Еще совсем недавно Александровский дворец был закрыт на реставрацию, которая шла с 2015 года. В августе 2021 года завершилась первая часть реставрационных работ, посетителям стала доступна часть дворца. Специалисты потрудились на славу и сегодня мы можем лицезреть великолепие интерьеров Александровского дворца, которые когда-то были практически полностью уничтожены.
Фасад здания все еще частично скрыт лесами
Вид на дворец с торца
Дворец находится в ведении государственного музея-заповедника "Царское село", на официальном сайте можно почитать его историю и приобрести билеты.
Адрес
г. Пушкин, Дворцовая ул., 2
Как добраться
На машине:
Путь на машине от центра города занимает около 45 минут без пробок. Дворец находится почти у входа в парк, а сразу за ним - доступные для парковки улицы. В туристический сезон будет сложно найти место, в последние годы жители Пушкина перекрывают въезды во дворы в этом районе. В межсезонье с парковкой нет сложностей. Если вы готовы встать подальше и немного прогуляться, место найдется даже летом.
Другой способ - общественный транспорт.
Автобусы:
От станции метро «Купчино»: автобусы №186, 342 до остановки «Садовая улица - Екатерининский дворец»; От станции метро «Московская»: автобус №299 до остановки «Садовая улица - Екатерининский дворец» или №187 до остановки «Египетские ворота», далее – пешком 15 минут.
Ж/д:
От Витебского вокзала или ж/д платформы «Купчино» на электропоезде до станции «Царское Село», далее пешком – 25-30 минут, либо на автобусах: № 370, 376, 378, 382 до остановки «Садовая улица - Екатерининский дворец»; № 236, 385 до остановки «Леонтьевская улица»; № 371 до остановки «Александровский дворец»; № 273, 373, 380, 381 до остановки «Садовая улица».
История
Подготовила максимально лаконичную историческую справку, которая поможет получить представление о событиях, происходящих с дворцом:
Александровский дворец - один из императорских дворцов Царского Села. Построен в стиле палладианского классицизма в 1792—1796 годах, по распоряжению императрицы Екатерины II, в подарок к бракосочетанию её внука, великого князя Александра Павловича. Проект дворца составил Джакомо Кваренги.
В начале XX века, при императоре Николае II, Александровский дворец стал основной резиденцией императорской фамилии и сосредоточием придворной жизни.
В 1918 году Александровский дворец был открыт для посетителей как государственный музей.
К 1938 дворец сильно обветшал, в его левом корпусе расположился дом отдыха сотрудников НКВД, на втором этаже, в комнатах детей Николая II — детский дом. Музейные залы сохранились лишь в центральном корпусе.
Сталин одобрил проект реконструкции, началась реставрация и восстановление облика дворца, но они были нарушены ВОВ.
Во время оккупации города во дворце размещался немецкий штаб и гестапо, в подвалах — тюрьма; площадь перед дворцом была превращена в кладбище солдат СС.
Восстановительные работы во дворце начались в 1951 году и продолжаются до сих пор. При этом часть помещений продолжала оставаться санаторием.
В 1996 на реставрацию был получен грант Всемирного фонда памятников (WMF), начались работы по ремонту кровли здания. В правом крыле здания была создана экспозиция из предметов музейного собрания — предметы убранства апартаментов и личные вещи последнего русского императора и его семьи.
«Проект реставрационных работ», реализуемый с 2010 года, привел к грубой перестройке и уничтожению подлинных конструкций здания — кирпичных и каменных, что несовместимо с принципами научной реставрации.
В 2015 дворец закрылся на реставрацию до августа 2021 года, когда был завершен первый этап работ.
Вход в музей
Время работы
Билеты
Стоимость билетов без льгот - 650₽
Приобрести можно как на сайте, так и в кассе музея:
Стоимость билетов Александровский дворец
Касса Александровского дворца
Вход в парк, на территории которого находится дворец - бесплатный. Об Александровском парке можно почитать в моем отзыве.
У входа во дворец представлено больше черно-белое фото семьи последнего российского императора - Николая II, при котором это место было центром придворной жизни и основной резиденцией:
Для начала осмотра необходимо спуститься по лестнице на этаж вниз. Там же находятся холл, касса, WC, гардероб и камеры хранения (крупногабаритные вещи и верхнюю одежду необходимо сдать).
Лестница выполнена в современном стиле, очень напомнило арабский Лувр в Абу-Даби.
Камеры хранения
Экскурсия
В стоимость посещения входит экскурсия с гидом, очень познавательная. Посетителям разрешено отправляться на самостоятельный осмотр залов, а также возвращаться в залы по завершении экскурсии. В другом отзыве я видела, что летом подобные вольности были недоступны. Видимо, из-за того, что осенью посетителей уже не так много, можно всё.
Я рекомендую подождать, пока сформируется экскурсионная группа (у нас ожидание заняло минут 5). Это возможность узнать тонкости, которые не найти в интернете - например, связанные с процессом реставрации, или уникальные истории возвращения экспонатов в коллекцию музея.
Чтобы все участникам группы было хорошо слышно, выдают оборудование. Однако радиус его действия небольшой, лучше сильно не отставать от экскурсовода, т.к. полностью пропадает звук.
Для посещения даже в теплое время года необходимо надеть бахилы (выдаются бесплатно):
Экспозиция
Начнем осмотр комнат, в которых раньше жили и проводили время российские императоры и члены их семей.
👑 Большая библиотека
Вот что происходило здесь при Александре II:
«Книгохранительница» великого князя Александра Павловича располагалась в Новом Царскосельском (Александровском) дворце, который стал свадебным подарком Екатерины II внуку.
Будучи уже императором, в 1810 г. Александр повелел придворному библиотекарю коллежскому советнику Баталию отправиться в Царское Село для приведения в порядок книг.
Собрание количеством в 680 томов состояло из французских книг прогрессивных авторов XVIII в. Эта библиотека, как и библиотека Екатерины II из Агатовых комнат, были пожалованы Царскосельскому лицею.
Исторические события, героем которых стал русский император, обратили его на путь мистицизма. После 1812 г. Александр избавляется от личных библиотек, состоящих из книг самого разного содержания. Библиотека начинает формироваться заново, теперь в нее поступают сочинения религиозного, теософского и морально-нравственного содержания.
При последующих императорах:
С воцарением Николая I в истории царскосельских библиотек открывается новая эпоха. Николай Павлович, считавший себя большим знатоком литературы и искусства, культивировал в своей семье интерес к книгам и уделял формированию личных библиотек особое внимание. В первый же год царствования император занялся обустройством большой библиотеки в Александровском дворце, где для этой цели было «назначено особенное место» – четыре зала в правом крыле парадной анфилады.
Александр III не часто удостаивал Царское Село своим пребыванием и, не оставив заметного следа в истории местной библиотеки, тем не менее значительно пополнил раздел по истории искусства.
Николай II, напротив, любил Александровский дворец больше других, а с 1905 г. избрал его постоянным местом жительства для своей семьи. Помимо 18 000 книг, хранившихся в четырех залах Большой библиотеки, более 6 000 личных книг императора и его супруги находилось в их жилых и парадных комнатах. В 1899 г. император присоединил к царскосельской коллекции 700 томов бывшей библиотеки Демидовых, приобретенной у них вместе с усадьбой Тайцы.
Накануне революции 1917 года:
Царскосельская дворцовая библиотека являлась второй по численности после зимнедворской. Не менее 18 335 томов стояло на полках 76 шкафов в 4 библиотечных залах парадной анфилады и не менее 5 838 книг находилось в жилых комнатах Александровского дворца, не менее 600 императорских книг хранилось в личных покоях Екатерининского дворца.
По языковому составу книги распределялись так: 73% на французском языке, 14% на немецком, 9% на русском и 4% на прочих языках. Больше всего было книг по истории, далее – мемуары, описания путешествий, книги по богословию, политическим и социальным наукам, беллетристика.
Сейчас здесь собраны книги на английском, французском, немецком, итальянском и т.д. Император Николай II свободно владел 6 языками. Да и в целом члены российской императорской семьи были очень образованными и разносторонними людьми. Книги - из самых разных областей знаний: астрономия, медицина, физика, философия, теософия и др.
Книжные шкафы выполнены из светлого ясеня:
👑 Малая библиотека
По сути, продолжение Большой библиотеки. Только здесь шкафы выполнены уже из Красного дерева:
👑 Угловая гостиная
Это гостиная парадного назначения, которая преимущественно использовалась Александрой Фёдоровной, супругой императора Николая II. Здесь выступал Федор Шаляпин, проходили завтраки, обеды и ужины императорской четы.
В годы ВОВ было практически полностью утрачено оригинальное убранство, оно воссоздавалось по фотографиям (впрочем, это касается почти всего дворца).
В Угловой гостиной отреставрирован искусственный мрамор, паркет, лепка, мебель, воссозданы портьеры и оконные заполнения.
Экскурсовод указала на гобелен в левом углу гостиной с Марией Антуанеттой. Это подарок императрице от президента Франции Лубе, который посещал Россию с официальным визитом. Императрица очень интересовалась ее жизнью, и, по стечению обстоятельств, жизни обеих прервались весьма трагично.
На одной из стен гостиной - прекрасно выполненный портрет императрицы. Она была настоящей красавицей.
Следуем по коридору в один из лучших залов, которые я когда-либо видела в императорских дворцах.
👑 Кленовая гостиная
Создана в стиле русский модерн, которому присущи:
декадентство, настроения романтического ретроспективизма и символизма, поиски нового, которое чаще оказывались попыткой оживить старое.
Я посетила практически все дворцы Петербурга и Ленинградской области, но не припомню ничего подобного.
В интерьере использованы близкие к природным пыльно-розовые и оливковые оттенки. Уточненная и изысканная лепнина имеет форму стеблей и столов роз. Здесь нет традиционных громоздких люстр: между двумя нишами потолка уже тогда, в 1902-1904, были установлены 200 лампочек.
Гостиная достаточно большая, зонированная. В одном углу разместился круглый диван, на котором умещались все члены императорской семьи и приглашенные гости. Расположение картин и мелкого декора приближено к оригинальной расстановке. Александре Федоровне казалось, что эти детали придают особый уют гостиной:
Здесь нам рассказали и историю знакомства будущего императора с женой. На одном из баллов 16 летний Николай увидел ее, тогда еще 12-ти летнюю девочку, и записал в своем дневнике "Теперь я хочу жениться. Конечно же на Alice D." - так он обозначил Алису Дармштадтскую (полное имя - Victoria Alix Helena Louise Beatrice von Hessen und bei Rhein Hesse-Darmstadt), будущую Александру Федоровну. Поженились они значительно позже, в 1894.
В левом углу, под лестницей, императрица занималась чтением и рукоделием, наблюдая через окно за детьми, которые играли на улице:
Зал тогда, как и сейчас, украшали живые тропические и теплолюбивые растения.
На втором этаже, своеобразной антресоли, расположилось зеркало, также декорированное рамой с розами. Антресоль через дверь соединена с парадным кабинетом Николая II (о нем - в самом конце отзыва).
Витражная ширма перемещалась по гостиной, образуя дополнительные зоны в гостиной:
Отделка гостиной, в частности, лепнина, сильно пострадала в военные и послевоенные годы, так как не показалась руководству объектом, представляющим ценность.
👑 Палисандровая гостиная
Здесь мы видим уже более классический и привычный глазу интерьер, не особо цепляющий, но бывший в те годы на пике моды.
Она находилась на жилой половине императрицы Александры Федоровны и изначально была задумана как «приемная гостиная» и музыкальный салон с комнатным роялем, большим количеством мебели для удобного размещения гостей.
Для ремонта в 1890-х был избран художественный «стиль З. Бинга», который после парижской Expositions Universelle 1889 года был признан новомодным явлением искусства.
Название гостиной дал палисандр - древеснина южных тропических деревьев. Выбирали ткани и материалы для гостиной всей семьей.
Стены сверху обтянули французской материей желтоватого цвета, камин и нижнюю часть стен облицевали панелями из полированного палисандрового дерева, в интерьере разместили мебель из палисандра. Некоторые предметы гарнитура украсили интарсией из дуба. Облик гостиной завершали палисандровые двери.
В годы ВОВ все было утрачено и восстанавливалось уже в 2000-х гг. с нуля.
👑 Сиреневый кабинет Александры Фёдоровны
Еще одно замечательное место наряду с Кленовой гостиной. Там так уютно и приятно глазу, что уходить совсем не хотелось и я, сколько позволяло время, разглядывала кабинет.
Сиреневый кабинет был любимой комнатой императрицы во дворце. При оформлении архитектор использовал гамму, близкую к цветам сирени - любимого цветка императрицы.
Александра проводила здесь большую часть дня, по вечерам проходили семейные чаепития. Экскурсовод рассказывала, что когда кресло в этой комнате пустовало, дочери императора бежали наперегонки и старались занять любимое место маменьки - а в результате залезали в него все вместе
Мебель и пианино фирмы J. Becker были выкрашены эмалевой краской под слоновую кость. Часть мебельных предметов вписали в композицию стен и связали со стенной панелью, образовав уголки. На полках, шкафах и камине размещались стеклянные вазы преимущественно производства мастерской Эмиля Галле, фарфоровые фигурки и сувениры ручной работы, семейные фотографии. Обычно комната была украшена живыми цветами.
Интерьер и мебелировка полностью утрачены в годы ВОВ, поэтому реставраторы приложили огромные усилия к тому, чтобы воссоздать вид, близкий к оригинальному.
👑 Опочивальня Александры Фёдоровны
Личные покои императрицы. Оригинальные ткани, использованные в декоре, были изготовлены на английской мануфактуре.
👑 Детские покои
Сейчас детские покои - это несколько комнат в полумраке, где на стенах проектор транслирует фотографии из семейного архива Николая II, сделанные великими княжнами.
Здесь (пока?) не стали воссоздавать интерьер. Экскурсовод только сообщила, что в 1931 году все наполнение комнат императорских детей было передано в различные советские учреждения и детские дома, т.к. вещи не представляли особой исторической ценности и их владельцы были уже давно мертвы. Так по стране разошлись игрушки, мебель, семейные фотоальбомы и др. Исчезли многочисленные иконы и книги.
Совсем немного игрушек удалось вернуть. Сегодня мы видим их одиноко стоящими в углу комнаты:
Несмотря на то, что единственный сын императора - Алексей - был очень активным ребенком, родители старались ограничивать его и очень опекали. У мальчика была гемофилия - нарушение свертываемости крови, так что любая травма могла стоить ему жизни.
Дети воспитывались в простоте. Даже дорогие игрушки - подарки европейских родственников - выдавали им только по праздникам. В остальное время они играли с мячами, цветами и т.д. Кроме того, в комнатах детей было множество икон, т.к. царская семья была очень религиозна.
Дальше начинается часть дворца императора.
Восточный флигель дворца делился коридором на две анфилады: комнаты Николая II, обращенные во двор, и комнаты Александры Фёдоровны – окнами в парк.
👑 Приёмная Николая II
Сразу чувствуется, что это мужская половина: массивные деревянные потолки и облицовка деревом стен, темные тона, сдержанность в деталях.
Изначально помещение задумывалось как столовая, и только впоследствии стало называться приемной. Но свое назначение, фактически, сохранило. Здесь установлен мебельный гарнитур (большой стол и 12 стульев), кожаные диваны. Отдельное очарование - дубовый камин, отделенный зеленым мрамором.
Ближе к 1917 появлялись более "деловые" элементы помещения, пока мы их не наблюдаем. Так было решено реставраторами еще в 1951 году. Но сейчас принято решение и о воссоздании и витражей в окнах, и других предметов мебели.
Единственный оригинальный предмет здесь - люстра.
Обновление этого интерьера проводилось в 1895–1896 годах по проекту архитектора Романа Мельцера. Для декора стен была предусмотрена «панель высокая вокруг комнаты с полкою с приправкою», выше панелей стены были затянуты тканью с печатным рисунком. На потолке – «плафон деревянный» с карнизом. Украшением интерьера стал угловой камин дубового дерева, отделанный темно-зеленым мрамором. Верхнюю часть двух окон архитектор декорировал квадратными кафедральными (витражными) стеклами.
👑 Рабочий кабинет императора
Кабинет - роскошный, в английском стиле. В особенный восторг меня привела оттоманка (диван), обитая персидским ковром. Хотя и напольный ковер, и камин в изумрудных оттенках тоже не оставят равнодушным.
Отделку камина, к слову, воссоздавали из кусочков плитки, которая была складирована в бассейне по соседству. Полотна на стенах - почти полностью не те, что были при жизни царя. Договориться об их возвращении из ГМЗ "Павловск", где они были на хранении, не удалось.
👑 Мавританская уборная Николая II или Бассейная императора
Неожиданно в одной из комнат обнаруживается достаточно большой бассейн. Помещение украшает метлахская плитка, изразцы в восточном стиле.
Бассейн - не просто элемент роскоши:
Его устройство в Александровском дворце связано с назначением Николаю II водных процедур и массажа струями душа «Шарко».
Только две плитки (сохранившие первоначальный вид) на камине являются оригинальными. Все остальное - создано реставраторами, так как оригинал был в плохом состоянии и испортил бы общий вид.
👑 Гардеробная
👑 Парадный кабинет Николая II
Как и Кленовую гостиную и кабинет императрицы, его обновляли после прошлого владельца в 1902-1904 гг. Цветовая гамма этого места, лично мне, совершенно не понравилась. И вообще, как-то неуютно. Синие стены, на полу - красные персидские ковры, светлый кожаный диван для совещаний. Примечательно, что парадный кабинет в ВОВ пострадал меньше всего, поэтому воссоздавать пришлось только меблировку.
За столом снимали сцены фильма начала 2000-х Глеба Панфилова об императорской семье.
Просторный, на четыре окна, кабинет императора имел антресоль с мраморными колоннами немецкой фирмы Duckerhoff & Neumann, которая соединялась с антресолью Кленовой гостиной. Интерьер отапливался выписанными из Вены каминами. Для освещения кабинета разработали несколько типов электрических светильников.
В одном из коридоров во время моего визита проходила выставка, посвященная визитам императора и семьи в Крым.
Представлены, в основном, фотографии, в том числе сделанные из раскадровки фильма, что придает им особую динамику и живость.
👑 Горка
Прекрасная светлая комната, наполненная воздухом и светом. С горки катался даже император Александр III, согнув ноги - ведь его рост был 193 см.
Из помещения горки мы выходим и оказываемся в небольшом сувенирном магазинчике, где можно приобрести что-то на память (книги, канцелярия, посуда, подушки, одежда и др.):
Что мне НЕ понравилось 🤬
Большинство сотрудников - милейшие люди: приятные дамы в кассе, замечательная девушка экскурсовод, которая несколько раз интересовалась, нормально ли мне слышно, так как в начале маршрута аудиогид плохо работал.
Но всегда есть старушки - божьи одуванчики по виду - которые сидят, скучают, и как цепные собаки срываются при любом удобном случае.
Я видимо коснулась тканью толстовки (поэтому даже не почувствовала) двери между залами! Группа в несколько рядов выстроилась вдоль ограничителя, заняв все места, а экскурсовод указывала на экспонаты на стенах и описывала их - хотелось видеть, о чем идет речь, и я встала в уголок.
Дверь - очевидно, современная, выкрашенная обычной белой краской, которую в случае чего можно протереть. И я же не бомжиха в пачкающей одежде! Но старушка мигом принеслась, потрогала меня руками (это чисто российская фишка, да, вообще нет понятия личных границ) и сказала - "Девушка, держитесь подальше от двери". Ну честное слово, вроде мелочь, но как раздражает и портит настроение. Хочется, чтобы руководство как-то держало в узде подобный неуместный пыл сотрудников.
Завершение осмотра
Наверх поднимать не нужно. Выход находится в том же холле, откуда мы начинали экскурсию:
______________________
Надеюсь, вам было интересно почитать отзыв. Я же рекомендую посетить Александровский дворец. В дальнейшем, по мере открытия новых залов, планирую повторить визит. Уверена, нас ждет еще много прекрасного и интересного