Если бы режиссер Джон Мактирнан снимал короткометражки, то я бы наверняка даже по дому ходил в майке с его портретом. Нет, кроме шуток, первые пять-десять минут «Крепкого орешка» не просто безупречно сняты, но они еще и умудряются полноценно рассказать нам интересную историю, наполненную эмоциональными переживаниями и непростыми жизненными выборами главных героев ленты. Проблем только в том, что общий метраж картины выходит за пределы 130 минут и каждая последующая десятиминутка делает просмотр для зрителя все более и более мучительным.
Очевидно, что лента «Крепкий орешек» во многом была вдохновлена культовыми «
Челюстями» и предыдущей работой Мактирнана — холодящим кровь слоубёрнером «
Хищник». От блестящего творения Стивена Спилберга мы видим здесь обилие мелких деталей, из которых буквально сплетен весь сюжет, в то время как «
Хищник» подарил ленте свой фирменный неспешный темп повествования.
Только два упомянутых выше фильма относятся к жанру триллеров, в то время как перед нами боевик, который буквально не может себе позволить терять темп повествования ни на секунду, а иначе зритель заскучает и все кончено...
Лента повествует о нью-йорском полицейском, который прибывает на западное побережье США, чтобы повидаться с женой, которая переехала с детьми в Калифорнию ради престижной должности в огромной японской корпорации. Не успевают влюбленные выяснить отношения по приезду, как принадлежащий корпорации небоскреб захватывают международные террористы, которые вскоре оказываются банальными грабителями. Вот этих вот самых грабителей в башне из стали и цемента будет крошить свыше двух часов экранного времени наш босой протагонист.
Проблемы с логикой у картины начинаются достаточно быстро, поскольку в реальной жизни грабители банков и прочих вместилищ нажитого непосильным трудом очень неохотно идут на убийства, поскольку это может увеличить срок тюремного заключения непутевого грабителя в несколько раз. Однако местные бандиты расправляются с людьми направо и налево, что очень сильно портит образ того же главаря псевдо-террористической шайка Ганса Грубера, которого режиссер пытался показать расчетливым интеллектуалом, а в итоге сделал истеричкой.
Следующая проблема картины — это полное отсутствие ощущение пространства, поскольку главный герой по имени Джон Макклейн почти всю ленту прячется «где-то там, на верхних этажах небоскреба», изредка выныривая в обжитых помещениях для умерщвления очередного негодяя. Разговаривать герою особо не с кем из-за чего мы большую часть времени видим его с рацией в руках, с помощью которой он переговаривается со своим соратникам в рядах полиции солнечного штата.
Однако главной проблемой картины являются «полезные идиоты», которых режиссер держит в кадре лишь для того, чтобы заставить сочувствующих Маккейну представителей рабочего класса почувствовать свое интеллектуальное превосходство над непутевыми высокопоставленными лицами. Настырный заместитель начальника полиции и два агента ФБР занимают непростительно большое количество экранного времени, хотя художественная ценность этих подчеркнуто карикатурных и непробиваемо тупых образов представляется зрителю крайне сомнительной.
Другими словами, перед нами бесконечно длинный и запутанный фильм с непроработанными образами, нелепыми диалогами и обилием ненужных сцен. Да, Брюс Уиллис милашка, но достойных картин с его участием хоть отбавляй, а с задачей по созданию бодрых боевиков уже даже
филиппинцы лучше справляются.