуразрушенные коридоры да лабораторные помещения.

Лицевые анимации персонажей очень крутые - как в кат-сценах, так и в геймплее. Если ничего не делать, можно обратить внимание, что Джейкоб старается чем-то себя занять - он отирает пот со лба, поворачивает в стороны голову, рассматривает что-то.

Насчёт вечного вопроса, страшная ли игра. Со своей колокольни скажу, что нет. Это не хоррор, это боевик. Несмотря на все попытки игры казаться страшной, она полна кучей однотипных и очень предсказуемых скримеров. Вот ты идёшь по больничному блоку, видишь, на полу валяются трупы мутантов, и понимаешь, что они сейчас или вскочат на ноги или просто как-то дёрнутся. Основная часть закончилась тем же самым скримером, что был в финале Dead Space 2008 года.

Общие впечатления от дополнения всё-таки больше положительные. Да, закончили историю крайне неудачно (видимо, рассчитывали делать сиквел, но низкие продажи помешали этим планам, и проект решено было закрыть, что я считаю разумным выходом), но некоторые геймплейные новшества позволили получить некоторое удовольствие в этом 3-4часовом приключении. Новый вид врагов опасным оказался только на словах. Зато кинетическим молотом раскидывать враждебную форму жизни, устраивая самое настоящее ультранасилие, оказалось очень весёлым занятием.

Отдельной похвалы заслуживает полный русский дубляж (который, впрочем, добавляли не разработчики, а делала отдельно наша российская команда энтузиастов GameVoice). Дубляж нереально крутой, сделанный опытными актёрами озвучки, ещё и с матерными ругательствами; определённо заслуживает того, чтоб установить его в файлы игры.

Чувствую так, что в "Протокол Каллисто" более не вернусь. Даже с учётом того, что игра (и основная часть, и дополнение) не отнимает много времени. Сюжет так себе, персонажи ни сами по себе, ни своей мотивацией, не цепляют. Геймплей интересен лишь местами, но по большей части практически не предлагает каких-то увлекательных ситуаций. Даже если не сравнивать игру с её духовным предшественником по имени Dead Space, ощущается она какой-то ненасыщенной.

Дополнению от себя ставлю три звезды. За финал, который сильно портит всё, что в этом дополнении происходило, за слабую мотивацию главного героя и за техническое состояние, которое до сих пор оставляет желать лучшего.

К прохождению рекомендую, но не рекомендую покупать по фуллпрайсу. Только по очень большой скидке.

Достоинства
  • Графика
  • Лицевая анимация
  • Новое оружие
  • Продолжение сюжета
Недостатки
  • Блеклые герои
  • Концовка
  • Техническое состояние
olya_konstрекомендует
Читать все отзывы 1
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
21.04.2024
Зачем такие сложности, как чужой Steam-аккаунт? Я играла бесплатно, со всеми DLC. После того, как убрали защиту Denovo. В общем доступе. Пропатчено, без багов, зависаний и пр. Хотя, может быть, вы принципиально, в пиратки, не играете. Конечно, это ваш выбор.
21.04.2024
Отреагировали так, будто я убила кого-то. Сложностей у меня было аж ровно ноль, друг дал данные от акка, подтвердил вход с чужого устройства, и всё. Делов меньше, чем на минуту.

И DRM-защита, кстати, там называется-то Denuvo, а не Denovo.
21.04.2024
Какая-то странная реакция, на простой вопрос. Я на вас не наезжала, просто удивилась. Читающим, указала другой путь. На форумах пишут, не все знают, об этом. Да, конечно Denuvo, описка. А вам, хороших впечатлений, от классных игр и удачи!
21.04.2024
Сейчас это обычное явление, когда люди могут играть с чужих аккаунтов, и сложностей тут целых ноль. Даже на сторонних ресурсах, где продают пополнение кошельков и ключи активации, есть услуга аккаунта напрокат за 100-200 рублей. Такое практикуется очень давно, удивления как-то неактуальны.
08.05.2024
Графика интересная Steve
09.05.2024
Графика классная у игры однозначно))
Смотрите также