Доброго времени суток! Приезжая на отдых в Пафос мало кто проходит мимо Археологического парка. Нас манили античные мозаики, вспоминались мифы Древней Греции, боги. Именно на этой волне мы и добрели до входа в парк.
В 1962 году фермер, вспахивая на тракторе каменистую землю, случайно наткнулся на мозаичное панно. Это произошло в трёхстах метрах к северу от старой гавани Пафоса на невысоком плато, расположенным над портом. Начавшиеся здесь раскопки обнаружили остатки пяти римских вилл III - II века н.э. Сами виллы не сохранились, но зато уцелели уникальные напольные мозаики. В 1980 году археологические памятники Като Пафоса были включены ЮНЕСКО в список мирового культурного наследия, что и послужило поводом создания городского Археологического парка.
Территория парка большая, основная часть экспонатов всё-таки находится под открытым небом, под палящим солнцем. В сезон советую идти либо утром, либо ближе к закрытию, иначе сгорите и запаритесь. Солнце очень активное, не забывайте о солнцезащитном креме! Обязательно возьмите воды и перекус. И очень посоветую не тащить в парк маленьких детей! Им там будет неинтересно,тени практически нет. Все туристы с колясками просто бежали по парку галопом. Понравилось ли им? Очень сомневаюсь...
Входной билет на одного человека обойдётся в 4,50 евро. Около кассы можно бесплатно взять карту парка (на греческом, английском или русском языке). Войдя в парк и пройдя по лестнице подходим к зданию Визиторского центра. Это своеобразный мини-музей, можно рассмотреть небольшие археологические находки вблизи.
Далее дорога раздваивается. Советую сразу идти прямо к виллам Эона, Тесея и Орфея. Они находятся под открытым небом, за исключением одного крытого павильона. Дома расположены очень близко и практически сливаются один с другим. В доме Эона главная мозаика филигранной работы состоит из мелких кусочков 2-4 мм разных оттенков. За счет этого картинка объёмна. Раскопки на территории парка продолжаются и по сей день. В частности, границы дома Эона чётко не определены на настоящее время. К сожалению от домов мало что сохранилось, немного колонн и напольные мозаики. Но ведь именно на них мы и пришли посмотреть...
Античный водопровод.
Мозаика в Доме Эона из шести сцен (начало IV века н.э.).
Мозаичное панно с геометрическим рисунком.
Дом Тесея.
Фонтан на вилле Тесея.
Мозаика, изображающая схватку Тесея с Минотавром (III век до н.э.). В центре — действующие персонажи этой истории: Тесей, схвативший Минотавра за рог, чуть в стороне — Ариадна. Вокруг медальона изображен лабиринт Минотавра.
Мозаичные полы.
Колонны на вилле Орфея.
Мозаичное панно с геометрическим рисунком.
Дом Диониса расположен отдельно, и большая его часть находится в крытом помещении. Кстати, назван именем Диониса он не потому, что тот там жил. Просто большая часть мозаик ему посвящена. Все мозаики на территории парка подписаны на греческом, английском языках и на языке Брайля (для слепых). Нужно либо понимать английский, либо помнить мифы. Без аудиогида, конечно, сложновато.
Лента со сценами охоты.
Лента со сценами охоты.
Лента со сценами охоты.
Мозаика "Сцилла" (IV век до н.э.).
Информационная табличка к мозаике "Сцилла".
Мозаика "Времена года". Начиная с верхнего левого угла по часовой стрелке - лето, весна, осень и зима.
Мозаика "Времена Года".
Мозаика "Павлин".
Мозаика "Нарцисс".
Многим известна история красавца Нарцисса, который никому не отвечал взаимностью. Даже нимфа Эхо не смогла обратить на себя его внимания. После смерти она оставила от себя только свой голос − эхо. Нарцисс был наказан за это богами: как-то увидев своё отражение в воде он так и не смог оторвать взгляд от себя, так и умер, смотря на себя. Боги сжалились над ним и посмертно превратили парня в красивый цветок, растущий у воды − нарцисс.
Мозаика "Федра и Ипполит".
Мозаика "Аполлон и Дафна".
Вскоре после победы над Пифоном Аполлон обидел Эрота, насмеявшись над ним с его луком и стрелами. В отместку тот поразил его стрелой любви к Дафне, её же — стрелой антипатии, вызвав у неё отвращение к Аполлону. Преследуемая охваченным страстью Аполлоном — по словам Овидия, Аполлон гнался за ней, как собака за зайцем, — Дафна взмолилась к родителям с мольбой изменить её облик, чтобы избежать любви Аполлона, и была превращена в лавровое дерево. Однако Аполлон сохранил свои чувства — в память о ней лавр с тех пор стал священным деревом Аполлона, а лавровый венок — его непременным атрибутом. Также, по воле Аполлона дерево будет вечнозеленым и никогда не лишится листвы.
Мозаика "Пирам и Фисба".
Пирам и Фисба жили в соседних домах, которые имели даже одну общую стену. Юноша и девушка любили друг друга, но родители были против их отношений. Пирам и Фисба могли общаться лишь тайно. В этом им помогала щель в разделявшей их дома стене. Через эту щель они часами шептались друг с другом, а на прощание целовали стену. Пирам и Фисба договорились, что ночью сбегут из города и назначили место встречи, к которому Фисба пришла первой и увидела возратившуюся с охоты на быков львицу с мордой в крови. Фисба в ужасе убежала и уронила платок, который растерзала львица. Когда к месту встречи пришел Пирам и увидел окровавленный платок Фисбы, то решил, что его возлюбленная растерзана львом и в отчаянии закололся мечом. Вскоре Фисба вернулась и увидела умирающего Пирама. Она бросилась на его меч и погибла. Перед смертью Фисба увидела, что плоды шелковицы, обагрённые кровью Пирама, переменили свой цвет. Девушка завещала дереву, чтобы оно сохранило знак гибели возлюбленых. С тех пор ягоды шелковицы чернеют при созревании.
Путь от дома Диониса ведёт к маяку, который виден практически из любой точки парка. Маяк по настоящее время выполняет свою основную функцию. Пройдя 250-300 метров можно оказаться на пляже Фарос, говорят тут невероятные закаты...
Маяк Пафоса − самое молодое строение на территории парка. Он был построен в 1888 году.
Вид от маяка в сторону моря.
От маяка открывается обзорный вид на агору (рыночную площадь). К сожалению практически ничего не сохранилось, но раскопки активно ведутся. Амфитеатр восстановлен наполовину, лишь 11 из 25 рядов. В летние месяцы здесь проводят музыкальные и театральные выступления. Руины который идут вдоль дороги от одеона - это Асклепион. В этой части города поклонялись богу врачевания, отсюда и название.
Агора (рыночная площадь).
Одеон был сооружён в эллинистическую эпоху из тёсаных глыб известняка и перестроен во времена правления римского императора Августа. Современный вид он приобрёл в III веке.
Асклепион.
Собираясь посетить парк не стоит рассчитывать на древний город, от него остались только древние мозаики и руины. Место определенно подойдёт для любителей истории, мифов, античности, для остальных - думаю, 50/50. Несмотря на это, парк довольно интересен и время пройдет незаметно.