Вы когда-нибудь хотели, чтобы по одной из Ваших любимых книг поставили спектакль, чтобы персонажи жили не только в голове, но и на сцене? Более сложный вопрос: "А по обожаемому фильму?"
С восторгом маленькой сбывшейся мечты и страхом перед неоправданными ожиданиями я шла на мюзикл "Собака на сене" в Московском театре оперетты, о котором и поведаю здесь.
"Рассказ недолго будет длится,
но мы не будем торопиться.
Пусть все течёт само собой,
а там посмотрим, что случится"
Третий звонок, гаснет свет и огнем пылает световая проекция названия спектакля на занавесе. Он открывается и...
Испанские мотивы! Стиль Гауди в декорациях!
"Испания? Так-так... " - подумала я.
И сразу переключилась на необычную задумку режиссёра Т.Константиновой. На сцене, вместе с актерами, играет гитарист. Да простит меня виртуозный музыкант, но кроме первой минуты, не замечала его, только акустическую гитару. Её звуки сопровождают эмоции и мысли героев, усиливая впечатление. Вот Диана в смятении и металл струн звучит тревожно, любовь и мечты нежны, а страсть - яркий, раскатистый звук.
Пьеса Лопе де Вега всем хорошо знакома, поэтому не буду сохранять интригу сюжета - он классический, а герои говорят стихами.
Появляется рассказчик, он же обаятельный мошенник, балагур, интриган Тристан. В.Кирюхину и М.Беспалову великолепно удаются подобные роли. Смешной, но не нелепый образ свободного человека, который за своими колкостями прячет доброту и искреннюю привязанность к господину, Диане, друзьям. Именно ему отведена роль точно подмечать то, что так хочется скрыть
"Не думал я, что дама давшая обет, так на глазах у всех ревнует..."
и в финале привести героев к счастью.
Действие набирает обороты и на сцене - Диана. Уже по её расшитому драгоценными нитями домашнему платью становится понятно, что нас ждут роскошные костюмы. Это действительно так! Каждый наряд продуман до мелочей, подобраны украшения, аксессуары - все это призвано подчеркнуть изящество и невероятную красоту графини (н.а. РФ Е.Зайцева).
Хочу особо отметить ещё одно интересное решение режиссёра. Монологи героев положены на музыку и это потрясающе! Помните эмоциональное, страстное, отчаянное письмо Дианы:
"Я потому люблю, что я ревную... "
Теперь представьте, как оно звучит в арии, исполненной красивым лирическим сопрано. Нежные переливы голоса, заполняющие все вокруг, передают всю силу страстей, бушующих в душе героини.
"Поймёт ли кто? Себя я понимаю..."
Точно знаю, что поняла, с каким восхищением слушала эти строки, бьющие в самое сердце.
В фильме, до самого финала, подозреваю Теодоро М.Боярского в неискренности, в готовности выслужиться и не потерять место. Здесь же, уже при первой встрече героев, верю в фразу Теодоро Л.Бахталина "Моё первейшее желанье быть Вам приятным, Ваша милость". О, этот горящий взгляд, который не может лгать, "признанья в нежной страсти", якобы другой женщине - дают понять, что дело совсем не в успешной карьере.
Впрочем, это неудивительно, ведь созданный образ своенравной графини очень точно описали Маркиз Рикардо и Граф Федерико:
"Вы всех прекраснее Диана!"
Можно процитировать и слова Теодоро:
"Нет в мире женщин, чтобы сравнились с ней..."
Сам же Секретарь "мил, красив, умен...", бесстрашен, "от молодости пылкой" у него кружится голова, а вокруг столько соблазнов. Да и по силам ли даже любящему мужчине:
"Чуть я немножечко остыну,
Вы загораетесь соломой,
А чуть для Вас я загораюсь,
Вы льдом становитесь холодным...
[...] Я Ваших слов не понимаю,
Но понимаю звук пощечин,
Когда я Вас люблю, Вы злитесь,
А не люблю - Вы злитесь тоже!
Хотите, чтоб я понял Вас?
И я же глуп, когда Вас понял."
Рядом с ним Марсела (О.Белохвостова, Ю.Гончарова), такая хорошенькая, яркая, характерная, беззаветно влюблённая, намного более раскованная и свободная в отношениях. Как же ей не ответить?
Кстати, мой взгляд на этого персонажа расходится с режиссерским. Не может Марсела вести себя так, как при первом появлении перед зрителями. Она, конечно, служанка, но ведь не куртизанка! Та, которая кичится родством с Дианой, ставит себя выше другой прислуги:
"я ей родня она и балует меня",
не стала бы бегать в нижнем белье по двору перед Теодоро и Тристаном. Будем считать это моим личным зрительским взглядом, а роль сделана отлично!
Неожиданным для меня стало и появление Филиппа Киркорова с песней "Viva la Diva", да простит Маркиз Рикардо (з.а. РФ П.Борисенко) мою иронию. На Премьерном показе, мне не откликнулось гротескное представление женихов Дианы, но присмотревшись, в следующий раз, уже весело смеялась вместе с живо реагирующим залом. Однозначно согласна с Анардой (н.а. РФ Е.Ионова):
"Маркиз Рикардо, например, чем не отличный кавалер?!"
Сделаю ещё одно сравнение с фильмом. Мне всегда хотелось, чтобы у графини была возможность выразить себя в танце, особенно в тот момент, когда она наблюдает за весельем своих слуг. Не просто прервать некорректный диалог, а ответить по-женски. В спектакле моё желание исполнилось! Танец Дианы запоминающийся, темпераментный, рассказывающий о любви, ревности, соперничестве, желании и страсти истинной женщины, подчёркивает её грациозность.
Именно после этого номера мысленно одобрила перенос действия в Севилью! Теперь шутки в сторону, будучи знатоком пьесы (наизусть), строгим и дотошным зрителем этой постановки я оценила, насколько точно, тонко и бережно Т.Константинова совместила классику литературы и собственный оригинальный подход.
Если прочитав мой подробный обзор подумали, что теперь все знаете и будет неинтересно, скажу, что это лишь вершина айсберга, а там "на глубине":
- неординарная, лёгкая, щемящая музыка А.Клевицкого, благодаря которой я бы отнесла этот спектакль к жанру оперетты;
- необычные декорации и световые решения;
- непредсказуемые дуэты;
- зажигательные ритмы и танцы (ноги мысленно пускаются в пляс, а ты культурно аплодируешь),
- знакомые и неизвестные герои с изюминкой в каждой роли (граф Людовико - моноспектакль в спектакле);
- уникальные режиссерские находки,
а самое главное - эмоции, которые можно испытать только в зрительном зале, почувствовав энергетику артистов, прожив с ними это время.
На этом поток вдохновения иссяк, всем спасибо за внимание!
Любите спектакли в жанре оперетты или мюзикла?
Возможно, Вас заинтересуют эти постановки:
"Доходное место"
"Летучая мышь"
"Сильва"