Опубликовано 31 Декабрь, 2018 - 23:09

Сразу хочу сказать, что я не являюсь психологом и во многих моментах могу ошибаться. Но при первом просмотре мультфильма, меня одолевал вопрос, насколько Головоломка соответствует реальности? В ней всё красиво показано, но является ли это всё фантазией автором или они опирались на реальные факты из учебников психологии при написании сценария? Поэтому хочу начать именно с этого.

 

У человека 5 эмоций?

Я долго искала, сколько же эмоций у человека, но каждый психолог называет свою цифру от 5 до 30, а некоторые и вовсе полагают, что количество эмоций и их сочетаний огромное множество. За основу для создания персонажей взяли исследования психолога Пола Экмана, который выделяет 6 эмоций. В итоге радость, печаль, брезгливость, гнев и страх вошли в мультфильм, а вот удивление решили исключить. Из интервью с автором сценария «Головоломки» Питером Доктером:

«Мы убрали эту эмоцию, потому что она была слишком близка к Страху, и персонажи получились бы похожие по своим свойствам».

Конечно, все эмоции можно как то притянуть за уши и объединить в этих персонажах:

Радость – благодарность, восторг, забота, нежность, умиротворение, энергичность, надежда, упорство, стремление, восхищение, умиление, любование, энтузиазм, вдохновение, трепет, озорство, увлечённость и т.д.

Печаль – грусть, вина, скорбь, усталость, бессилие, подавленность, зависть, горе, обида, жалость, досада, уныние и т.д.

Брезгливость – отвращение, презрение, высокомерие, оскорблённость, заносчивость, надменность, гордыня, превосходство и т.д.

Страх – испуг, тревога, застенчивость, неловкость, стыд, осторожность, оцепенение, потерянность, смятение, и т.д.

Гнев – злость, раздражение, возмущение, злорадство, ярость и т.д.

Сочиняла сама, поэтому могла всё расставить не правильно, но вот куда включить влюблённость, сожаление, напряжение, азарт, нетерпение, интерес, сомнение, покорность и др. не понятно.

Вероятней всего сюжет «Головоломки 2» будет построен именно на появлении новых эмоций и их конфликтом со старыми. Иначе, смотрится так, что Райли живёт без сочувствия и сожаления.

Если бы Райли сочувствовала родителям, то поняла насколько им трудно в этой ситуации, у её отца проблемы на работе и маме тоже трудно освоиться в новых условиях, если бы Райли думала о других, а не о себе, сюжет мультфильма был бы совершенно другой.

Почему печаль стремиться испортить воспоминания?

При первом просмотре я осуждала Печаль за её выходки, однако при втором осознала, что по другому поступать она не могла. У Райли были приятные воспоминания о прошлом: красивый дом, в котором она росла, лучшие подруги, команда по хоккею, но вот она переехала и всё это осталось в прошлом, а в будущем этого больше не будет. У неё теперь новый дом, который ей не нравиться, а старый где она росла продают, и скорей всего она его больше не увидит. Она не может проводить время с подругами из-за большого расстояния, со временем им скорей всего надоест общаться по скайпу и они навсегда забудут о Райли, найдя себе новых друзей. Думаю, любой человек так же в течение жизни терял кого-либо или что-либо, после чего все воспоминания об этом становились грустными (смерть домашнего питомца, предательства друзей и др.). Так и Райли больше не может вспоминать о прошлом в позитивном ключе, так как эти воспоминания напоминают, что она потеряла, переехав в новый дом. Поэтому Печаль на протяжении всего мультфильма словно магнитом притягивается к хорошим воспоминаниям, она просто не может этому сопротивляться.

Райли всего лишь марионетка своих эмоций?

В мультфильме Райли представлена как марионетка, а эмоции как кукловоды, но так ли это на самом деле? Ведь в реальности происходит совершенно противоположный эффект, люди руководствуются логикой и здравым смыслом, подавляя свои эмоции. Мы брезгаем мыть грязный пол, но всё равно его моем, мы злимся, когда другой человек говорит неприятные нам вещи, после чего подавляем свой гнев и спокойно выражаем свою точку зрения, не допустив конфликтов и т.д. В реальной жизни мы практически всегда делаем то, что перечит нашим эмоциям, мы их подавляем и поступаем, так как нужно. Из этого возникает вопрос: «Есть ли разум у Райли?» и «Почему о нём нет упоминаний в мультфильме?». В Головоломке ни как не продемонстрирован сам мысленный процесс, так как все решения за девочку, принимают её эмоции.

Всё останавливается, когда мы засыпаем?

Наши «шарики с воспоминаниями», которые мы накопили на протяжении дня, действительно отравляются в долгосрочную память во время сна, как это и было показано в мультфильме, но что происходит с другими процессами? Мозг продолжает свою работу даже, когда мы спим, и наш «поезд с мыслями» не останавливается. Поэтому тот факт, что Радость не может путешествовать на поезде, пока Райли спит, выглядит неправдоподобно.

Так же странно, что во время сна эмоции за пультом дежурят по очереди. Если бы Райли приснился этот страшный сон, в то время как за пультом дежурила Радость, то что бы почувствовала девочка? Она обрадовалась бы такой картине? Или Радость пошла бы будить Страх и Брезгливость?

Мы можем забыть даже самые яркие воспоминания?

В мультфильме показано, как люди могут безвозвратно забыть даже самые яркие моменты их жизни, что довольно сомнительно. Миллионы психологов по всему миру под гипнозом заставляют вспоминать пациентов о тех моментах их детства и жизни, которые они уже не помнят. Думаю, все натыкались на подобные истории, где допустим человек всю жизнь боялся собак, а потом оказалось, что в раннем детстве его напугала собака, и воспоминание всю жизнь хранилось в его голове, но он уже не помнил об этом. Мне не вериться, что такие яркие моменты можно безвозвратно забыть, я уверена, что эти воспоминания всегда хранятся, где то у нас в мозге, просто мы не всегда способны вспомнить о них в обычной обстановке.

Например, в мультфильме упоминается, как чистильщики выбрасывают воспоминания в яму забвения о 3 годах учёбы Райли в музыкальной школе. Я тоже училась в музыкальной школе на пианино, и тоже не помню ни музыки, ни нот, вообще ничего, только учительницу, класс, различные ситуации и других учеников. Если я сяду за пианино, то ничего не помню, но мне достаточно 3 раза повторить и сыграть ту мелодию, которую я уже забыла и не играла уже 15 лет. Я не имею не малейшего представления, на какие клавиши вообще надо было жать, но пальцы сами автоматически играют эту мелодию. Значит где то в глубинах памяти ещё храниться данное воспоминание, которое позволяет сыграть мелодию чисто на рефлексах, не глядя на клавиши, просто я его уже не помню?

Какую роль играют шарики с воспоминаниями и зачем их проецируют на экран?

Я долго не понимала, почему Радость так носиться с этими шариками и даже рискует собственной жизнью, что бы их защитить. На самом деле авторы хотели продемонстрировать, насколько наши воспоминания о прошлом влияют на принятия решений в будущем. Опыт прошлого практически задаёт направление всего нашего мышления, мы вспоминаем, какой был вкусный вчера борщ, поэтому сегодня опять готовим борщ, мы вспоминаем как хорошо гулять по парку, поэтому можем решить прогуляться по парку. Мы обычно не думаем о том, чего не знаем, например, если человек ни разу не слышал, что люди катаются на страусах, он об этом навряд ли задумается. По большей части наши воспоминания формируют нашу личность, например, если у известного богатого футболиста начнётся амнезия, и он попадёт в деревню, то его личность заново сформируется с нуля и это будет другой человек, которому будут интересны пчёлы и рассада, а о футболе он не будет думать, так как у него нету о нём приятных воспоминаний.

Поэтому Радость носила с собой важные воспоминания, способные напомнить Райли кто она и какие у неё ценности в жизни. Так же Радость управляла девочкой с их помощью, ей было достаточно показать воспоминание о пиццерии, что бы Райли захотелось пиццы и она решила за ней прогуляться.

Или, например сцена, где Райли помнит как весело кататься по перилам и решает прокатиться, но как только шарик с воспоминанием выпадает, девочка утрачивает интерес и слазит с них.

Все воспоминания должны быть окрашены в эмоции?

В каком то плане, в Головоломке, даже идёт соревнование за пульт между эмоциями. Радость даже поставила себе цель, что бы счастливых воспоминаний было как можно больше. Воспоминания, окрашенные в эмоции действительно, легче запоминаются и долго хранятся. Например, тот момент, когда у Райли от смеха пошло молоко из носа она запомнит надолго, а вот обычную прогулку со школы, она забудется довольно быстро.

Но постоянно ли мы испытываем какую-либо из эмоций? Допустим, человек стирает одежду, ему в этот момент не радостно, не брезгливо, не грустно и не страшно, а он просто выполняет работу. Или допустим, какой-нибудь дядя Миша чинит трактор, что он должен испытывать от этого занятия? А ведь мы выполняем различные виды деятельности на протяжении всего дня, которые ни несут в себе не каких эмоций.

Впечатление об эмоциях и персонажах.

При первом просмотре, мне было жалко Радость, так как ей приходится делиться пультом управления с другими эмоциями, которые на первый взгляд всё только усложняют, а печаль и вовсе кажется постоянной обузой, так как является противоположностью Радости.

Но при пересмотре мультфильма, Радость уже кажется каким то узурпатором, которая стремиться подавить другие эмоции. Если обратить внимание, то большая часть воспоминаний Райли счастливые, хотя в детстве у людей ни чуть не меньше отрицательных эмоций, чем во взрослом состоянии (потеряется любимая игрушка, могут вызвать к доске, дети часто падают на коньках, велосипедах и т.д.).

Не одна из эмоций не претендует на лидерство за пультом управления, поэтому стремление Радости сделать Райли счастливой кажется эгоистичным. Людей, которые заботятся только о своём счастье и не думают о других, трудно назвать хорошими. На протяжении всего мультфильма я не заметила, что бы Радость умела испытывать сострадание. Зато она активно подавляла Печаль, запрещая ей делать те вещи, на которые она имела полное право.

Печаль является единственным персонажем среди эмоций мультфильма, который способен проявлять сострадания. На Радость даже не может понять чувство Бинго Бонго, зато Печаль отлично понимает его эмоции и сопереживает ему, в отличие от Радости ей не трудно его выслушать и успокоить.

На первый взгляд Райли кажется, очень милой девочкой, но если задуматься, то благодаря стараниям Радости она растёт эгоисткой.

Например, в мультфильме есть момент, когда мама спрашивает Райли, какой момент во время поездки ей понравился больше всего, а Радость показывает то воспоминание, где у отца девочки разбивается машина и он плачет стоя на коленях перед ней, а Радость смеётся над этим. Если бы за пультом была Печаль, ей было бы не смешно, а грустно от того, что папа разбил любимую машину, теперь ему придётся тратить своё время и нервы ища мастерскую для ремонта в новом неизвестном ему городе, платить огромные деньги, на которые он бы мог купить нечто полезное, а если денег не хватит то ещё и влазить в долги.

Хотя, на мой взгляд, включать в печаль сопереживание немного не правильно, по мне она должна быть отдельной эмоцией. На протяжении мультфильма печаль чаще всего унывает и жалеет себя, а при сопереживании обычно жалеют окружающих.

Тоже самое можно сказать и про Брезгливость, в неё тоже включили довольно много эмоций: отвращение, призрение, гордыню, тягу к моде и т.д. Вообще такой персонаж априори не может быть милым, но Pixar её преподнесли так, что на неё приятно смотреть. Красивый дизайн, эмоциональные ворожения лица, в мультфильме она не проявляет высокомерия и не перегибает палку.

Страх тоже получился весьма милым. В мультфильме показали, на сколько временами бывает, важна эта эмоция, так как он останавливает нас от необдуманных действий, которые способны нам навредить. А так же продемонстрировали, что Страх слишком часто перегибает палку и заставляет нас чувствовать угрозу там, где её нет, поэтому к нему стоит прислушиваться, но принимать решения лучше исходя из логики.

Гнев тоже хорошо преподнесли в мультфильме, но вот в реальной жизни я не уверена, что эта эмоция нам вообще нужна, он лишь всё портит. Допустим, муж с женой могли бы обсудить проблемы и решить их, но вместо этого постоянно сорятся, ругаются и обижаются друг на друга, что приводит к разводу. Или например, как водители кричат и бибикают друг другу в пробках, нервов и гнева много, а эффекта от этого ноль. Если бы не слепой гнев то не было бы всех этих войн, недопонимание, разводов, драк, люди бы тогда решали вопросы мирным путём исходя из логического мышления.

Вывод:

Часто натыкалась на призывы людей посмотреть этот мультфильм, якобы он учит психологии и показывает, как у нас всё устроено. Но, к сожалению, я ничего из этого я не увидела, поэтому отпишитесь в коментах, что вы вынесли для себя из Головоломки, так как я из-за своей невнимательности, возможно, многое не заметила.

Вообще мультфильм выполнен невероятно качественно, внутренний мир Райли оформлен так красиво и интересно, что хочется узнавать о нём всё больше и больше. Персонажи проработаны настолько, что даже такие эмоции как Гнев и Брезгливость, которые должны били раздражать своим присутствием, отлично смотрятся. В нём нет злодеев и антагонистов, а основная сюжетная линия завязана на конфликте Печали и Радости, и это его выделяет на фоне других мультфильмов. Головоломка захватывает своей тёплой и душевной атмосферой, милая девочка, добрые родители, красочные локации со сладостями и мечтами главной героини. Возможно, Головоломка и не соответствует реальности, но на то это и мультфильм, что бы зарядить людей положительными эмоциями и дать расслабиться.

Достоинства
  • Добрый
  • Задумка
  • Красивая и яркая картинка
  • Позитивный
  • Семейный
Kote_31рекомендует
Читать все отзывы 205
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
31.12.2018
Мои дети очень любят этот мультфильм. Smile
24.03.2019
Очень интересные размышления у вас, мне кажется этот фильм полезен детям, потому что именно ими часто управляют эмоции, а не здравый смысл. Во многом согласна с вами, про эгоизм и сочувствие)
Хороший ?
Часто натыкалась на призывы людей посмотреть этот мультфильм, якобы он учит психологии и показывает, как у нас всё устроено. Но, к сожалению, я ничего из этого я не увидела, поэтому отпишитесь в коментах, что вы вынесли для себя из Головоломки, так как я из-за своей невнимательности, возможно, многое не заметила.
На самом деле там очень много противоречий. Как мне кажется, там максимально просто изобразили внутренний мир девочки Райли, чтобы малышам было понятно, что и как устроено у человека в голове, во внутреннем мире. Насчёт того, что Райли изображена как эгоистка и марионетка своих эмоций (а они - как кукловоды (нажал на кнопочку на пульте и действие произошло)), полностью согласна.
Другие отзывы
Читать все отзывы 205
Смотрите также