Не получилось. Уже в фойе театра встречает инсталляция из велосипедов, названная “Мелкий бес” и это немного насторожило. Почему именно из велосипедов, а не из, например, холодильников, так и осталось загадкой до конца спектакля.
Напомню, что прекрасный роман Ф.Сологуба, написанный им в провинциальном городке Вытегра, где писатель прожил несколько лет, рассказывает нам о постепенном распаде личности главного героя учителя Ардальона Передонова. Передонов мечтает о повышении, о месте инспектора. Погрузив своего героя в отвратительную удушливую среду мелких пороков, зависти, интриг, эгоизма и т.д. провинциального городка ( а Ф. Сологуб писал, что ещё смягчил краски), автор ведёт своего героя к страшному и неотвратимому концу –потере человеческой сущности и сумасшествию. Изображению этой постепенной деградации и подчинена вся динамика и структура романа- некоторая избыточность ничтожных персонажей, доведённое до гротеска изображение страстишек, подчиняясь которым все они и живут, и, конечно, персонификация собственно мелкого беса. И если, начиная чтение, ты предвкушаешь этакую лёгкую мистическую историю в духе например гоголевской “Сорочинской ярмарки”, то по мере чтения,быстро понимаешь, что шутки кончились и роман всей своей мастерски выписанной психоделической атмосферой, ведёт нас к поистине кафкианской развязке.
Увы, ничего этого в спектакле нет. Куски действия можно смело менять местами без всякого ущерба для смысла, ибо последнего, мягко говоря, немного. Не сделано попытки раскрыть в динамике характер, ну хотя бы, главного героя- Передонова. Он всё время одинаков и невнятен, только ближе к финалу кричит погромче. А ведь такой сильные романы, как ”Мелкий бес”, всегда позволяют каждому читателю воспринимать его по своему. Можно читать и думать: “Ну и поделом всем этим ничтожным людишкам”, а можно и увидеть трагедию маленького человека прожившего пустую несчастную жизнь без любимого человека рядом, без друзей, без светлых чувств, которые и составляют наше счастье. Ничего подобного у режиссёра не прослеживается. Мы и не жалеем Передонова, и не ненавидим его и не презираем, отношение к главному герою просто никакое, тому что живого человека не видно. На протяжении двух часов Передонов и прочие персонажи заворачиваются в рулоны обоев, катаются на велосипедах и поочерёдно забираясь на велотренажёр?? кричат на разные лады отдельные фразы из романа. Собственно, спектакль можно было назвать “Гранатовый браслет” или “Каникулы в Простоквашино”, а в холле выставить тельняшки и почтовые ящики- ничего бы не изменилось. Появление ближе к финалу действа на сцене абсолютно голого мужчины, трясущего своими, как принято сейчас говорить, “достоинствами” ситуации не спасло, так как не несло абсолютно никакой смысловой нагрузки и мною, например, было воспринято как пренебрежение и символическая демонстрация отношения создателей этого действа к зрителям. Да и ещё за артиста стало неловко.
В отзыве, наверное, надо отметить какие-то положительные моменты от посещения этого мероприятия. Честно пытался их найти. Вот! Отмечу прекрасные акустические характеристики зала. При его довольно сложной топологии, звук везде очень хорош, нет “мёртвых” и резонансных зон. Инженерам-акустикам и строителям действительно надо сказать “браво!”. Безусловно, эта сцена заслуживает бОльшего, чем такой “Мелкий бес”. Для меня это худший спектакль, который видел в жизни.