Опубликовано 12 Апрель, 2019 - 13:29

Не получилось. Уже в фойе театра встречает инсталляция из велосипедов, названная “Мелкий бес” и это немного насторожило. Почему именно из велосипедов, а не из, например, холодильников, так и осталось загадкой до конца спектакля.

Напомню, что прекрасный роман Ф.Сологуба, написанный им в провинциальном городке Вытегра, где писатель прожил несколько лет, рассказывает нам о постепенном распаде личности главного героя учителя Ардальона Передонова. Передонов мечтает о повышении, о месте инспектора. Погрузив своего героя в отвратительную удушливую среду мелких пороков, зависти, интриг, эгоизма и т.д. провинциального городка ( а Ф. Сологуб писал, что ещё смягчил краски), автор ведёт своего героя к страшному и неотвратимому концу –потере человеческой сущности и сумасшествию. Изображению этой постепенной деградации и подчинена вся динамика и структура романа- некоторая избыточность ничтожных персонажей, доведённое до гротеска изображение страстишек, подчиняясь которым все они и живут, и, конечно, персонификация собственно мелкого беса. И если, начиная чтение, ты предвкушаешь этакую лёгкую мистическую историю в духе например гоголевской “Сорочинской ярмарки”, то по мере чтения,быстро понимаешь, что шутки кончились и роман всей своей мастерски выписанной психоделической атмосферой, ведёт нас к поистине кафкианской развязке.

Увы, ничего этого в спектакле нет. Куски действия можно смело менять местами без всякого ущерба для смысла, ибо последнего, мягко говоря, немного. Не сделано попытки раскрыть в динамике характер, ну хотя бы, главного героя- Передонова. Он всё время одинаков и невнятен, только ближе к финалу кричит погромче. А ведь такой сильные романы, как ”Мелкий бес”, всегда позволяют каждому читателю воспринимать его по своему. Можно читать и думать: “Ну и поделом всем этим ничтожным людишкам”, а можно и увидеть трагедию маленького человека прожившего пустую несчастную жизнь без любимого человека рядом, без друзей, без светлых чувств, которые и составляют наше счастье. Ничего подобного у режиссёра не прослеживается. Мы и не жалеем Передонова, и не ненавидим его и не презираем, отношение к главному герою просто никакое, тому что живого человека не видно. На протяжении двух часов Передонов и прочие персонажи заворачиваются в рулоны обоев, катаются на велосипедах и поочерёдно забираясь на велотренажёр?? кричат на разные лады отдельные фразы из романа. Собственно, спектакль можно было назвать “Гранатовый браслет” или “Каникулы в Простоквашино”, а в холле выставить тельняшки и почтовые ящики- ничего бы не изменилось. Появление ближе к финалу действа на сцене абсолютно голого мужчины, трясущего своими, как принято сейчас говорить, “достоинствами” ситуации не спасло, так как не несло абсолютно никакой смысловой нагрузки и мною, например, было воспринято как пренебрежение и символическая демонстрация отношения создателей этого действа к зрителям. Да и ещё за артиста стало неловко.

В отзыве, наверное, надо отметить какие-то положительные моменты от посещения этого мероприятия. Честно пытался их найти. Вот! Отмечу прекрасные акустические характеристики зала. При его довольно сложной топологии, звук везде очень хорош, нет “мёртвых” и резонансных зон. Инженерам-акустикам и строителям действительно надо сказать “браво!”. Безусловно, эта сцена заслуживает бОльшего, чем такой “Мелкий бес”. Для меня это худший спектакль, который видел в жизни.

IgorLewне рекомендует
Читать все отзывы 2
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
05.01.2021
Я знаю почему вам не понравилось, вы ожидали классику. Но в театре Виктюка классики нет, ваш мозг должен сам соотносить «велосипеды» и нутро героев. Вам дали материал, а вы его не расшифровали. Поэтому и ушли ни с чем.
06.01.2021
Не фантазируйте почему мне не понравилось - это есть в отзыве. В современной трактовке классических произведений нет ничего плохого. Вопрос в том, как это сделано. Из последних удач могу отметить переложение романа “Мастер и Маргарита” на язык мюзикла на сцене питерского ЛДМ с И. Ожогиным. Что хорошо, то хорошо. Спектакль же о котором идет речь – вульгарная и жалкая попытка это сделать. Если Вам перед лицом голый “актёр” вертит гениталиями, а Ваш мозг это расшифровал и соотнёс с “нутром героев” и Вам понравилось, тут не о чем дискутировать.
06.01.2021
Ну так не о чем дискутировать, если вы только гениталии чьи то там и увидели. А смысл спектакля так и не поняли. Это говорит только о том, что уж слишком ограничены и не хотите ничего расшифровывать. Да и сюда по комментариям вы очень злы, только не понятно на кого и за что.
06.01.2021
Ну вот, Вы и на личности перешли из-за невозможности написать что-то по существу. Кто же из нас ограниченный и злой? Опубликуйте здесь свой посильный отзыв на этот спектакль, поделитесь результатами расшифровки “нутра” и с каким духовным богатством Вы, в отличие от меня, с него ушли. Может, кому-то это и будет интересно. Сайт для этого и существует. Вы же, всего лишь, нафантазировали о чужом характере и перешли на заочные оскорбления.
26.04.2022
Тоже согласна, что "НЕУДАЧНО"
Другие отзывы
Смотрите также