Признаюсь честно, фильм «Субстанция» преследует меня уже 2 месяца. Я вижу отзывы об этом фильме на сайтах, он высвечивается в новостных лентах, о нём разговаривают в интернете, на работе, в транспорте, и практически, если не все, то многие говорят, что фильм очень страшный, что, собственно, и останавливало меня от просмотра всё это время, так как я человек впечатлительный и фильмы ужасов не смотрю.
Но когда на работе моя коллега, от которой я вообще не ожидала, что она поклонница таких фильмов, сказала:
«Девочки, нам нужно всем обязательно посмотреть этот фильм»,
я поняла, что оно того стоит.
Посмотрела «Субстанцию» и была поражена до глубины души, настолько, что на время забыла о своих личных делах. Наверное, я никогда не встречала ничего подобного. Многие утверждают, что этот фильм лишён смысла, особенно в конце, однако я придерживаюсь другого мнения. На мой взгляд, он действительно имеет глубокий смысл.
Сюжет:
Звезда Голливуда, телевидения и фитнеса Элизабет не может смириться с тем, что её золотое время уже прошло. Она покупает на чёрном рынке загадочную сыворотку, чтобы создать более привлекательную и молодую версию себя. Одна из лучших ролей Деми Мур в одном из самых впечатляющих и обсуждаемых фильмов 2024 года. Незабываемый боди-хоррор получил приз Каннского фестиваля за лучший сценарий.
Расскажу про свои впечатления от фильма.
Фильм снят классно и буквально напичкан цитатами и отсылками к известным режиссёрам и фильмам. Планы и декорации, если не копируют, то буквально близко к оригиналу цитируют планы и декорации Кубрика. А Кубрик, как известно, снял очень много фильмов и работ про помешательство в той или иной форме. Много отсылок к фильму «Реквием по мечте», тоже ужасному, который я посмотрела и больше смотреть не хотела бы никогда.
В финале, на мой взгляд, идёт прямая отсылка к культовому фильму «Кэрри» по книге Стивена Кинга, а также к не менее культовой комедии «Смерть ей к лицу» с Мерил Стрип и Голди Хоун. Какие-то, может быть, ещё есть отсылки, их очень много. Жёлтое пальто героини мне напомнило (помимо желтка) жёлтый плащ мальчика, который попадает в сточную канализацию к клоуну Пеннивайзу (Деми Мур тоже лезет вниз, наклоняясь, чтобы пройти дверь). И так далее. Фильм — не просто глубочайшая сатира, это ещё и кино-цитатник.
Что касается сюжета, тоже многие говорят, что он слишком тупой, прямолинейный и однозначный. И так не считаю. Посмотрите на развитие событий: главная героиня явно сошла с ума, причём до того, как она получила флакон с субстанцией. Как же ещё можно назвать такую болезненную зацикленность на внешности и обожании толпы? Посмотрите, как она себя ведёт: ее увольняют с телешоу, но она сделала великолепную, блестящую карьеру на телевидении. В реальной жизни, объективно, она могла бы дальше заниматься общественной деятельностью, бизнесом, выпускать товары или курсы. В нормальном раскладе она вполне могла бы достойно и интересно жить. Но для неё увольнение — крест и конец.
После того как она раздваивается с помощью волшебного флакончика, что мы видим? Физически, да, от неё отделяется красивая, молодая, ещё более привлекательная девушка. Но что же можно сказать о характере этой девушки? Если девушка отделилась от её тела физически, то сознание этой девушки — отделилось от сознания самой героини. И это ещё более зацикленное на внешности, жестокое, эгоистичное, самовлюблённое сознание, нежели чем у самой героини — это сама героиня в степени икс 10. Если в самой Элизабет оставалось хоть что-то человеческое, то в этой молодой красивой девушке ничего человеческого нет. Для неё существуют только внешность, успех перед толпой, популярность и сексуальная привлекательность.
Сцена, в которой она убивает, ужасает даже не какой-то абстрактной жестокостью, а именно поражает воображение жуткой антигуманностью. Если отбросить в сторону все фантастические сказочные аспекты фильма, я не представляю, какая психика должна быть у девушки, которая совершает такой жуткий по всем параметрам поступок, и то, как она это делает, и в чём сущность поступка (надо было еще Достоевского с топором приплести, жалко не догадались).
На мой взгляд, когда молодая красотка отделилась от героини, в следующих сценах мы видим, что её сознание — по сути, уже монстр: искаженный, кровожадный и бессмысленный.
Финал вполне предсказуем. Утрирование, гиперболизация в финале должны подчеркнуть, на мой взгляд, абсурдность культа вокруг внешности, который создан сегодня. Разве не утрированы девушки топлесс на новогоднем шоу с детьми в зале? А это уже давно почти тв-реальность.
Хотя на тему внешности стоит, конечно, говорить отдельно, потому что, хотим мы этого или нет, она действительно играет в жизни важную, одну из ключевых ролей. Но, как и в любой сфере, здесь можно уйти в определённые крайности, что называется, сойти с ума, а можно прожить… прочувствовать эту сферу жизни правильно, спокойно и достойно.
Деми Мур великолепно сыграла: для женщины сыграть такую роль — это настоящий подвиг. Я помню подвиг Деми Мур ещё со времён фильма «Солдат Джейн», который я пересматривала много раз, могу цитировать наизусть и, закрыв глаза, вспомнить многие сцены. Я помню как после этого фильма её карьера пошла под откос, потому что он не попал ни в одну целевую аудиторию, на которую был рассчитан. Деми Мур — настоящий боец во всех смыслах: и в смысле внешности, и в смысле карьеры. В этом фильме она, можно сказать, играет саму себя, только, конечно, более сдвинутую и неадекватную. А это еще и настоящая самоирония, что в наше время для женщины уже является подвигом.
Фильм полон смысла, снят очень интересно и необычно. Смотреть второй не буду, потому что такого трэша, как я уже сказала, я не ожидала.