Опубликовано 19 Сентябрь, 2024 - 23:36

  • Опыт использования:
    несколько раз

Всех приветствую!

Не так давно я открыла для себя игру Hellblade: Senua's Sacrifice, которая вышла в 2017 году. Она прославилась не только впечатляющим сюжетом, необычным сеттингом, шикарным звуком и чарующим визуалом; она знаменита ещё и тем, что в её разработку бросила силы и собственные финансы команда из двадцати человек. И очень жаль, что я не познакомилась с игрой раньше.

В мае же этого года состоялся релиз продолжения на платформах Windows и Xbox. Если на момент первой части разработчики, Ninja Theory, были независимой студией, то с 2018 года они полностью перешли под руководство Microsoft. То есть на разработку сиквела у студии были и финансы, и уже полный штат. Стало ли лучше? Ну... вопрос спорный.

Лично я, пройдя игру дважды, придерживаюсь мнения, что первая часть по всем аспектам (даже в плане графики) лучше второй. И я очень надеюсь, что третью часть мир никогда не увидит - не стоит делать эту прекрасную историю с каждым разом всё хуже и хуже.

О второй части (как, впрочем, и о первой) мне вообще довелось узнать от друга, который в Дискорде мне демонстрировал отрывки. Если бы не он, возможно, об истории Сенуа я так бы и не узнала. И это не я в танке живу, это Майкрософт почему-то решили не заморачиваться над рекламной кампанией, а ограничиться коротеньким трейлером, который они показали несколько лет назад, и постером.

Игра доступна для покупки в Стиме и по подписке GamePass. Для российских аккаунтов игра была доступна к покупке после объявления предварительных продаж, но спустя сутки издатели почему-то передумали и запретили её для РФ. У меня в Стиме сейчас казахстанский аккаунт, купить сиквел мне ничего не мешает. Вот только я не считаю, что игра стоит своих 50$.

DRM-защиты Denuvo в игре нет, а потому... Поступила самым очевидным способом получения. Будут если когда на игру хорошие скидки - тогда, возможно, возьму. А пока - уж извините.

В игре официальный английский дубляж; есть субтитры на разных языках. О планах выпустить русскую озвучку ни GamesVoice (которые её выпустили к первой части), ни кто-либо ещё не заявлял. Я играла с русскими субтитрами и наблюдала ту же картину, что и в первой части: часть реплик просто не переводят.

Сомневаюсь, что имеет смысл играть сразу в сиквел и не трогать первую часть. Как-никак, сюжеты связаны напрямую, лучше начать с самого начала, тем более что прохождение не отнимает много времени.

Системные требования:

Минимальные:

  • 64-разрядные процессор и операционная система
  • ОС: Windows 10/11 64 Bit
  • Процессор: Intel i5-8400 | AMD Ryzen 5 2600
  • Оперативная память: 16 GB ОЗУ
  • Видеокарта: Nvidia GTX 1070 | AMD RX 5700 | Intel Arc A580
  • Место на диске: 70 GB
  • Дополнительно: SSD Required

Рекомендованные:

  • 64-разрядные процессор и операционная система
  • ОС: Windows 10/11 64 Bit
  • Процессор: Intel i7-10700K | AMD Ryzen 5 5600X
  • Оперативная память: 16 GB ОЗУ
  • Видеокарта: Nvidia RTX 3080 | AMD RX 6800 XT | Intel Arc A770
  • Место на диске: 70 GB
  • Дополнительно: SSD Required

По части оптимизации у меня нет претензий: всё запускается, работает плавно, ошибок и вылетов нет, скрипты работают как положено. Опять же, игру запускаю спустя три месяца после релиза, так что не знаю, как оно было в двадцатых числах мая. Но в отзывах, вроде, никто не жалуется.

Моя претензия скорее будет касаться странного решения разработчиков добавить картинке кинематографичности. Возможно, кто-то со мной не согласится, но как же мне были неприятны эти "киношные" чёрные поля сверху и снизу изображения. Первый раз я, ок, проходила чисто "по канону" - наблюдая за этими чёрными полями, в комплект к которым ещё шло "мыло", персонажи, что вечно не в фокусе, и размытие в движении. А вот уже на втором поняла, что наблюдать за всем этим снова мне не особо хочется.

На всевозможных форумах предложили действующий рецепт, как на ПК убрать эти поля и улучшить картинку. Я им воспользовалась, передаю огромное спасибо человеку, который поделился этим рецептом. Снизу скриншот с первого прохождения и скриншот со второго. Что называется, почувствуй разницу.

Вынуждена предупредить, что в отзыве возможны спойлеры к сюжету первой части.

🔶СЮЖЕТ

На этот раз у Сенуи, психически нездоровой кельтской воительницы, новая цель в жизни. Окончательно примирившись со смертью возлюбленного, Сенуа решает отомстить за свой народ северянам.

Когда последние в очередной раз нападают на поселения и берут в рабство мирных жителей, Сенуа позволяет поработить и себя тоже. Чтобы оказаться на корабле, который должен будет доставить её в сердце врага. А там уже можно будет нанести по нему сокрушительный удар.

Но у судьбы, как всегда, свои планы. Корабль попадает в шторм и терпит крушение. Хорошая новость - крушение происходит недалеко от берегов Исландии, как раз там, где и обосновались враждебные северяне. Плохая новость - где именно они обосновались, Сенуа, конечно же, не знает. А вот кто точно знает, так это капитан корабля Торгестр - единственный, кроме Сенуи, выживший после крушения.

Выиграть в честном поединке один на один у Торгестра не получается. И он вынужден исполнять приказ Сенуи: сопроводить её до своего поселения. Путь предстоит неблизкий, а местные земли очень богаты на сюрпризы. И не стоит ещё сбрасывать со счетов душевное здоровье главной героини.

От первой части сюжет отличается хотя бы тем, что он не вращается вокруг одной лишь Сенуа. Помимо Торгестра, в истории также принимают участие ещё два персонажа, правда, присоединяются они к команде не сразу. И это, на первый взгляд, рождает к истории нехилый интерес: одно то, что все они друг другу не самые близкие люди, уже само по себе конфликт. А как они будут все взаимодействовать друг с другом? А какие у каждого из героев личные истории и есть ли они вообще?

История Сенуи здесь кажется наименее интересной. Возможно, потому, что всё, что о ней можно было рассказать, нам рассказали уже в первой части. Наглядно продемонстрировали её путь от отрицания до принятия. В сиквеле же Сенуа... просто есть, со своим психозом (с которым она научилась жить, психиатров на тот момент ещё не появилось) и готовностью рвать и метать. Озвучиваются прописные истины. Переливается из пустого в порожнее. Проговаривается уже неоднократно озвученное в первой части.

Реально интересным сюжетным ответвлением я считаю личную историю Торгестра - и то лишь потому, что личные истории остальных персонажей были рассказаны в очень и очень сжатом виде. Торгестр тут самый неоднозначный персонаж, отношение к нему меняется чаще, чем к кому-либо ещё.

А вот сюжетная арка с великанами... Нет, оставлю без комментариев. Сама по себе арка очень эпичная, но вопросы к ней есть.

Финал игры настиг меня настолько внезапно, что я не сразу его признала. Только когда на экране пошли финальные титры, у меня назрел самый главный вопрос: что это вообще сейчас было? Я думала, что историю ещё немного, но хоть как-то разовьют, скажут пару слов о персонажах, покажут немного того, что было после, но нет же. Историю свернули, не дав некоторым сюжетным веткам развития. С другой, если это такой задел на очередной сиквел, то... то, может, не надо?

Сюжет проходится за те же 6-7 часов, что и первая часть. И в плане повествовательных элементов здесь всё так же выступает закадровый голос рассказчика, диалоги между персонажами и оформление уровней. Кат-сцен теперь стало намного больше.

Хочу отметить, что персонажи, несмотря на то что не все из них были раскрыты в достаточной степени, не выглядят картонными. Их характеры чувствуются почти что с первых же сцен; герои себя ведут как живые люди, и их эмоции в разных ситуациях понятны. Я бы даже хотела, чтобы к этой истории в будущем выпустили не продолжение, а пачку сюжетных дополнений о каждом, кто участвовал в этом приключении (кроме Сенуа, её и так достаточно раскрыли в первой части).

При первом прохождении придётся терпеть, что вводить игрока в курс делать будет один из голосов в больной голове главной героини. Зато после титров откроется возможность выбрать в качестве рассказчика сюжетных персонажей, которые вместе с Сенуа проделали весь путь. Сюжет это не сильно меняет, рассказчик просто описывает свои мысли и чувства в определённые моменты. Это, кстати, одна из причин, заставивших меня пройти игру по новой. А вот в третий раз проходить уже не хочется, мне хватило. Начало игры предлагает краткое описание событий первой части, если кто забыл (очень удобно, ведь между частями семь лет разницы; хотя в моём случае прошло не больше пары дней). Впрочем, их можно пропустить, хотя я всё посмотрела от начала и до конца.

🔶УПРАВЛЕНИЕ

Это игра с видом от третьего лица, где у игрока не будет ни обучения, ни всплывающих подсказок. Всё, прямо как и в первой части. Но ничего не мешает открыть игровое меню и посмотреть на то, какие в игре есть действия и какие клавиши за них отвечают.

Здесь тоже предстоит преодолевать расстояния (причём в большей степени прогулочным шагом), фокусироваться на чем-либо через кнопку Е на клавиатуре. Перелезать, слезать, взбираться, втискиваться или проползать на клавишу F.

И, конечно же, сражаться.

В минуты сражений камера располагается строго по-диагонали, и управлять ею, пока бой не закончится, нельзя. Из-за такого положения не так-то просто адекватно оценивать расстояние между главной героиней и её противником. Достаточная ли вообще дистанция для нанесения удара и получится ли уклониться от контратаки?

Как и в первой части, Сенуа может совершать перекаты, ставить блоки собственным мечом, наносить лёгкие или тяжёлые удары. Ультимативная способность в виде замедления времени (клавиша Е) также осталась. А вот пинки ногой почему-то посчитали лишними, так что в этой части их нет (что очень печально).

По какой-то непонятной причине в бою очень неотзывчивое управление. Из-за этого у меня то блок не ставился, то перекат не совершался. И я могла бы винить в этом свою клавиатуру и мышь, только вот в таких играх, как, например, Dark Souls или Elden Ring, где блоки с перекатами мне жизненно необходимы, подобного рода проблем нет вообще - всё работает как часы.

В игре есть даже выбор уровня сложности, но это касается исключительно боёв. Игроку предлагается лёгкий, нормальный, тяжёлый и динамичный уровень сложности. По умолчанию стоит последний - это когда игра подстраивается под умения игрока. Я играла сначала на динамичном, а вот на второе прохождение решила поставить тяжёлый уровень сложности. Большой разницы не ощутила.
В игре нет ручного сохранения, но есть частые контрольные точки. Значок, оповещающий, что идёт автоматическое сохранение, всплывает на экране на долю секунды, так что его легко упустить из виду.

🔶ПРОХОЖДЕНИЕ

И тут игра вновь предлагает то, что было в первой части: ходьба, пространственные головоломки и сражения. Маркеров никаких нет, но они и не нужны - прохождение полностью линейное, где сходить с основной тропы нужно ради собирательства. Коллекционных предметов тут два типа - столбы и древа на тайной тропе. Оба они, по сути, выполняют одну и ту же функцию - озвучивают при взаимодействии с ними выдержки из Википедии. Столбы являются теми же самыми монолитами из первой части, текст читает всё тот же Друт.

Если собрать все деревянные столбы, то появится ещё одна мотивация пройти игру с начала и до конца. К числу рассказчиков добавится Друт.

Древа находятся за каменными глыбами, очень похожими на лица. Если где-то виднеется каменное лицо - на него надо навести фокус.

За каменным лицом окажется тропа, в конце которой будет стоять древо. И оно тоже, при фокусировке на него, будет озвучивать какие-то выдержки из энциклопедии. Какую награду игрок получает за нахождение всех этих деревьев, я так и не поняла. На втором прохождении собрать мне удалось лишь все деревянные столбы, а вот каменные лица я смогла найти не все. Идти на третий круг уже не было никаких сил.

Я скажу сразу: проходить вторую часть было гораздо менее интересно, чем первую. Если в первой разработчики стремились к балансу между ходьбой, головоломками и сражениями, то тут его нет. Почти половина игрового времени (а то и больше) занимает ходьба (и просмотр кат-сцен).

Причём зачастую игра сама диктует, с какой скоростью в те или иные моменты должен передвигаться игрок. Клавиша левый Shift тут лишь самую малость увеличивает скорость ходьбы, но от этого передвижение ходьбой быть не перестаёт. Должно быть, разработчики очень хотели, чтобы игроки как можно дольше любовались сделанным с заботой и любовью окружением (ну или просто захотели растянуть игровое время).

Головоломки... Я, если честно, их немножко по-другому называю, но так как в отзывах на этом сайте нецензурно выражаться нельзя, пускай будут головоломки. На первый взгляд, они такие же, как и в первой части. Перед игроком есть цель, но путь к ней закрыт. Чтобы его открыть, надо или находить в пространстве символы, или переключаться с одной реальности на другую. Я хорошо помню этот поиск символов в окружении - и это реально было интересно! Ведь символы могли скрываться в чём угодно - в деревьях, камнях, в тенях, в падающем свете, в отражениях на воде. В сиквеле же поиск этих символов ничем интересным не выделяется - теперь все нужные элементы подкрашены, надо только отойти подальше или забраться повыше, чтобы все подкрашенные части соединились в один рисунок.

Игр с поиском изображений на этот раз сильно уменьшили в количестве - я на всю игру их всего четыре насчитала.

Игр с переключением реальностей тут куда больше, причём ещё их представляют так, будто это всё разные головоломки: тут сфокусируйся на каком-то водяном шарике в небе, тут погаси или, наоборот, зажги жаровню синим пламенем. Но что там, что там функция одна и та же - меняется одна реальность на другую.

В одной реальности есть что-то, чего нет в другой. В одной реальности насыпь из камней убирается, в другой появляется мостик. В одной реальности глухая стена, в другой тесный проход.

И ведь даже сильно напрягать голову не приходится: все элементы окружения подсвечиваются так, что сразу становится понятным, что тут появится или исчезнет, если зажечь очередную жаровню или навести фокус на шар в небе (нечто похожее, кстати, было в первой части и то лишь в одном сегменте - где приходилось между реальностями переключаться при помощи масок).
В какой-то момент игроку ещё предлагают сыграть в мини-игру "найти n фиолетовых шаров и положить их на пьедесталы". Тоже своего рода механизм, открывающий проход к цели, как и поиск символов. Повторюсь, это всё головоломками на деле не является, это всё ещё ходьба, разбавленная необходимостью нажимать на кнопки - будто бы игра такими сегментами просит игрока подтвердить, что он не уснул там за монитором.

Боёвка... до чего же она мне тут не понравилась. Она и в первой части не блистала каким-то разнообразием, но всё же что-то в ней цепляло. В сиквеле боёвка претерпела значительные изменения, и, на мой взгляд, далеко не в хорошую сторону.

Больше нет никаких сражений против толп противников - всё строго один на один, и кто-то наверняка будет этому рад. Сразу же после того, как враг будет побеждён, игра автоматически поставит перед игроком следующего. А потом ещё одного. И ещё. И так далее, пока все они не будут перебиты. Назвать имеющихся в игре противников разными, интересными и требующими индивидуального подхода так же трудно. Тут есть драугры, бьющие исключительно собственными руками; есть бойцы, орудующие клинками. Есть ещё бойцы с щитами. Ещё бойцы с факелами, на который они выплёвывают огнеопасную жидкость, создавая таким образом направленный поток огня. Также есть рыцари, орудующие секирой. И швыряющие копья на расстоянии. И ещё какие-то чудаки из больного подсознания Сенуи, которые бьют орудием по земле, и после удара образуются взрывающиеся кристаллы. На словах звучит многообещающе, на деле вкупе с крайне неудобным и неотзывчивым управлением - такое себе.

Парировать противников стало в разы сложнее, поскольку окно для парирования многократно уменьшилось. Также уменьшилось время для нанесения ответного удара после успешно спарированной атаки.

Многие действия Сенуа требуют анимации после нажатия кнопок. Нажимаешь на кнопку переката в сторону, чтобы избежать удара противника, но Сенуа сперва должна сделать шаг, а потом ещё и наклониться и лишь после этого перекатиться. У некоторых врагов настолько чудовищные комбо атаки, что мне до сих пор неясно, как их избегать. Откатываться назад не получается - удар даже так проходит. Перекат в сторону спасает разве что от первого удара, зато гарантированно обеспечивает вторым, а за ним и третьим, и четвёртым - ведь тут не как в Dark Souls, здесь нельзя совершать перекаты один за другим. Здесь после первого переката обязательно надо встать на ноги, выпрямиться, а потом опять перекатываться с предварительными анимациями. Как тут не словить оплеуху? Есть блоки, да, но удары противника ощутимо сбивают с ног, что вновь приводит к анимациям встать прямо, а пока эта анимация проигрывается, выставить ещё один блок не всегда получается, и снова проходит удар противника.

Сами противники вполне успешно отвечают на любые выпады Сенуа - они резко отклоняются или назад, или в сторону, выставляют щиты, блокируют удары собственным оружием. Более-менее рабочая тактика с ними - пускать в ход усиленные удары; но каждый такой удар тоже требует довольно затянутой анимации. Никуда не делать ультимативная способность Сенуи врубать замедление времени - её скорость движений и атак возрастают, тогда как противники двигаются словно в желе. Способность восстанавливается сама по себе, но проведение усиленных атак или успешные парирования ускоряют этот процесс.

Запас здоровья нигде не высвечивается; когда его остаётся мало, экран покрывается кровью. За игроком всё также сохраняется право на ошибку - если нанесено слишком много урона, и главной героине вот-вот нанесут последний удар, надо многократно жать в кнопку пробела, чтобы в последний момент откатиться в сторону.

Что радует - боёв в игре кот наплакал. Даже боссов здесь полтора землекопа.

В общем, прохождение этой части крайне затянутое (даже при условии, что игра-то сама не очень длинная). Ощущение, что я играю в игру, нет. Есть ощущение, что я смотрю какое-то скандинавское кино, сделанное на игровом движке. И надо ещё при просмотре в кнопки иногда тыкать, чтоб оно пошло дальше. Если первую часть я проходила, смакуя почти каждую минуту, то тут казалось, что я ем приличную порцию овсянки, приготовленной на воде.

За всё прохождение более-менее запоминающимся был туманный лес ближе к концу игры. И путешествие в пещере сквозь враждебно настроенные неупокоенные души без оружия, а в некоторых местах ещё и без факела (и снова привет первой части, где было аналогичное перебегание от одного освещённого места к другому).

Сцена, где надо стремительно бежать, пережидая потоки лавы за валунами, далее повторяется, только вместо лавы опасность будут представлять могучие волны. Словом, геймплей - это точно не то, за что стоит хвалить данную игру (и точно не то, во что были вложены немалые деньги).

🔶ГРАФИКА

Игра шикарная, тут спорить бессмысленно. Разработчики ударились в реализм, и на выходе получился впечатляющий результат. О проделанной работе можно посмотреть фильм, который доступен прямо в игре, точнее в стартовом меню. Команде пришлось вылетать в саму Исландию и делать множественные снимки, чтобы перенести в сиквел такой же ландшафт, прибрежные зоны, скалы, растительность, погоду. Тут даже камни такие, на которых невольно взгляд задерживается - с поросшим лишайником, в трещинах, с наростами, с пятнами.

Очень плавные и почти незаметные переходы от кат-сцены к геймплею и наоборот. Максимально реалистично выглядят лицевые анимации, причём всех персонажей. Только главная героиня, чисто на мой взгляд, в прошлой части милее как-то выглядела (хотя что там, что там её роль исполняет одна и та же актриса). Тут она вечно скалит зубы, я уж её начала называть Сеня Скалозуб.

Все движения героев, включая бои, записывались с живых актёров, и это тоже стоит похвалить.

Игра старается удивлять визуальным разнообразием (словно бы в компенсацию за очень скучный геймплей). Локации попадаются самые разные - одни давят своей опасностью и теснотой, другие поражают красотой и проработкой. Я рада, что есть решение при игре с персонального компьютера убирать эти "кинематографичные" чёрные рамки, мне они кажутся лишними.

🔶АТМОСФЕРА

В отличие от, опять же, первой части, по-настоящему цепляющих своей атмосферой моментов в игре крайне мало. В редких местах давит чувство одиночества или опасности, но не более того.

Безумие теперь на втором плане, и как же раздражают эти голоса в голове! В первой части они были уместны (они работали на атмосферу и были частью геймплея), но здесь они не умолкают. Вообще. Он от тебя что-то скрывает, будь осторожна! А вот тут путь закрыт, интересно, как ты найдёшь выход? О, смотри, там что-то есть! А ведь тьма иногда тоже может быть помощником. Ой, быстрее, тебя сейчас догонят! Ты чувствуешь? Что-то приближается. Ты что, пойдёшь туда? Нет, лучше останься. Ему ничего не говори. Субтитры ещё всплывают то слева, то справа, в зависимости от того, с какой стороны стоит невидимый обладатель голоса.

В первой игре было не по себе от того, что от этих голосов самому можно сойти с ума; в этой игре не по себе от мысли, что из-за нескончаемой болтовни с себя хочется снять наушники и дальше играть в тишине.

Да, звук всё такой же бинауральный, играть строго в наушниках, ведь по-другому объёмный звук в игре оценить не получится. Что же до музыки, то и тут мне плейлист нравится куда меньше, чем в первой части. Даже не вспомню ни одной понравившейся мелодии.

🔶ИТОГ

С одной стороны, жаль, что с историей Сенуа впервые мне довелось познакомиться только этим летом. С другой, и слава Богу, иначе бы пришлось ждать продолжения около пяти лет, чтобы в конце концов сильно разочароваться. Сиквел почти во всём уступает первой части, и назвать это игрой трудно - скорее, красивое кино. С сюжетом на большого любителя. С сюжетом, который ещё по всем параметрам проигрывает сюжету первой части.

Но зато с живыми персонажами.

Из того, что в игре по-настоящему радует, - это графика и анимации. Вот тут постарались так постарались. Традиционный бинауральный звук радовал ещё в первой части, тут им мешали наслаждаться голоса в голове главной героини, которые не желали умолкать до самого финала.

Боёвка стала гораздо хуже, управление неудобнее, а головоломки больше не головоломки, а разбавленная тыканьем в кнопки ходьба.

Три звезды ставлю, и то по большей части лишь из любви к первой игре. К прохождению рекомендую, но перед этим лучше всего ознакомиться с предшественником. И не возлагать слишком больших надежд.

Достоинства
  • Графика
  • Озвучка
  • Сеттинг
  • Яркие персонажи
Недостатки
  • Боевка
  • Много ходьбы
  • Слабый сюжет
  • Стоимость
  • Унылый геймплей
  • Управление
olya_konstрекомендует
Читать все отзывы 3
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
20.09.2024
Не люблю такой формат игры
22.09.2024
Супер, думала это скрины нового фантастического фильма, а оказалось игра. Сколько труда в нее вложено.
Другие отзывы
Смотрите также