Опубликовано 6 Сентябрь, 2024 - 03:02

  • Опыт использования:
    несколько раз
  • Стоимость:
    ~500 рублей

Всех приветствую!

Стыдно (а может, и нет) признаться, но об игре Hellblade: Senua’s Sacrifice мне узнать довелось лишь в этом году. Это независимый ААА-проект, вышедший в свет в далёком 2017 году стараниями небольшой британской студии Ninja Theory. Разработчики вкладывали в проект свои собственные деньги и даже не рассчитывали на высокие продажи. Однако конечный продукт смог впечатлить игровую аудиторию.

Ну а сама студия с 2018 года ушла под крыло Microsoft.

Моё внимание приковалось к этой игре с выходом второй части - а он случился весной этого года. Один мой друг очень ждал этого дня, и потом ещё много раз демонстрировал мне в дискорде своё прохождение. И как же меня там всё зацепило! И графика, и лицевые анимации, и музыка, и предлагаемые игрой механики, и атмосфера. Тогда я и поняла: я тоже хочу в это сыграть.

Естественно, начать надо было с первой части, её я приобрела в Стиме за 500, кажется, рублей (по акции). Скажу так: игра отрабатывает данную сумму на все сто, и даже больше. Хоть и проходится очень быстро, в среднем, часов за 6-7.

Ах да, игра (а также её сиквел), само собой, есть в подписке GamePass.

Системные требования:

  • ОС: Windows 7, 8, 10
  • Процессор: Intel Core i5-3570K @ 3.40GHz; AMD FX-8350 Eight-Core
  • Оперативная память: 8 GB
  • Свободно место: 30 GB
  • Видеокарта: GeForce GTX 770; Radeon R9 280X (2 GB)
  • Дополнительно: Клавиатура, мышь

Если не считать того, что игра самую малость фризила при появлениях на новых локациях, проблем особых я не познала. Что поделать, это болезнь многих игр, которые выпускаются на игровом движке Unreal Engine 4.

Игра имеет русскую текстовую локализацию, оригинальный дубляж - английский. К сожалению, субтитры с переводом всплывают на мониторе далеко не на каждую фразу, поэтому в первый раз мне пришлось полагаться исключительно на свои собственные познания английского языка.

Лишь потом я узнала, что команда GamesVoice в очередной раз отличилась, выпустив к данной игре качественный русификатор. Мне кажется, это была основная причина для того, чтобы пройти игру ещё раз (хотя нет, мне ещё хотелось как следует прощупать сюжет - одного прохождения оказалось мало). Дубляж просто великолепный, перевели всё, от и до, включая песню на финальных титрах. Может, и есть какие-то огрехи (а конкретно - местами слабоватая озвучка главной героини), но на общем фоне это всё прощается.

В то же время я не утверждаю, что оригинальный дубляж хуже. Ничуть. Он тоже сделан на профессиональном уровне, и его так же приятно слушать.

🔶СЮЖЕТ

Тут мне, наверное, следует оговориться, что я в скандинавской мифологии (а в игре она имеет место быть) смыслю... чуть-чуть более, чем совсем ничего. Могу при описании сюжета допустить какие-либо фактические ошибки, так что сильно меня не ругать.

Сюжет игры знакомит нас с кельтской воительницей по имени Сенуа. Которая, преисполнившись храбрости, отправляется в загробный мир Хельхейм, где намеревается отвоевать душу своего жестоко убитого возлюбленного Диллиона.

А в качестве вместилища души Сенуа прихватывает с его тела, как бы дико ни звучало, голову.

Местным миром мёртвых управляет богиня смерти Хела. И она, мягко говоря, не рада гостям. Воительницу ждёт череда испытаний: враждебно настроенные местные обитатели, множество закрытых ходов и иллюзий. И призраки прошлого, так и всплывающие в самый неподходящий момент.

А ещё героиню будут на всём пути сопровождать голоса в голове. Дело в том, что Сенуа психически больна с ранних лет. И если с точки зрения нашей современности подобным уже никого не удивишь, то в те стародавние времена такое воспринималось крайне враждебно. Нетрудно догадаться, что среди местных Сенуа была настоящим изгоем. И даже собственный отец не питал к дочери большой любви.

Один лишь Диллион воспринимал болезнь Сенуи как часть её самой.

В этом сюжете главным объектом повествования выступают, конечно же, диалоги и монологи, причём их содержимое не настолько прямолинейное, как хотелось бы. А подаётся в виде многоточечных философских высказываний. Помимо всего прочего один из голосов в голове Сенуи звучит особенно чётко, поскольку в игре ему отведена роль рассказчика, правда, изъясняется он очень туманно.

Немало тут и сцен-галлюцинаций. Большинство моментов из прошлого Сенуи на определённых этапах показывается как какая-то притча. Признаюсь, не с первого раза я смогла понять, что до меня пытаются донести.

Худшее приходит без предупреждения, первобытный импульс из глубины. Напоминание: если ты не видишь угрозу, это не значит, что её нет.

Знаешь ли ты, каково это, покинуть всё - свой дом, любимых, - и отправиться в дикие места, чтобы, может быть, никогда не вернуться?

После второго прохождения всё стало куда понятнее. Конечно, история... диковатая. Я не особо люблю скандинавский сеттинг, но из того, что мне попадалось в фильмах, например, везде была какая-то... романтизация того времени. Но вот данная игра показывает другую сторону: жестокость, бесчеловечность, суровые условия.

Концовка (она в этой игре одна) сделана, очевидно, с заделом на сиквел (и даже со сломом четвёртой стены). Поначалу она сильно сбивает с толку: что это вообще было, как это понимать? А очень легко и просто, как потом оказалось. В целом, сюжет мне понравился, в нём есть пища для размышлений. Истории немногочисленных персонажей не проходят незаметно хотя бы потому, что безразличия к самим персонажам нет. Показаны не только дикие или драматичные события, но и светлые моменты, как, например, знакомство Сенуи с Диллионом. И везде актёры отыгрывают на все сто - они проявляют эмоции.

Единственное: мне бы хотелось какого-то более развёрнутого и наглядного объяснения того, в какие переделки попадал давний знакомый Сенуи Друт, голос которого так же воспроизводится в определённых сюжетных моментах.

Теме психического расстройства главной героини, на мой взгляд (человека, который, вроде бы, психически здоров), так же уделено предостаточно внимания, и раскрыто это очень даже хорошо. Разработчики утверждают, что при работе над игрой они привлекали в качестве консультантов опытных психиатров, а также их пациентов, страдающих психозом.

🔶УПРАВЛЕНИЕ

Надо сказать, что в игре отсутствует какое-либо обучение или банальные подсказки. Однако игрокам никто не запрещает открыть игровое меню и посмотреть, какие какие клавиши задействованы. Управление условно можно поделить на две категории: управление в спокойные моменты и управление в минуты сражений. Я играла с клавиатуры и мыши и не ощутила никакого дискомфорта - вполне стандартный набор кнопок. Передвигаться на WSAD, на зажатом лShift Сенуа ходит чуть-чуть побыстрее. Прыжки отсутствуют - при встрече с преградами Сенуа либо перелезет их, либо проползёт снизу. Клавиша F отвечает за взаимодействие с окружением (например, когда надо взобраться по вертикальной лестнице или слезть с уступа). Клавишей Т(Е) наводится фокус.

Когда в игре встречаются враги, Сенуа автоматически достаёт из ножен меч и становится намного подвижнее, чем в спокойные минуты. Добавляется быстрый бег. Левой клавишей мыши осуществляется обычный удар, правой - усиленный. Блокировать противника можно на левый ctrl, перекатываться - пробел. Удар ногой - клавиша F, и он не так бесполезен, как может показаться. Клавиша Т(Е) отвечает за использование ультимативной способности, которая накапливается со временем.

Обычно выбор сложности предлагается на старте, когда нажимаешь "Новая игра". Однако здесь он по умолчанию стоит как "Автоматический", но его можно сменить в игровом меню или в сторону "Лёгкий", или в сторону "Тяжёлый". При автоматической сложности игра будет сама анализировать успехи и поражения игрока и давать ему противников посильнее или, наоборот, полегче. Я обычно его и оставляю. Но, забегая вперёд, скажу, что ошибки тут прощаются и даже при смертельном ранении можно снова вернуться в строй.

Единственное неудобство по части боя - это автоматический захват цели (врага). Прямо как в Дарк Соулсах, только значка (таргета) на враге нет. Но если в Дарк соулс таргет отдельной кнопкой можно или снять вовсе, или переставить его на другого врага, то здесь за автозахват цели никакая кнопка, видимо, не отвечает. Это значит, что камера будет автоматически следовать именно за тем врагом, на котором стоит таргет; и на движения мыши реагировать очень слабо. И ладно, когда такая ситуация происходит в битве один на один, это даже удобно. Но вот когда врагов сразу несколько - начинается какой-то сюр. При нажатии клавиш, отвечающих за атаки, Сенуа будет бросаться именно на врага с таргетом, даже если он стоит дальше всех, а путь к нему преграждают другие враги, рвущиеся в бой. Сенуа их просто проигнорирует и понесётся к врагу с таргетом.

Прогресс в игре сохраняется автоматически. Соответствующий значок можно периодически видеть в правом нижнем углу экрана. Контрольные точки очень частые, что, конечно же, радует. Несмотря на мои положительные впечатления от игры, прошла я её не взахлёб и не за пару вечеров. По крайней мере, первый раз.

🔶ПРОХОЖДЕНИЕ

Игра предлагает полностью линейное приключение по сюжетному коридору - от одной точки к другой, и так до самого финала. На локациях кое-какие ответвления есть, но в качестве награды за исследования они предлагают только обелиски, которые при взаимодействии с ними прокручивают ролики с выдержками из энциклопедии.

Всего в игре 44 обелиска, и если их все собрать, в финале можно увидеть дополнительную кат-сцену. Удобно, что в игре есть возможность вернуться на ранее посещённые уровни через меню выбора глав: там наглядно будет показано, сколько всего обелисков на каждом уровне, и сколько из них игрок нашёл. Я этим пользовалась как раз, чтобы собрать ненайденное. В Стиме это единственное достижение, которое можно пропустить, все остальные даются по сюжету.

В игре предстоит заняться такими увлекательными вещами, как: ходьба, решение пространственных головоломок и сражения с противниками. Это всё между собой намиксовано, но не то чтобы в равных пропорциях. Сражений тут меньше всего, хотя они, несмотря на примитивность, мне даже понравились.

Противников в игре я насчитала или пять, или шесть видов. Наиболее простые из них - супостаты с черепами козлов (?), вооружены мечами, орудуют только ими; ими же могут блокировать удары. Чуть посложнее качки с булавами, а также эти же самые качки с булавами и щитами - вот как раз с ними и понимаешь, насколько уместный в данной игре удар ногой. Особенно если бить по щиту с разбега. Потому что эти враги за щит прячутся постоянно.

Дальше повстречать можно громадин с тяжёлыми топорами - блокировать их удары означает каждый раз шмякаться на землю, так что лучшим решением будет полюбить перекаты и заходить противникам за спину.

И ещё один вид противников - энергичные качки с черепом барана (?) на голове, для меня стали самыми неприятными. Быстро бегают, швыряются серпами, бьют вблизи своими мечами, любят становиться дымными фантомами. Чем ближе к финалу - тем сложнее и дольше сражения. Враги нередко будут появляться в нескольких количествах и волнами друг за другом. Появиться они могут прямо за спиной, пока расправляешься с кем-то.

Моей излюбленной тактикой в этой игре стало либо перекатываться от атак противников, либо парировать их атаки (работает не со всеми) - то есть выставлять блок в самый последний момент. Удачные парирования и проведения сильных атак способствуют накоплению ультимативной способности - это легко отслеживать по железному зеркалу на правом бедре Сенуи, символ должен быть полностью заполнен. Активированная ульта ненадолго остановит время.

Очень удачно вплели в геймплей и голоса в голове. Обычно они насмехаются над героиней, напоминают ей о досадных ошибках, обвиняют её. Но вот в минуты сражений все мигом становятся компаньонами: голоса выкрикивают предупреждение, что сзади враг готовится нанести удар. Либо же командуют вставать на ноги, если не посчастливилось упасть на землю. Либо же приказывают добивать врага, так как он почти повержен.

Конечно же тут есть боссы.

К сожалению или к счастью, в игре их очень мало.

Ни хорошего, ни плохого о боссах сказать не хочется. Да, имеют хороший запас здоровья, да, удивляют новыми атаками спустя какое-то время, но, в целом, особых проблем не доставляют. Единственный босс, меня приятно впечатливший, - это третий по счёту босс. Вот там пришлось несколько отступать от привычной тактики, полагаться на слух и ориентироваться в темноте с вспышками галлюцинаций.

В этой игре отсутствует интерфейс. Отсутствует инвентарь (потому что собирать тут, кроме говорящих обелисков, нечего). Отсутствуют "полоски" здоровья - как у Сенуи, так и у врагов. Отсутствует какая-либо прокачка. И в этом, как по мне, есть своё очарование. Всё гениальное - просто. Получить в бою серьёзное ранение можно, но здоровье восполняется самостоятельно. Если игрок сбит с ног после смертоносной вражеской атаки или серии атак, надо многократно жать в клавишу "Пробел", и тогда Сенуа поднимется. Однако если тут же упасть снова, то смерть неминуема.

В начале игры Сенуа впервые встречается с Хелой и по-хорошему просит её отдать душу Диллиона. На что та, насмехаясь, награждает воительницу за попытку прикоснуться гнилью. Она поселяется в левой руке, и, как гласит угрожающая надпись, каждое поражение ускоряет распространение гнили. И как только она "доползёт" до головы, игра будет считаться законченной, и начинать всё придётся заново, с первой главы.

И я до сих пор не понимаю замысел разработчиков: это была такая шутка или же умереть в данной игре надо очень много раз, чтобы всё прохождение заруинилось? Мне случалось погибать (больше от огня, чем от рук противника). И никаких изменений я не увидела - гниль по руке дальше не распространялась ни на миллиметр.

Пространственные головоломки мне тоже понравились. Несмотря на их повторяемость от уровня к уровню. Ничуть не "задушили", напротив, показалось, что мне наконец-то дали нечто свежее и увлекательное. Возможно, я просто прошла слишком мало игр и ещё как следует мне ничего надоесть не успело. В общем, игрок нередко будет оказываться перед запертыми дверьми. И чтобы их открыть, придётся на локации отыскать несколько символов, которые эти двери запечатывают.

Символы могут "прятаться" в чём угодно: в тенях, в отражениях, в ветках деревьев, словом, во всех элементах окружения. Сначала нужно выбрать правильную точку обзора, а потом встать под нужным углом, чтобы все элементы на плоскости расположились в нужном положении. Как на скриншоте ниже - символ Р прятался в крыше хибары и торчащей перед героиней деревянной опорой.

Хорошей подсказкой служит оформление - на экране замерцает определённый символ, если встать в правильную область поиска. Останется только понять, где он запрятался, и под каким углом (и ещё на каком расстоянии) правильно будет на него взглянуть. Голоса и тут могут помочь.Поиск этих символов в пространстве может быть чуть осложнён необходимостью решения побочных мини-задач: залезть на вышку, у которой отсутствует лестница, например. Здесь игра может предложить ещё парочку дополнительных механик: восстановление разрушенных объектов через правильное наведение фокуса и проход через порталы, снимающие иллюзии.

Вот прохода нет:

А вот он есть:

Головоломки такого рода выбраны для игры неслучайно. Это особенность психически нездоровых людей - искать в окружающем их пространстве какие-то рисунки, символы, знаки и придавать им определённое значение. А Сенуа как раз из таких людей.

Ходьбы в игре не сказать, что много. Так кажется только из-за того, что Сенуа не способна быстро бегать (у неё это получается делать только в бою). Пока Сенуа следует к какой-то цели, на фоне звучит повествование голоса-рассказчика.

Мелькали поначалу у меня мысли поругать игру за ходьбу, но надо признать: для проекта, полное прохождение которого рассчитано на 6-7 часов, геймплей довольно разнообразный. Мне понравилось, хотя игра, наверное, больше для отдыха, чем для преодоления сложных испытаний. Под неё у меня отлично шли бутерброды с чаем.

🔶ГРАФИКА

Я не буду в ней искать недостатки (закрыла глаза на "мыльцо", несмотря на выставленные "ультры" в настройках) и просто похвалю работу художников. Локации сделаны так, что мне лично было трудно оторвать взгляд. Попытки сделать игру визуально разнообразной хорошо заметны - тут и полуразрушенные крепости, и живописные природные ландшафты, и пугающие тёмные подземелья, и холодные прибрежные районы. Как же я рада, что экран тут не заляпан значками/полосками.

А уж анимацию лиц и вовсе можно хвалить до бесконечности. Словно на экране живое кино, а не игра, сделанная на движке Unreal Еngine 4.

🔶ЗВУК

И в данной игре звук - это то, что стоит едва ли не выше всего. Играть, конечно же, надо в наушниках, звук здесь бинауральный. Первое время не сразу получается себя настроить на то, что шумы раздаются в самой игре, а не в квартире. Голоса в голове Сенуи звучат с разных сторон, на разном расстоянии и с разной громкостью.

🔶АТМОСФЕРА

Игра пропитана не столько безумием (шизой главной героини), сколько каким-то первобытным ужасом. Хотя женские голоса поначалу ощущались не в наушниках, а в моей собственной голове: они постоянно посмеиваются над Сенуа, издеваются, переговариваются между собой, запугивают. У меня действительно создалось ощущение, что вся эта толпа женщин бегает вокруг меня и что-то выкрикивает.

В одной локации я даже допустила мысль, что сама схожу с ума. Мне начали мерещиться глаза. Но стоило только остановить камеру, как никаких глаз я не видела. А потом я всё-таки их увидела и поняла, что мне не кажется. Я точно их вижу, вон даже на скриншоте есть - эти глаза моргают, вращают зрачками, сливаются с окружением, но наблюдают за мной.

Первобытный ужас я почувствовала уже на старте - от игры веет какой-то безжалостностью, что ли. Локации, несмотря на красоту, враждебны. И это чувство хорошо подпитывается, стоит увидеть истерзанные тела, а больным сознанием главной героини услышать предсмертные вопли. В паре моментов было страшновато, даже дыхание перехватило, но не от скримеров, тут их почти нет. Вообще, я могу вспомнить предостаточно игровых этапов, которые мне запомнились своей атмосферой. Не забуду никогда путешествие в потёмках; через ямы с трупами, через бдительных монстров, через почти полную тишину.

Да мне даже на стадии игрового меню стало не по себе. Я уже тогда подозревала, что атмосфера в игре густая, неприятная, и вряд ли о ней забудешь. Что ж, я не ошиблась.

Музыкальное сопровождение, кстати, мне пришлось по душе - основные мотивы, по большей части, угрожающие и жутковатые, но нашлось место и приятным позитивным композициям. Финальную песню я в тот же день себе скачала.

🔶ИТОГ

Жаль, что раньше эта игра мне не попалась - чувствуется, что в проект разработчики вкладывали не только собственные накопления, но и свою душу. Чего пока, увы, не могу сказать о сиквеле - мне он нравится меньше первой части.

Здесь же мне полюбился и серьёзный сюжет, и то, чем он тут закончился; не оставили равнодушным немногочисленные герои и их личные истории.

Звук сделан на качественном уровне, как раз здесь новые игровые наушники показали себя на все сто. А красивая графика, лицевые анимации и мощная атмосфера цепляют с первых же минут.

Геймплей я тоже похвалю - даже примитивная боёвка мне пришлась по душе. И даже поиск символов в окружении. Нигде я не ощутила затянутости - возможно, потому что игра и проходится быстро.

Не столько минус, сколько маленькое неудобство мне доставил автозахват цели. Неприятно, когда во время боя против нескольких противников камера фиксируется на ком-то определённом, и непонятно, как переключиться на другого.

От себя, конечно, поставлю пять звёзд. И порекомендую к прохождению.

Достоинства
  • Атмосфера
  • Графика
  • Графика,реалистичная мимика героини
  • Звуковое сопровождение
  • Идея
  • Несложная
  • Озвучка
  • Оригинальность
  • Сеттинг
  • Сюжет
olya_konstрекомендует
Читать все отзывы 11
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
06.09.2024
Интересная игра, судя по описанию!
06.09.2024
О да, эта игра сейчас как глоток свежего воздуха)
06.09.2024
Не играла, хорошее описание, прямо заинтересовали. Жаль компьютер вряд ли потянет 😢
06.09.2024
Сейчас это уже почти перестало быть проблемой. При желании вы можете воспользоваться серверами облачного гейминга, где из хорошего нужен только интернет, а играть сможете даже в самые "тяжёлые" игры. 😉
06.09.2024
Серьезно? Я слышала про облачные сервера нвидео, но они вроде как ушли от нас? Есть и альтернативы? Не гуглила этот вопрос😱
06.09.2024
Блин, класс! И по цене не так дорого. А то я уже знатно приуныла, что новый Драгон эйдж мимо пройдет. Почитаю про интеграции для своих сохранений. Спасибо 🙏
06.09.2024
Кроме них есть еще, кто такие развлечения предложить может)) тот же ВК плэй.
06.09.2024
Очень необычно с передачей психического состояния героини. Все эти голоса и следящие глаза....
09.09.2024
И в компании назойливых голосов на почве прогрессирующего психоза
Ой, это кажется про меня! 🫣
Другие отзывы
Читать все отзывы 11
Смотрите также