Итак, сегодня мой кино-отзыв будет посвящен фильму "Охота / Jagten", 2012 года выпуска. Производство: Дания, Швеция. Режиссер: Томас Винтерберг. Жанр: драма. Данный фильм смотрела он-лайн в интернете и это действительно настоящая дарам (можно даже в каком-то смысле назвать это кино и социальной драмой).
Мадс Миккельсен отлично исполнил роль ГГ (учителя-воспитателя) и все те стороны общения/обучения и т.д. с детьми, о которых (почему-то) часто умалчивают. Да и сам акцент выделен не отдельной тематикой про детей, а именно акцент на страхе, домыслов и страхах социума. Интересно, вроде бы неновая идея, но так хорошо упакована и подана. Есть над чем подумать и задуматься. Также отлично показано как любой социум (пусть маленький как в этом фильме) на раз превращается в какое-то мракобесие и даже Средневековье, как страхи питаю и подпитывают то, чего может быть, а может и не случится.
Для начала отмечу плюсы и минусы данного фильма. Начну, как всегда, с плюсов:
Хорошая картинка и качество съемок.
Хороший актерский состав и актерская игра.
Сценарий и сюжет.
Игра ГГ.
Проблематика и социальные аспекты.
Психологические аспекты.
Социальные проблемы (проблемы и страхи общества в целом).
Минусы:
Может показаться немного затянутым (как многие скандинавские фильмы), для меня было некритично.
И сюжет (как и его развитие) будет понятен с самого начала и то, куда ветер дует.
ГГ Лукаса можно назвать жертвой (не только лютых правил ювенальной юстиции), но и обыкновенной лжи. Да и социум уже до этого всего был готов атаковать. Некоторые звоночки уже проявлялись и раньше, стоило только ветру подуть. Маленькая Клара как спусковой крючок, чтобы началась охота. Вообще, все проблемы и страхи этого маленького мирка, которые показан в данном фильме - характерны для любого социума и общества в целом, которое подвержено страхам, мнительности, суевериям и предрассудкам. Ну и что, что на дворе уже не 10-й век - суть людская ничуть не изменилась и вот ГГ уже готовы затравить, особо не вдаваясь в детали и не разбираясь в том, с чего все началось.
Одно меня возмущало, почему не провели расследование и вместе с детским психологом можно было бы довольно быстро решить вопрос детского вранья. Тем более, все это можно было проследить и сопоставить. Возможно, это было сделано сценаристами специально (тогда бы кино не было бы), а может и нарочно - что, мол, вот так можно быстро и до абсурда раздуть любой чих, любое вранье и не утруждаясь с проверками поверить и гнобить. А слухи-то продолжают гулять и обрастать новыми подробностями (прямо как глухой телефон). Тут чихнули - там уже кричат - спасайтесь, ураган. Да и у некоторых были свои причины подстегивать эти слухи и продолжать делать из мухи слона. Чего только стоит коллега ГГ. Эта тупая и обычная женская ревность сделала свое недоброе дело. И вот эта подстегиваемая массовая истерия набирает обороты со скоростью звука. Тут еще один яркий пример того - как быстро сделать кого-то изгоем общества (любого). И делается это просто на раз-два, не смотря на то, что логичнее было бы провести законную и официальную простую проверку. Но зачем? Когда Лукаса уже объявили всеобщим изгоем.
И вот тут разыгрывается настоящая драма. Да, именно человеческая драма. Сценаристы не жалели ГГ ни на миллиметр и можно сказать - отделали по всем фронтам. А что? Довольно жизненно и реалистично вышло. И спасибо Мадсу - он сделал эту роль ГГ настолько объемной и трагичной (да, да, особенно некоторые сцены - в той же церкви, к примеру), что Миккельсена открываешь с новой очень интересной стороны как актера. Браво. И те подавленные чувства (в особенности мужские чувства) - одна из самых ярко выраженных тем в этом фильме. Пусть эта линия и завуалирована и может быть не так сильно просматривается с самого начала. Но вот ближе к концу она просто сигналит. По крайне мере для меня была очень яркой - невысказанные и не выраженные чувства мужчин. А что является результатом такого подавления? Страх, агрессия, желание травить слабого или того, кто остался один портив стаи. И вот эта болевая точка - она особенная и на нее не все и не каждый готовы посмотреть. Верно? А уж признавать и подавно.
И вот в данном фильме как раз очень хорошо показано это подавление, формирование страхов, формирование вот этой самой агрессии, которая опять тянется из-за страха, проще ведь первыми нападать. Прекрасно работает тактика бей или беги (ну, еще замри) - так вот, в большинстве своем мужские подавленные чувства - это бей - то есть, агрессия. Ожидания социума (принадлежность к определенной роле в социуме) тоже дает свои "плоды". А если эти ожидания не оправдываются и не дают проявлять мужчинам слабость - то есть большой риск стать изгоем и подвергаться травле. Да и самому социуму-обществу эта травля просто не обходима. В фильме отчетливо показано - просто как что-то свежеющее в этом застое. Какой-то скандал, какая-то травля кого-то, какие-то разборки и т.д.
Концовка тоже представляет собой достаточно реалистичную - ГГ Лукас (даже оправданный) вряд ли сможет жить среди этих людей, он вряд ли сможет даже просто находиться с ними в одном и том же городе. Да и не пересекаться с кем-то тоже не получится. И сам ГГ тоже прежним вряд ли станет, как и думать, что "цветы жизни" так безопасны и такие "ангелочки" как могут показаться.
Фильм очень интересный и его можно смело назвать сильным социально-ориентированным, с драматическим уклоном, с актуальной и острой проблематикой, непростым фильмом под плюшки с кофейком. Он заставит задуматься о многом, в том числе и о всегда существующих проблемах любого социума, подверженности страхов, домыслов и т.д. А финал так вообще способен задеть и добить последний гвоздь в крышку не только ГГ, но и общества в целом. Бессилие одного против толпы и безнаказанность "овечек" (которые на деле оборачиваются волками).
Выводы: фильм очень острый и местами даже жесткий, однозначно рекомендую смотреть и думать. Отличная игра Миккельсена и отличный злободневный сценарий. Жестокая социальная драма получилась просто на все 100%. Думаю, что фильм будет актуален всегда. Рекомендую.