Большой театр России в центре столицы - конечно же, достопримечательность не только Москвы, а всей страны, и слышали о нём, худо-бедно, без преувеличения, все! (так что, товарищи и господа, пишите, плиз, пжлста, название театра с большой буквы!))
Расположен театр напротив Красной Площади, разделяемые Историческим музеем, Никольской улицей, станцией метро "Площадь Революции" (и всё это - тоже достопримечательности, достойные восхищения и восхваления))
Большой театр России. Москва
- этот снимок сделан в фотозоне Центрального Детского магазина на Лубянке (Детский Мир на Лубянке), но и на самом деле зимой на Театральной площади устанавливают такие красивые конструкции.
Большой театр России, Метрополь, ЦУМ. Москва
- вид на Большой и Малый театры, ЦУМ со стороны площади Революции, дорога - Театральный проезд, направо - к Лубянской площади, налево - ст. метро "Театральная", Госдума, ул. Большая Дмитровка (тоже с театрами), к ул.Тверская...
Я здесь расскажу, как мы были на ЭКСКУРСИИ в театре - подобные проводят почти все московские театры, ну, очень интересно (хотя, справедливости ради, не всегда можно попасть во все помещения театра, это заранее не говорят, будут ли там репетиции, или работы в костюмерных цехах).
Билеты на экскурсии продают сейчас только через интернет (так написано на оф. сайте Большого театра), мы были в благословенные "чистые" времена.., и занимали "живую" очередь.
Экскурсии проводятся по ЧЕТВЕРГАМ по электронным билетам, которые продаются на сайте театра. Начало экскурсии для группы на русском языке (15 человек) в 11:00 и 11:30. Сбор экскурсантов: подъезд № 12 (один из центральных) исторического здания театра. ЛЬГОТЫ Льготный билет стоимостью 500 рублей предоставляется школьникам (8-11 классы), студентам дневной формы обучения и пенсионерам.
Очередь собирается у главных дверей главного здания Большого, отдельно - русскоязычные, отдельно - иностранцы; сотрудник охраны театра выдаёт всем бумажные цветные браслетики, проводит внутрь, где всё вполне цивильное, современное - небольшая площадка с окошками-бойницами касс, внизу - туалеты, гардероб, мы там оставляли сумки-рюкзаки-чемоданы, дело было летом, без верхней одежды, но многие были с багажом.
Группу встречает экскурсовод - обычно это хорошо знающий театр сотрудник или даже артист труппы Большого (!).
Экскурсанты, так принято там, становятся двумя полукругами - может, потому и ограничено кол-во человек в группах, чтобы все слышали спокойный голос экскурсовода без всяких усилителей.
Поднимаемся по главной лестнице...
Белое фойе Большого театра России. Москва
- насколько продумано было всё при проектировании театра! Ширина главной лестницы чётко по определённым размерам - чтобы по ней свободно поднималась дама в тогдашних широких платьях-юбках-кринолинах, и, на ступеньку ниже, рядом - её кавалер;
да и само здание построено т а к, что недавний долгий ремонт театра заключался именно в реконструкции здания, а не перестроении, ну, и добавили кое-что более современное, не нарушив конструкцию здания (лифт, репетиционный зал под куполом).
И проектировали здания тогда "с линейкой и блокнотом", как говорится, - т.е., штангенциркуль, линейка и светлая голова архитектора.
Здание Большого театра России, между прочим - единственное в мире из старых зданий,которое соответствует с самого начала эксплуатации всем необходимым требованиям, для всего там есть отдельные помещения, удобные (наверное) переходы...
И было это в 19-м веке...
Подобный Большому есть ещё один театр того же архитектора - Мариинский в Санкт-Петербурге, но он появился позже.
...а узкие балкончики над лестничным проёмом в Белом фойе - тоже специальной ширины, чтобы можно было беседовать без "чужих ушей", т.е., тогда там даже несколько человек просто не поместились бы)
Белое фойе. Большой театр. Москва
Белое фойе в Большом театре России. Москва
Фойе называется Белым - белые стены, двери в ложи и зал, и, конечно же, белый рояль.
Центральная высокая дверь в этом фойе - вход в Царскую ложу, там даже сохранились вензели Н и А - Николай, Александра;
на стене - мемориальная доска с фамилиями золотыми буквами известных артистов театра, воевавших и не вернувшихся с войны...
Императорское фойе. Большой театр России. Москва
- Императорское фойе. Здесь могла находиться только императорская Семья, а приглашённые гости оставались в соседнем помещении. Там специальное, особенное устройство фойе, акустика - чтобы Императора Николая Второй слышно было всем (а голос его, как известно, был тихий, и Николай Второй никогда его не повышал)
Для украшения стен спец. на коронацию Николая Второго во Франции заказали красный (кирпичный) шёлк, так объясняла экскурсовод (а я постеснялась спросить, неужели прямо тот самый шёлк сохранился до наших дней?))
Тогда Императорский зал и Бетховенский зал были соединены проходом, и на концертах в, тогда ещё безымянном зале, могли присутствовать только самые именитые господа Москвы; один из них - Нарком Луначарский произнёс большую речь в честь 150-летия со дня рождения Бетховена, и предложил назвать (назвал) этот Зал Большого театра Бетховенским - в том смысле, что эта фамилия уже миру известна, и никто не будет удивлён такому названию...
В афишах Большого театра отдельно указываются концерты, даваемые в Бетховенском зале - это именно тут.
Нам, всей группе, очень понравилась экскурсия по Большому театру, хотя и были мы там, получается, несколько лет назад; но помни почти всё из рассказа экскурсовода, так доходчиво и спокойно она говорила, с правильными интонациями, паузами к месту.., не то, что известная телеведущая А... (не в обиду будет сказано, не одна я так думаю)
Например, экскурсовод объясняла, как проходят кастинги (по-театральному - прослушивания) для работы (службы!) в театре - конечно же, все претенденты аккуратно одеты-причёсаны, все профессионалы-оперные певцы или балетмейстеры, но отбираются, бывает, по первому впечатлению, как первая любовь) или даже интуитивно - вышел-начал петь-покорил!
И, судя по уровню нашего Большого в мире, - интуиция приёмную комиссию не подводит.., хотя, может, это, всё же, и есть - высший профессионализм?
А ещё экскурсовод сказала - внимание всем!) - чтобы добиваться и поддерживать свой уровень мастерства, надо иметь здоровье, беречь здоровье, вести здоровый.., ну, дальше все всё знают.., осталось только делать ) Она привела в пример расписание выступлений и гастролей артистов на несколько лет вперёд.., и не знал тогда никто, что нас всех ждёт впереди...
На моих снимках не распознаются настенные светильники в театре (в интернете они представлены с разных ракурсов, если кого-то заинтересуют) - они сохранены в том же виде, только сверху приделаны электрические плафоны; а стеклянные (или хрустальные?) "слёзы" были газовыми - и каждый вечер специальный человек обходил театр и зажигал их.
На каждом этаже, ярусе таблички -
Большой театр России. Москва
- и на каждой табличке изображение лица-маски - разное.
Кто пойдёт в театр - обратите внимание на пол в коридорах - сейчас это, конечно, современный камень, но мозаичный рисунок в точности повторяет тот, первый - он собран по образцу с кусочка пола, найденного в главной ложе.
Экскурсантам ещё показывают костюмерный цех театра (не всегда), нам рассказали на словах, что там и кто работает - у них есть династия костюмеров, которая работает в театре почти 200 (!) лет (это на сегодня, а, возможно, что потомки этой семьи будут верой и правдой служить театру вечно))
А знаете, как раньше становились артистами и рабочими в Большом театре? тогда детей собирали со всей Руси в школу при театре, и обучали сначала всех всему и основам премудростей, а после выбирали из них - кто будет выступать на сцене, а кто пойдёт в обслуживающий персонал.
И на репетициях учителя не церемонились, так сказать - лупили скрипичными смычками (аккомпанировали тогда на скрипках) танцоров прямо по ногам).
Кто-то из живущих поныне ) ещё помнит на краешках театральных сцен выгнутые низенькие "домики" - там сидели суфлёры для подстраховки артистов, подсказывали им текст; а теперь таких суфлёрских будок нет - где-то по бокам сцены, невидимые зрителям, висят экраны с текстами)
И дирижёр оркестра раньше стоял на краю сцены, чтобы и артистам был виден, но, когда там руководил Рахманинов - он перевёл дирижёров к музыкантам, в оркестровую яму (как теперь певцы следят за музыкой, то ли нам не сказали, то ли я забыла, а, может, всё отражается на тех экранах...)
А какое там золото в зрительном зале!.. ну, не совсем всё золотое - ярусы украшены красивым блестящим рисунком; оказывается, это всего лишь папье-маше, покрытое тонким слоем сусального (настоящего) золота - так спец. сделано, бумага - проводник звука, золото - отражатель звука.
Отдельной песни заслуживает люстра в зале!
Сначала она быламасляной, её заполняли под крышей, и в зал опускали, через раздвижной потолок, уже горящую; но масло капало вниз;
потом люстру сделали газовой со множеством трубок и хрустальных подвесок, которые сохранили и сейчас, хотя люстра давно уже электрическая.
Люстру периодически моют - для этого убирают стулья из зрительного зала (да, в партере самые обыкновенные мягкие стулья), люстра опускается.
Если посмотреть фотографии с самых значимых премьер в Большом театре - в партере сплошь и рядом дамы в вечерних нарядах и мужчины-джентльмены в костюмах-смокингах.., а из стульев тех, говорят, какая-то труха пробивается сквозь обивку.., не меняют же их ради премьер...
КАК ВЫБРАТЬ ЛУЧШИЕ МЕСТА.
Определить визуально горизонтальную середину сцены - и напротив будут лучшие места. Это второй и третий ярусы. Ну, конечно же, - там же и Царская ложа.
В партере - 5-й ряд.
А самый-самый верх - и вовсе, так называемые, стоячие места - там ограждение, чтобы не свалиться, и что именно оттуда видно.., сцена т а к далеко, как будто, смотришь игрушечный театр с куклами-артистами... Но, хотя бы, видно, можно и через бинокль смотреть.
А ещё там есть "слепые зоны" - так и написано на схемах зала театра - "видимость 100%", "...50%", меньше, ещё меньше, "0%"... И на те места билеты распродаются по обычной цене, как и на ярусы...
Чтобы успеть купить дешёвые билеты (на старте продаж), надо следить за информацией на оф. сайте Большого театра в разделе "Визит в театр"; а для покупки лучше заранее зарегистрироваться и изучить схему зала, т.к., билеты исчезают на глазах, пока думаешь, какие места выбрать.
А цены на старте (в начале) продаж, и в самом деле, очень даже доступные; это уже после электронной продажи, что останется, выкладывается в свободный доступ там же, на сайте или в кассах театра - и цены уже значительно выше -
сайт Большого театра России. Москва
сайт Большого театра. раздел "Визит в театр"
сайт Большого театра (Визит в театр)
сайт Большого театра. раздел "Визит в театр"
- сходили в театр...
билеты на экскурсию в Большой театр России (через кассу театра). Москва
Экскурсия ещё интереснее самостоятельного изучения театра тем, что показывают Музейтеатра (и, возможно, костюмерные и гримёрные), самим туда никак не попасть, даже если придти рано в театр с билетом на представление, и везде там ходить-смотреть.
Ну, в Большой театр не все могут попасть, а Театральная площадь свободна для прохода.
А ведь там, под площадью, глубоко внизу - тот самый Бетховенский зал! и, возможно, именно сейчас там репетируют артисты театра, или и вовсе звучит замечательная музыка, и зрители с замиранием слушают...
Театральная площадь. Большой театр. Москва
Театральная площадь. Москва
Театральная площадь. Москва
...про речку Неглинную... Это та, которую когда-то, давно, заточили в трубу, т.к., от неё по берегам была только слякоть и грязь, и теперь о ней напоминает только название улицы рядом с театром) А землю вокруг, вместо домов и лачуг по берегам той реки, как раз, и заняли этим театром...
...про ЦУМ... на площади той, когда ещё не было никаких зданий, располагалась стоянка для лошадей, на которых прибывали "в оперу" и на балы дамы и господа, а на площади перед театром их лакеи и кучера грелись у костров...
Красивый ракурс для фото.
Где-то на углу Театральной площади-Театрального проезда, у здания станции метро, есть местечко, откуда можно "поймать", как знаменитые лошади на здании Большого театра будто прыгают вниз, и их ноги - на одной линии (у нас не получилось сделать такой кадр).
...
Когда-то, в благословенные времена, в Москве несколько лет проходил Международный Фестиваль "Круг света", теперь только в интернете и можно старые записи посмотреть...
Это, когда на зданиях, откуда-то, "рисовали" рисунки на определённую тематику, очень красиво... было... -
а кто тогда отзывы\видео будет смотреть, если все всё будут посещать лично?) сейчас столько разных обзоров - только выбирай, что от кого больше нравится) и можно из дома вообще не выходить) ...эх, ещё бы если бы не работа... ;(
Ну вы что! Одно дело на диване видео листать. А другое - своими ножками пройтись по местам, своими глазами всё рассмотреть, вдохнуть запах нового. Ну и пофоткаться, конечно)
вот, да, мне иногда думается, о чём же подобном будут рассказывать новые интернет-блогеры через 200 лет?) или наши здания из стекла и бетона тогда тоже будут казаться чем-то немыслимым?)