Совершенно случайно, прогуливаясь по Пушкину, мы забрели в музей "Придворный экипаж". Я не очень люблю центральную часть города, поскольку практически круглый год там много туристов. Видимо поэтому музей не попался на глаза раньше.
Режим работы:
С 10:00 до 18:00 (касса и вход до 17:00) Выходной день: среда Санитарный день: последний вторник месяца (с ноября по март)
Стоимость билетов (актуально на осень 2023):
Взрослые – 300 руб.
Учащиеся (с 14 лет), студенты – 200 руб.
Пенсионеры РФ и стран ЕАЭС* – 200 руб.
Члены союзов художников, архитекторов, дизайнеров РФ и стран ЕАЭС* – 200 руб.
Сотрудники государственных музеев РФ и стран ЕАЭС* – 200 руб.
Курсанты, военнослужащие срочной службы – 200 руб.
Ветераны боевых действий – 200 руб.;
Лица младше 14 лет – бесплатно
Стоимость экскурсионного обслуживания на группу бесплатных категорий посетителей (от 10 до 20 человек) – 3 000 руб.
Аудиогид (если требуется) для граждан, имеющих право на бесплатный вход – 200 руб.
Мы приобрели 2 взрослых билета (600₽). Отсутствие аудиогида (+200₽) стало упущением (будет повод сходить позже еще раз).
Билеты продают по сеансам, но, видимо, это актуально для сезона. Сейчас мы приобрели билеты и сразу же зашли, перед нами и за нами люди также из кассы шли сразу в залы. То есть группы не формируют.
Помимо чека выдают красивые билетики (которых мне так не хватило в Выборгском замке):
Как можно заметить, здание имеет подковообразную форму.
Как добраться:
На машине путь занимает около 40 минут, если ехать из центра города (в отсутствие пробок).
Автобусы:
От станции метро «Купчино»: автобусы №186, 342 до остановки «Садовая улица - Екатерининский дворец»; От станции метро «Московская»: автобус №299 до остановки «Садовая улица - Екатерининский дворец» или №187 до остановки «Египетские ворота», далее – пешком 15 минут.
Ж/д:
От Витебского вокзала или ж/д платформы «Купчино» на электропоезде до станции «Царское Село», далее пешком – 25-30 минут, либо на автобусах: № 370, 376, 378, 382 до остановки «Садовая улица - Екатерининский дворец»; № 236, 385 до остановки «Леонтьевская улица»; № 371 до остановки «Александровский дворец»; № 273, 373, 380, 381 до остановки «Садовая улица».
Выставка «Придворный экипаж в Царском Селе» с 1990 года размещается в историческом здании бывшей «Дежурной конюшни», построенном в 1824 году по проекту архитекторов В.П. Стасова и С.Л. Шустова.
Уже в холле, у кассы видим плакаты с моделями карет:
Экспонаты выставки позволяют проследить историю каретного дела на протяжении двух столетий.
Но первым делом попадаем в залы, оформленные в едином стиле большинства петербургских и областных ГМЗ. Здесь мы знакомимся с путешествием Екатерины II в Россию, видим предметы, которые окружали ее и были в обиходе в то время (от урыльника до столовых приборов и несессера).
В центре зала - сундук, складные дорожные стул и стол.
Проходим через небольшой коридор между частями здания, где установлены внушительного размера колеса карет. И оказываемся в основной части музея.
Первый каретный музей открылся еще в 1860. С тех пор экспонаты много раз меняли локацию в связи с происходящими в России событиями. В 1970-х выставка открывалась в Камероновой галерее (в Екатерининском парке рядом с дворцом), сейчас она перенесена в отдельное здание.
Карет здесь представлено около 20. Часть из них сделана в России, часть - в Западной Европе. Большинство сделано для церемоний коронаций и других важных событий в жизни императорской семьи, но также есть прогулочные. В самом конце выставки - детские кареты и сани.
Музей Придворный экипаж Пушкин отзыв
Самые красивые и "богатые" парадные экипаже на выставке принадлежали Екатерине II.
Кареты, подобные представленным в музее, в России появились в середине 17 века. Производились они в Германии (тогда, кажется, Пруссии) и массово ввозились в Россию. Параллельно началось и собственное производство.
Эта карета была использована для коронационных выездов сразу трех императоров:
Великолепие в каждой детали
Еще одно творение, принадлежащее Екатерине II:
К середине XVIII века в штате Конюшенного двора насчитывалось около 250 мастеров различных специальностей, как русских умельцев, так и иностранных специалистов; возглавлял придворные мастерские знаменитый «седельный и каретный» мастер И.К. Букендаль. Его руке принадлежит самая старинная карета на выставке (около 1762 года). Кузов кареты необычайно красив и сложен, золоченые резные завитки барочного орнамента покрывают все конструктивные части. Известно, что эта карета была в составе коронационного поезда императрицы Екатерины II.
Эта карета участвовала в коронационных выездах четырех императоров, включая последнего - Николая II:
Это - еще одна карета Екатерины II:
Внутри (насколько удается заглянуть) кареты выглядят достаточно просто - ни мягких кожаных диванов, ни декора:
Данную карету князь Волконский приобрел в Париже, что было приурочено к коронации Карла Х. После, уже в России, карета принимала участие в коронационных выездах трех императоров:
Вот еще один прекрасный образец, кажется, екатерининской эпохи:
Тяжелая история связана с этой каретой. В ней ехал Александр II, когда на мосту террористы "Народной воли" устроили серию взрывов. Последний из которых привел к тяжелым ранениям и последующей смерти царя. На месте его гибели на средства, собранные по всей России, был построен Спас на Крови.
И еще одна "мужская" карета:
Десятиместная прогулочная карета для особ, сопровождающих императора:
Коронационная карета:
Карета супруги Александра III:
Подарок Александру I от датского посла:
Принадлежность данной кареты я запамятовала и фото почему-то не осталось, но кого-то из последних царей:
Двухместный кабриолет Николая I:
На этом часть музея с каретами заканчивается. Дальше нас ждет небольшой зал - такой же, как и в начале, посвященный Екатерине II.
Здесь есть как небольшие экспонаты, так и несколько саней и детских карет императоров.
Предметы коронационной упряжки
Каретные часы
Походная шкатулка
Различные полезные мелочи
Десятиместные сани Екатерины II:
Перед выходом можно оставить отзыв в книге, что, видимо, с большим удовольствием делают посетители:
Смотрите, какой чудесный почерк <З
Итак, мы прошли по дуге и выходит с противоположного конца здания:
____________________
На этом наша увлекательная экскурсия по музею завершается.
"Придворный экипаж", разумеется, рекомендую к посещению!