В 70-х у Чака Норриса ещё не было бороды и усов (а значит, и харизматичности и сексуальности), но он уже был мастером карате. Это привело к тому, что в первой половине десятилетия он получил свои первые небольшие роли, но во второй половине постепенно стал иконой боевиков. После того, как Чак сыграл злодея в двух постановках компании Golden Harvest, он наконец получил свою первую главную роль в этой культовой и немножко дурашливой классике, которая эксплуатирует популярную тему дальнобойщиков.Этот фильм, а также «Хорошие парни носят чёрное», вышедший годом позже, стали первыми фильмами, которые привлекли внимание к Чаку Норрису, и, надо признать, тут он всё ещё выглядит немного не к месту и неуверенным в себе. В 1977 году вы бы и не догадались, что 30 лет спустя этот же человек будет олицетворять собой брутальность и поведение мачо (по крайней мере, в знаменитых шутках про Чака Норриса, которые можно найти в интернете).
В фильме «Правонарушитель» Норрис изображает водителя грузовика, который ищет своего младшего брата, пропавшего без вести вместе с грузовиком с грузом замороженных продуктов. Он оказывается в захолустной деревушке под названием Техас-Сити (по иронии судьбы, расположенной в Калифорнии), где, по-видимому, действует совершенно другая система законов и правосудия. Местный судья — и самопровозглашённый император — Джошуа Триммингс устанавливает законы и приказывает своим столь же коррумпированным помощникам собирать воображаемые дорожные налоги с проезжающих мимо водителей грузовиков и конфисковывать их грузы. Чак Норрис решает разобраться с этой проблемой по своему.
В 70-е годы жанр боевиков о дальнобойщиках с погонями начал набирать обороты. Начиная со "Смоки и бандит" и заканчивая "Конвоем", дальнобойщики становились героями в добрых глубинках сельской местности. В этом фильме, вместо остросюжетных комедий с самогоном и многочисленных погонь, верховодящее место занимает история о коррупции и герое в образе водителя грузовика, который должен спасти своего брата и положить конец коррупции, надавав всем по тыкве.
Вообще, на бумаге сюжет звучит нечто среднее между Смоки и бандитом и типичным фильмом о карате Чака Норриса, но "Правонарушитель" это не совсем тот фильм. Во-первых, он не способен найти последовательный тон; карикатурные и совсем не страшные злодеи кажутся чем-то комичным из "Дюков из Хаззарда", сюжет напоминает "Дом у дороги" только без бара и особого куража, а игра Чака Норриса характерно самоуверенная, когда он кого-то бьет, но деревянная, когда он пытается играть как драматичный актер. Вот и получается, что "Правонарушитель" никак не может соблюсти баланс - это и не комедия уж точно, но почему-то иногда в некоторые моменты фильм вызывает непредумышленную улыбку. Хотя может поначалу показаться, что Норриса неправильно изобразили в роли парня, засунутого в кабину 18-колесного грузовика, режиссер Дон Хьюлетт мудро находит ряд возможностей вытащить Норриса из-за руля и во множестве рукопашных (и лицом к лицу) схваток. Это единственные сцены, в которых Норрис, здесь, выделяется. Будь он способен немного раскрепоститься или излучать малейшую толику харизмы, "Правонарушитель" наверное, сейчас бы смотрелся более великолепно. Вместо этого это просто своего рода развлечение.
Иногда «Правонарушитель» кажется откровенным плагиатом «Конвоя» Сэма Пекинпы, но, как ни странно, он вышел годом ранее. Вместе с этим классическим фильмом и несколькими другими подобными (например, потрясающим «Лихорадка на белой полосе») он является частью типичной для 70-х шумихи под названием «Эксплуатация грузовиков». Сюжеты подобных фильмов были довольно одинаковы - Грузоперевозчики восстают против властей, игнорируют блокпосты, поддерживают друг друга по рации, начинают остервенело гонять по трассам, устаивая мега-крутые погони и тому подобное. Это боевик, не выставляет тему дальнобойщиков наперед, и к сожалению, не долезает до уровня классического фильма о погонях, да и к тому же совсем не жестокий. Просто Чак демонстрирует свои навыки карате против целой толпы деревенщин (с вилами), и на этом всё.
Но все же, кто лучше Чака Норриса мог бы сыграть главную роль в этом фильме в те времена (может только Чарльз Бронсон, но он не был мастаком махать ноагми) ? После появления в качестве злодеев, предварительно взяв уроки актерского мастерства, Норрис наконец с радостью выдает свою первую главную роль и вполне справляется успешно, хотя и много от него не требовалось - лишние эмоции не важны, а махать руками-ногами он умеет. Внешне он хорошо олицетворяется со своим бравым героем (героем, которого он и дальше будет играть в своих следующих похожих фильмах) - Джей Ди, водителем грузовика, который время от времени ввязывается в драки, не всегда с радостью, но всегда успешно. Тут есть крутая сцена, где ему бросают вызов сразу несколько парней покрупнее, и Норрис пускает в ход свои удары руками и ногами - дальше нужно просто смотреть. Это был также его первый опыт в качестве постановщика боевых сцен, которым он занимался в следующих своих трёх фильмах, вместе со своим братом Аарононом, который впоследствии стал его хореографом во всех его фильмах.
Правонарушитель - обычный фильм раннего Чака Норриса, основанный на теме "дальнобойщик против всех", в котором Норрис хорошо демонстрирует свои навыки боевых искусств.