Догвилль - небольшой американский городок, население которого составляет 15 взрослых и 7 детей. Жители Догвилля тихие, себе на уме, каждый живет в своем болоте. Но однажды размеренную жизнь жителей городка тревожит неожиданное событие - появляется таинственная незнакомка, которая не прочь остаться в городке и подружиться с ее жителями. Конечно, жители сомневаются, ведь они будут скрывать беглянку, однако речь Томаса Эдисона-младшего заставляет жителей городка попытаться принять незнакомку и нарушить устоявшуюся повседневность.
Отзывы на данный фильм меня заинтриговали. Когда я включила "Догвилль", то была удивлена в первую очередь декорациями, а точнее их отсутствием. Даже собака в городке просто очерчена мелом, а у домов нет стен. Смотришь кадр и складывается ощущение, что все слышат диалог героев. Этакая близость жителей друг к другу. Это и необычно, и странно.
В центре основных событий, помимо беглянки Грейс, которую играет Николь Кидман, находится молодой писатель Том - Пол Беттани. Да только юный писатель не написал ни одной книги, зато его гложут вопросы морали. По словам Тома, все его друзья ведут себя так нецивилизованно. И стоит наш герой на перепутье: то ли книгу наконец написать, то ли городок от невежества спасать.
Закадровый же голос про Тома говорит:
Вопросы морали его конек.
Только конек тот горбунком оказался. И очень извращенно и жестоко юноша пытается показать жителям города, что они из себя представляют. Его наглядный пример и убежденность в предначертанной моральной миссии раскрывают Тома, как бесчеловечное двуликое существо, которое готово подставить того, кто в него верит.
Только посмотрите, сколько смирения в девушке. А ведь она закована в кандалы словно раб!
от добра добра не ищут
Неужели чья-то уязвимость - это отличный предлог показать свой мерзкий нрав и возможность выпустить внутреннего монстра? Неужели безнаказанность и власть порождают жестокость и потребительство?
издевательства над тем, кто не сможет ответить
Грейс определенно подставляла то одну щеку, то другую. Но ради чего? Ждать, что люди забудут в себе "собак" и откроют человечность? Как люди, способные на корысть, смогут отказать себе в удовольствие издеваться над слабым и беззащитным? И тут сразу вспоминается персонаж Ф.М. Достоевского - Родион Раскольников:
Тварь я дрожащая, или право имею?
"великая" речь Тома
Но даже наш высокоморальный Том осознает, что он такой же, как все. И пытается сделать то же, что и все. Осознание этого факта его тяготит, но вовсе не исправляет. Ведь он продолжает вести себя как трусишка. Это проявляется и в поступках, и в нежелании признать, что моральная миссия разбилась вдребезги. Тогда, молодой писатель начинает реализовывать себя на писательском поприще.
Том говорит:
Ты ко мне охладела, Грейс.
И это и смешно, и грустно. Неужели он так и не понял, что Грейс не собиралась участвовать в публичном и частном унижении? Она явно не стремилась стать "Буренкой с колокольчиком".
боль отказа
Но герой видит только себя, свои мысли, свои страдания. Именно это заставляет его наказать Грейс и сдать ее гангстерам. Впрочем, развязка была закономерна. Любой человек способен вынести боль. Вопрос лишь в том, где заканчивается его индивидуальный предел. Жители относились к Грейс, как скоту, и она им стала...