Опубликовано 14 Июнь, 2018 - 15:35

Всем здравствуйте!

Хочу немного поделиться своим впечатлением и мыслями о фильме "Часы" и романе Вирджинии Вульф "Миссис Дэллоуэй".

Да, сразу оговорюсь, что фильм был снят не по "Миссис Дэллоуэй", а по роману Майкла Каннингема "Часы". Каннингем пыталась пересказать роман Вирджинии Вульф на современный лад, чередуя историю современной Клариссы и Лоры Браун (образ его настоящей матери) с историей одного дня Вирджинии Вульф.

Итак, для начала скажу немного о романе "Миссис Дэллоуэй", пару слов про саму Вирджинию и ее творчество.

«Миссис Дэллоуэй» - один из романов известной британской писательницы Вирджинии Вульф, особенностью которого является то, что он написан в стиле «потока сознания» и примечателен своей нестандартной структурой, ограниченным сюжетом, состоящим из двух повествовательных линий. Роман создавался с ориентацией на Джеймса Джойса, т.к. Вирджиния была увлечена мыслью воспроизвести жизнь в духе «Улисса». Для своего романа она избрала необычную и оригинальную форму, принципом которой является описание «мельчайших частиц», западающих в сознание человека. Текст романа, построенный на четком ограниченном времени (один из июньских дней 1923 года) и пространстве (район Уэст-Энд) фиксирует моменты бытия. Читая строки романа, читатель словно погружается в поток времени, сознания героев, их воспоминания, перед ним возникают картины прошлого и будущего, переплетающихся и смыкающихся в одно единое.

В первой сюжетной линии основное внимание уделено самой Клариссе Дэллоуэй, которая является супругой одного из влиятельных британских деятелей, Ричарда Дэллоуэя. Во второй линии разворачивается трагическая судьба Септимуса Смита, с которым Кларисса не знакома. Но между ними есть скрытая связь. Смит показывает читателю скрытую сторону натуры Клариссы. Самоубийство, совершенное Смитом, словно помогает Клариссе освободиться от мысли покончить со своей жизнью. В конце романа встреча с первым возлюбленным Питером Уолшем, приехавшим из Индии, дарит ей надежду на «спасение».

Итак, как я и сказала, в 1998 году Майкл Каннингем пишет свой роман, который перессказывает "Миссис Дэллоуэй" на современный лад. После написания книга попадает на полки книжныз магазинов и довольно хорошо раскупается. А в 2002 году, на удивление самого писателя, по его роману Стивен Олдри снимает фильм "Часы".

Итак, фильм - это противоположность книги в сюжетном плане. Сюжет довольно полный и на мой взгляд очень интересный. В книге же мы видим всего две сюжетные линии. В первой это подготовления Клариссы к приему, а во второй мы знакомимся с Септимусом, который психически болен. И в конце романа, на приеме Кларисса узнает, что Септимус покончил жизнь самоубийством. Вот и весь сюжет романа. Да, сюжет очень скуден и беден, но здесь главное не это. Вся книга пропитана мыслями героев, даже совсем неизвестных персонажей, которые появляются один раз. Мы видим постоянные путешествия в прошлое героев. И это совсем не удивительно, ведь роман состоит из потока сознания героев, что и является главной особенносстю романа. Как и в романе Каннингема, в фильме повествуется об одном дне трех разных женщин, живущих в разные времена и разных городах. Вирджиния Вульф живет в провинциальном городке Ричмонд в 1923 году со своим мужем. Вторая героиня, которую зовут Лора Браун, живет со своим мужем и маленьким сыном Ричардом в Лос-Анджелесе в 1951 году. И наконец, Кларисса Дэллоуэй, живущая со своей «подругой» Салли Сетон в Нью-Йорке в 2001 году.
Перед зрителем три разные жизни. Вирджиния, которую постоянно преследуют непонятные образы и голоса. Она тоскует по жизни в Лондоне и чувствует, что погибает в этом городе. Именно в эти тяжелые времена она пишет свой роман «Миссис Дэллоуэй», в которой пытается показать всю жизнь женщины в одном единственном дне. Беременная Лора Браун, которая, оставив своего маленького сына, пытается покончить с собой. Именно она читает роман Вирджинии Вульф «Кларисса Дэллоуэй». Кларисса Дэллоуэй, долгое время ухаживающая за Ричардом (сыном Лоры Браун). Ричард, который всю жизнь посвятил писательству, неизличимо болен. У него как и у Вирджинии Вульф постоянные образы и голоса. Он не может вынести свои часы жизни, сидя в одиночестве в заперти. В последний раз он говорит Клариссе о своей любви и бросается в окно. В этот трагический вечер приходит его мать Лора Сетон, когда-то бросившая свою семьи, и рассказывает все, что с ней происходило и что она чувствует. Затем фильм заканчивается репликой Вирджинии: «Между нами всегда годы, всегда любовь, всегда долгие часы».

Хотя сюжет и система образов совсем не совпадают, кроме Клариссы Дэллоуэй, все же главное это темы, которые отражены как в романе Вульф, так и в фильме Олдри.

С помощью романа «Миссис Дэллоуэй» Вирджиния Вульф хотела показать, что один день любого человека таит в себе много того, что необходимо знать о всей жизни в целом. Ее роман пытается донести до читателя мысль, что незначительных жизней не существует – просто на них нужно смотреть правильно. Пытаясь «подвергнуть критике социальную систему и показать ее в действии», она поставила перед собой цель представить читателю «жизнь и смерть, разум и безумие», которые являются главными темами романа, а также и фильма Долдри «Часы». Будучи в первую очередь женщиной, Вирджиния знала о чувствах беспомощности женщин, которые то и дело занимались ведением дома, постоянными приемами. Но при всем этом, Вирджиния пыталась показать, что даже такая жизнь необязательно банальна и скучна. Она хотела показать, что даже жизнь, которая ограничена домом, может быть увлекательнейшим путешествием. Фильм «Часы», снятый на современный лад, является отражением того, что хотела сказать Вирджиния. Он заставляет проникнуть в один день каждой из героинь и пережить их вместе, показывая насколько переплетены жизни людей.
Кроме темы жизни и смерти, а также разума и безумия, в фильме присутствует тема одиночества и отчаяния. Все три героини обременены чем-то в своей жизни. Вирджиния, дважды пытавшаяся покончить с собой, чувствует свою погибель вне Лондона. Лора Браун – женщина и мать, уставшая от своей жизни, семьи, которая пыталась себя убить, но в итоге просто ушла из дома. Кларисса Дэллоуэй, считающая свою жизнь «банальной» и долгие годы мучавшаяся из-за Ричарда. Помимо этих тем, в фильме отражена тема гомосексуальности, которой нет в романе. Это можно заметить и в том, что Кларисса живет с женщиной Салли Сетон, и в неожиданных поцелуях Лоры Браун со своей подругой Кити, Вирджинии со своей сестрой. Возможно, это было и просто так добавлено в фильм, т.к. сама Вирджиния была склонна к нетрадиционной ориентации, возможно создатель хотел показать, что женщину может понять только женщина, но заполнить пустоту в душе и помочь ощутить полноту жизни, может мужчина. Ведь каждая женщина желает счастья: любимого мужчину и детей. Как выразила это, например, подруга Лоры Кити, которая не могла иметь детей и была больна: «У меня было все. Кроме одного – единственно вещи, которой я хотела».

Одназначно рекомендую и фильм "Часы", и роман Каннингема, и главное роман самой Вирджинии Вульф "Миссис Дэллоуэй". Все эти три глубоко философских произведения заставляют задуматься о жизни, смерти и о других моментах в жизни. Фильм одназначно потрясает хорошой игрой актеров (особенно выделяю Николь Кидман), красивым музыкальным сопровождением, которое позволяет зрителю полностью погрузиться в эмоциональное состояние происходящего в фильме (что очень важно), а также интересной и необычной задумкой сюжета.

Достоинства
  • Возможность понять
  • Глубокий философский смысл
  • Заставляет задуматься
  • Переход во времени
  • Потрясающая игра актёров
  • Тонко подобранное музыкальное сопровождение
Недостатки
  • Для меня нет ни одного
Айсель Рагимоварекомендует
Читать все отзывы 22
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Другие отзывы
Читать все отзывы 22
Смотрите также