Мне повезло встретиться с "The Sinking City" в нужном месте и в нужное время, когда очень хотелось сыграть во что-то необычное, развеяться и найти то, что хорошо воспринимается в состоянии сильно измененного сознания. Я давно интересовалась серией квестов про Шерлока Холмса от украинского разработчика Frogwares, а самым свежим проектом компании на тот момент являлся принципиально новый экшен-квест, где героем выступал сыщик по имени Чарльз Рид, проводивший расследование таинственных событий в захолустном американском городке. Сюжет "The Sinking City" был вдохновлен произведениями Говарда Лавкрафта.
Существует немало компьютерных игр, выполненных по теме лавкрафтовских книг: в частности, "Мифов Ктулху" - поэтому я заранее предполагала нечто крайне интеллектуальное, философское, дремучее и окутанное атмосферой непознанного, но не совсем угадала. Это оказалась достаточно простая по сюжету, можно сказать, "казуальная", бродилка-хоррор. Декорации в духе старой Америки, город в серо-сине-коричневых тонах, пасмурное небо, скитания по улицам невольно хочется сравнивать с Mafia 2, пусть даже две игры принципиально отличаются друг от друга. "The Sinking City" показывает состояние портового города после катастрофы. Сильное наводнение разрушило много зданий, затопило низины, часть улиц оказалась под водой, кругом плесень, водоросли, непонятные полипы, туши погибших морских животных. Визуальная сторона, считаю, очень удалась.
Художники и дизайнеры проекта постарались реконструировать внешний вид городских районов 1920-х годов и создать по описаниям из книг Лавкрафта мифических существ. Последние порой просто ужасны.
В одно время я особенно увлекалась творчеством Говарда Филлипса, но, на мой взгляд, ни одна компьютерная игра, в том числе "The Sinking City", еще не смогла приблизиться к его произведениям. Нет той сути, нет той философии, той глубины, того настроения. Возможно, оно даже к лучшему. Лавкрафт - больше, чем писатель в стиле ужасов. Он поднимает тему страхов, с рождения живущих в человеке, а также человеческого бессилия перед неизбежным, непознанным либо превосходящим по своим свойствам любое привычное нам существо. Его ужасы, как правило, являются констатацией фактов, показывающей, в какую трясину может загнать себя человек опрометчивыми, непродуманными поступками. Когда я читала книги Лавкрафта, мне казалось, что вся его жизнь протекала в русле написанных им произведений и мысли из повестей и рассказов - это постоянно одолевавшие его мысли. Он боится непросвещенного, грубого, дикого общества, которое высвобождает те силы, до которых никогда не дорастет умом. Творческое наследие данного автора слишком сложно и многогранно для помещения в игровую оболочку.
"The Sinking City" разворачивается в виде приключения от третьего лица. В центре кадра находится главный герой, посещающий различные места "тонущего города" (именно так переводится название с английского) Окмонта, опрашивающий людей по поводу странных событий, расследующий случаи гибели жителей и сражающийся с чудовищами. Графика радует взор хорошей детализацией зданий, интерьеров, предметов, персонажей. Кругом царит атмосфера запустения, но остатки роскоши все равно прекрасны. Редкие солнечные лучи освещают крыши домов, шелестит листва деревьев на уцелевших авеню, случайный прохожий играет на губной гармонике, газетчик завлекает покупателей свежим выпуском "Вестей Окмонта", неповрежденный трамвай возвышается над дорожным полотном как памятник техническому модерну. Погода часто меняется, большую часть времени пасмурно и идут дожди.
Общественный транспорт давно прекратил существование. До цели можно добраться пешком, на лодке или "быстрым перемещением" из района в район через активированную телефонную будку (каково это, быть переданным по проводам?). Кругом полно брошенных автомобилей, но воспользоваться ими невозможно. Мод бы выпустили что ли, добавляющий управление авто, чтобы прокатиться с комфортом пару улочек. Позволяется только обследовать багажники некоторых машин в поисках спрятанных предметов.
Большинство транспортных средств носит марку "Nash", ныне ставшую историей. Часто встречаются также "Ford T". Первые полчаса было интересно бродить по городу и рассматривать машинки, но потом разнообразию пришел конец. В игре всего несколько видов легковых и грузовых автомобилей, автобусов, тракторов и мотоциклов, которые почти везде повторяются. Ну, не завезли больше моделей в маленький отдаленный портовый городок, хотя на лимузинах явно ездили богатые жители.
Интересно реализована схема выстраивания логических последовательностей из найденных свидетельств. У героя есть так называемые "чертоги разума", где он объединяет факты. Комбинируя добытые сведения, можно получать различные выводы. Сюжетные персонажи, как правило, с недоверием встречают новоприбывшего сыщика и потому большинство диалогов односложные. Выглядит Рид, мягко говоря, не обнадеживающе. Лицо покрыто шрамами, шея когда-то была рассечена почти до самого уха. Возможно, некоторые повреждения являются следами от ожогов. Его преследуют кошмары после катастрофы, и он способен включать видения, помогающие восстановить события на месте происшествия.
Последнее, пожалуй, самая интересная и необычная функция в данной игре, да и вообще в жанре. Как только мы нажимаем на клавишу "ретроспекции", картина меняется. Проявляются невидимые доселе знаки, фигуры, предметы.
Разработчики вложили в игру также индикатор психического здоровья. Оно истощается, когда герой сталкивается с монстрами или находится в режиме видений. Если показатель дойдет до нуля, в мире станет на одного сыщика меньше. Поэтому включив галюники постарайтесь как можно быстрее обежать место, прочитать знаки и вернуться к нормальному состоянию, пока герой не свихнулся. Меня очень раздражает, когда он подносит пистолет к собственной голове. Разве может человек, служивший на флоте, изучавший наставление по стрелковому делу, так обращаться с оружием. По геймплею, психическое здоровье восстанавливается само (постепенно) или с приемом успокоительного (сразу), а физическое только с помощью аптечек.
Ориентироваться в незнакомом городе помогает карта. Расстояния относительно короткие, доступных зданий не очень много. Есть даже психуха - подлечить кукуху. Типичный набор локаций для мистического детектива. Игровой мир почти открытый, но прогуливаясь по улицам остерегайтесь опасных районов, где обитают монстры и вооруженные бандиты. Исследование заброшек добавляет разнообразия в игровой процесс, обогащает инвентарь материалами и снаряжением, однако все достаточно предсказуемо. Освобождаем какой-нибудь подвал от жутких созданий, обыскиваем ящики, подсчитываем добычу. К сожалению, иногда приходится обороняться не только от монстров, но и от людей.
Имеется простейший механизм изготовления предметов (крафта). Доступны различные виды одежды. Гардероб пополняется новыми костюмами по мере выполнения заданий. Как подобает квестам, герой анализирует предметы, ведет диалоги, собирает досье. В папку детектива идет все: документы, книги, заметки и записки, фотографии, газетные объявления. Присутствует кое-какая вариативность развития сюжета.
Из общей массы хоррор-квестов "The Sinking City" выделяет возможность погружений в подводный мир. Правда, там на глубине водятся кракены, которых ничего не берет: получив гарпун они успокаиваются лишь на время. Читавшие Лавкрафта найдут отсылки к "Дагону", "Тени над Иннсмутом" и другим произведениям.
Теперь о недостатках. Во-первых, в предметном окружении мало интерактивности. Перемещению поддаются только квестовые вещи. Все остальное представляет собой чистую бутафорию, причем неподвижно закрепленную. Даже если персонаж примется молотить лопатой по столу и стрелять в расположенные на нем предметы, не шелохнется даже лист бумаги. Стекла не разбиваются ни от ударов, ни от выстрелов. Стоящие на улице автомобили тоже никак не повреждаются, не бьются, не горят. Пуленепробиваемым, антивандальным является аквариум с муренами, установленный на втором этаже штаб-квартиры экспедиции. В помещениях открывается лишь малая часть шкафов. Можно повертеть в руках избранные часы или камень, но нельзя взять модель корабля или стакан, находящиеся там же.
Во-вторых, рядовые жители Окмонта ведут себя как роботы. Да, вы встретите в его районах множество типажей: рыбаков, рабочих, полицейских, бродяг, сектантов, сумасшедших, членов банд, а также на редкость респектабельных и хорошо одетых мирных граждан, но они бродят чисто механически, выполняют запрограммированные действия, не вступая в общение с игровым персонажем. Максимум бросят какую-нибудь фразу. Диалоги ведутся только с сюжетными лицами. Окружающим абсолютно все равно, размахиваете вы лопатой перед их носом или приземляетесь прямо на них с верхнего этажа.
В-третьих, игровая анимация слишком простая для 2019 года. Все тот же "бег на месте общеукрепляющий": когда Рид упирается в препятствие, он продолжает перебирать ногами, старательно делая вид, что бежит. В отдельных случаях персонаж взбирается на возвышенности, хватаясь руками и подтягиваясь, но когда перед ним низкая ограда или груда обломков, он почему-то не догадывается задействовать руки, чтобы перелезть через них. Он смело прыгает в дыры в перекрытиях между этажами аки молодой козлик, теряя часть здоровья, вместо того чтобы предусмотрительно свеситься вниз на руках и уже потом приземляться на ноги.
Но все это мелочи жизни. Сценарий разнообразный, прохождение предлагает множество побочных заданий, но под конец игры кажется, что фантазии разработчиков не хватило на нормальную концовку. Присутствуют три варианта финала, но ни один из них меня не воодушевляет. Впрочем, для хоррор-истории и так сделано достаточно. Приключенческая составляющая отработана на все 100%. Герой бегает по городу, уничтожает врагов, расследует происшествия, встречается с разными людьми, меняет костюмы, погружается под воду. Отлично воссозданы предметы быта 1920-х годов. Несмотря на прямые отсылки к произведениям Лавкрафта, он ощущается в игре меньше всего. В принципе, меня это даже радует, потому что сюжет развивается самостоятельно, не нужно углубляться в витиеватые лавкрафтовские дебри, и визуальный ряд совсем не давит на психику. Я проходила "Тонущий город" неторопливо. Даже хотелось уснуть порой, оставив Рида посреди улицы мокнуть под дождем.
Системные требования программы на сегодняшний день довольно демократичные. "The Sinking City" основывается на движке Unreal Engine 4, использует DirectX 11 и отличается хорошей совместимостью с разными моделями процессоров и видеокарт, лишь бы была 64-разрядная система. У меня так вообще он работал на "неигровом" ноутбуке, оснащенном мобильным процессором Intel Pentium 3710 со встроенным графическим ядром, который примерно вдвое слабее среднестатического офисного ПК. Его хватало ровно настолько, чтобы игра шла без фризов со средними настройками графики. Кстати, я заметила, что производительность данной мобильной системы почти везде одинаковая: в Dead Space, Bioshock Infinite, Alan Wake, Metro Redux, Sinking City и т.д. разница в количестве кадров в секунду минимальная.
Любая сколько-нибудь современная печатная машинка с начальной моделью процессора для Socket 1151, 1200 или AM4, располагающая хотя бы 8 гигабайтами оперативной памяти, спокойно потянет эту игру. А на топовых игровых конфигурациях даже 10-летней давности наверняка получится не только выставить высокие настройки, но и записать стрим.
Игра в целом сделана качественно и интересно. Я думаю, у нее мало точных аналогов. Можно ли назвать положительными эмоции, полученные от хоррора? От фильма ужасов или от страшной истории на ночь? Вряд ли они светлы, но остросюжетные жанры пользуются большим успехом у публики. Мы в детстве рассказывали друг другу страшилки, собравшись в кружок. Так постепенно приобщились к лавкрафтовскому творчеству. Что же, под определенное настроение "The Sinking City" заслуживает внимания.
Кстати, как и в Bioshock 2 герой здесь использует водолазное снаряжение. В скриншотах нет этих моментов, а вообще он берет костюм с аппаратом Рукейроля-Денейруза и обследует морское дно в окрестностях города. Обнаруживает подводный вход в пещеру, где пропали ученые и т.д.
Лавкрафт великолепен. Кстати, Sinking City еще нетребовательная игра, даже на ноутбуке идет. А вот у игрушек 2021-2022 гг. системные требования вымахали в разы. Иным нужен как минимум процессор Ryzen5 3600 / Core i7 10700 и карта RTX2060.