Пророк. История Александра Пушкина», 2025 год, режиссер Феликс Умаров.
Спешу поделиться впечатлением о фильме. Посмотрев трейлер к фильму, увидев Юру Борисова в главной роли, сомнений не было: надо идти. Но….знаю не понаслышке, что снимать об А.С.Пушкине очень сложно, охватить всё почти невозможно, и, на мой взгляд, это еще полноценно не удавалось никому. Трудно представить, что о самом великом, важном, главном поэте России, начиная с советских времен , не было снято ни одного хоть сколько -нибудь запоминающегося художественного фильма. «Пушкин — наше все», «гений», «пророк», об этом знает каждый ребенок, но фильмов о его жизни и личности ярких, запоминающихся, мощных назвать сложно.
Но тут ,как говорится, один смельчак замахнулся. Смельчак, потому что снять хороший фильм о Пушкине неимоверно сложно, а плохой фильм никому не нужен. Снять сложно и потому , что тут надо иметь талант, соизмеримый личности и таланту Пушкина, прочувствовать, осмылить материал и вложить его экранное время 2 часа 17 минут(именно столько длится фильм). ... Дерзко.Как когда-то дерзко заявил Маяковский; «После смерти нам стоять придется рядом, вы на П а я на М»
Фильм имеет кольцевое построение: он начинается с показа огромного успеха Пушкина: все хотят купить его книги, только его имя на слуху, шепот, крики, обрывки фраз, разговоры о нем, крики на улице и скандирование под окнами поэта у его дома на Мойке: «Пушкин! Пушкин! Пушкин!». И улыбающаяся в окне Наталья Николаевна…..
Затем мы видим Царскосельский лицей перед посещением Г.Р.Державина и молодого лицеиста Александра Пушкина с его другом Константином Данзасом. Уже с первых кадров ясно, что перед нами не только поэт, но и вольнолюбец, он смел, дерзок, бесстрашен…И вдруг неожиданность: он не то начинает петь, или скорее всего, ритмически излагать свои мысли….на фоне отбиваемого ногами и руками лицеистов четкого ритма. Этот ритм важен для поэта, ибо так слагаются стихи. Вначале ритм, потом слова. В фильме, как только идет пение и речитатив, всегда громко слышен ритм. Это важная деталь, вель речь идет о поэте, а его жизнь подчиняется особоому ритму, ритм в нем самом, и вся его жизнь -это ритм, чередовыние выделенных по тону и смыслу слов, пауз, созвучий, рифм. Главная задача ритма, как в стихе, так и в фильме - не дать читателю, а в фильме-зрителю заскучать. Это , на наш взгляд, очень интересная авторская находка.
Вместе с юным поэтом лицеисты заявляют, что они готовят себя к великому будущему, служению Отчизне….Задана высокая нота, обращенная к нашему знанию («Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы»).Далее зритель ожидает успеха юного Пушкина, который триумфально прочитал перед Г.Р.Державиным свое стихотворение «Воспоминания в Царском селе» и заявил о себе как о поэте, но не тут-то было. Юный Александр Пушкин заявляет о свободе и вольности…. И выступает как бунтарь и лидер, у которого есть одна главная ценность- вольность.
В диалогах Пушкина и Бенкендорфа звучит вечная тема поэта и поэзии, свободы от цензуры, поэт утверждает, что только он вправе выбирать темы для творчества. Эта одна из сильных сцен фильма
Пушкин: Мне муза фальши не простит
Бенкендорф: К чему фальшивить? Будьте честным!
Пушкин: Но гений и злодейство…
Бенкендорф: Я союз их вижу повсеместно
Пушкин: Я памятник себе воздвиг…
Бенкендорф: Он может мной снесён быть вмиг
Пушкин: Блажен…
Бенкендорф: Кто до седин дотянет
Пушкин: Мороз и солнце —
Бенкендорф: Кнут и пряник
Эта сцена как никогда звучит современно.
Еще одна инресная находка режиссера - метафоричность. В саундтреке к фильму этот момент называется как «река творчества». Пушкин сослан в Михайловское, и вдруг его комнату наполняет вода, все больше и больше, и вот уже поэт в бушующем море, на гребне волны, а из волн рождаются причудливые фигуры; Борис Годунов, Евгений Онегин, Граф Нулин...Картина величественная и запоминающаяся. Ожили строки:
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута -- и стихи свободно потекут.
Гениальный русский поэт в фильме «Пророк. История Александра Пушкина» Ф.Умарова получился, легким, живым, свободным, непринужденным, жизнерадостным, вдохновенным, беспечным. Режиссер ушел от правильного, дидактически выверенного образа школьного классика. В глазах царской охранки в лице Бенкендорфа поэт бунтовщик, дуэлянт, клеветник на царя, картежник и позер, в глазах публики — непревзойденный гений, Донжуан, вольнолюбец, слава и гордость России
Как Моцарт, в отличие от тяжелого и душного Сальери, легко слагал свою гениальную музыку, так и легкий, свободный стих Пушкина неотделим от его свободной личности, его сути. Легкость в творчестве Пушкина очевидна: она проявляется в его умении рождать новые темы, образы, сюжеты, импровизировать, писать в стихах и в прозе, в разных жанрах, развивать глубоко разные темы. Легкость отличает и фильм о Пушкине и образ Пушкина на экране. Она притягивает, не дает заскучать, создает особую атмосферу.
Конечно, это было бы невозможно без удивительно точно подобранного актера на главную роль - Юры Борисова. Сказать, что актер обладает поразительным обаянием и талантом, это не сказать ничего. В его глазах есть то, что не сыграешь — дерзость, вольность, мятежность, если хотите, какая-то дикость и первозданность. И еще горящий взгляд. О, это дорогого стоит. Поэтому в этого Пушкина можно влюбиться, забыв все на свете.
Еще одна интересная находка режиссера -это уход от театральной, пафосной и поэтому достаточно тяжелой для современного молодого зрителя манеры чтения стихов. Да, стихи звучат, но не в лоб, а как бы сопровождая кадр, иногда как бы свыше, когда камера поднимается высоко и оттуда, с высоты, звучат строки поэта. Очень часто некоторые строки поэта проскальзывают в диалогах. Это придает особую живость фильму, показывая что стихи и жизнь поэта неразделимы.
К числу достоинств фильма можно отнести умение авторов умеренный спокойный ритм девятнадцатого века перевести в динамичный стремительный ритм века двадцать первого. Фильм смотрится на одном дыхании. Он как никогда современен и свеж.
Очень интересно показаны отношения Пушкина с его женой. Очень много любви и легкости. Все просто и естественно, живо, не наигранно. Самое главное -была любовь. Взаимная.
И вот снова та же сцена как вначале фильма. Под окнами дома на Мойке толпа, а утром после дуэли Наталья Николаевна идет в комнату тяжелораненого мужа,а он как ни в чем ни бывало сидит за столом и вдохновенно работает, оглядывается, улыбается жене….. Наталья Николаевна выглядывает в окно, откликаясь на крики толпы, потом поворачивается к мужу, а его нет, она снова смотрит в окно,а из дверей дома поэта выносят гроб с телом великого русского поэта…..
В этот момент я как зритель чувствовоала невероятную боль. Да, все мы знаем конец этой истории, но так хотелось поверить вместе с женой поэта, что в этот раз будет все иначе, поэт оживет, его спасут, ему не дадут так просто уйти. Те, кто терял близких, знают, что именно так все ждут чуда. Закрыл глаза, открыл - а он живой. Снова живой.
И в этот момент голосом поэта зазвучал стих «Пророк».
На мой взляд, это один из лучших фильмов о Пушкине.