Как хорошо, что традиции в театре Романа Виктюка не забываются, сохраняется его стиль постановок, а новые спектакли посвящаются незабвенному Маэстро, гениальному учителю своих талантливых учеников!
Наконец посмотрела спектакль "Орфей" Сергея Захарина в Театре Романа Виктюка. Название сразу напоминает о сюжете из древнегреческой мифологии, в котором рассказывается о роковой любви Орфея и Эвридики, но спектакль не по нему, а по пьесе Теннесси Уильямса "Орфей спускается в ад". Того самого Уильямса, который написал уже давно известные и любимые всеми театралами "Стеклянный зверинец" и "Трамвай "Желание". Автор перенес древнегреческий миф в современный мир середины ХХ века. Но Сергей Захарин пошел дальше, возможно я ошибаюсь, но он перешагнул порог XXI века, и даже более - поставил постановку вне времени.
В спектакле Вэл Зевьер (Орфей) - обольстительный рок-музыкант. Он нарушает размеренный уклад современного Содома, где сиделка и городские женщины придаются бесконечному разврату и сплетням, принеся в него свет, любовь и надежду. Люди тянутся к нему, даже полусонная жена жестокого шерифа, чьи помощники насмерть забивают беглеца, лишь гостю рассказывает о своих видениях. С внешностью Тарзана, голым торсом и гитарой в руке музыкант притягивает внимание зрителей Театра, равно как и внимание жителей городка на сцене. И молодая жена жестокого и деспотичного Джейба Торренса - Лейди Торренс - находит в приезжем музыканте отдушину, и между ними вспыхивает большая любовь. Но тщеславие и ревность оказывают слишком большое влияние, и Вэл в плаще из змеиной кожи становится не спасителем Лейди, а змеем-искусителем, укусившем ее. Роль Джейба исполняет заслуженный артист РФ Олег Исаев, и вот где истинная внутренняя мощь, проникающая в каждый уголок сцены и в сердца зрителей!
Режиссер добавляет в спектакль дополнительную символику, что в Театре Романа Виктюка уже традиционно и всегда очень приятно. Например, жители города под пристальным надзором Джейба регулярно моют руки. Но разве чистота внешняя означает внутреннюю чистоту, разве может вода смыть грехи населения этого небольшого городка? Это же касается и декораций. Большие черные ящики на сцене, изображающие темные и душные, похожие на саму жизнь этих людей, помещения, похожи на гробы, в которых на самом деле давно уже похоронены все жители, прикрытые грехами и похотью. Особенно сильна сцена с падающими как костяшки домино этими самыми гробами. А зеленые матрасы Вэла и Лейди напоминают зеленый островок безмятежности и счастья, где герои могут скрыться от посторонних глаз. Но больше всего поразила сцена, в которой Лейди кормит Катрира стеклом, и осколки сыпятся из его рта...
В спектакле неоднократно упоминается Роман Виктюк, и это немного выбивает из действия, но очень приятно и, я считаю, невероятно важно. Ведь с памятью о Маэстро новое руководство и артисты хранят традиции Театра и сохраняют стиль постановок. Перед просмотром спектакля рекомендую прочесть миф об Орфее и Эвредике или пьесу Теннесси Уильямса, чтобы понимать суть происходящего и получить истинное удовольствие от символики и отсылок в спектакле. А если не успели - краткое описание всегда есть в программке.