Посмотрел постановку «Текст» в театре им. Ермоловой. До спектакля был знаком с одноимённым реалистическим (не фантастическим) произведением Дмитрия Глуховского и было интересно увидеть его воплощение на сцене. Как роман, так и спектакль – совсем молодые. Книга вышла в свет в 2017 году, спектакль – в 2018. Мало того, к концу 2019 года ожидается выход фильма.
Впечатления от спектакляНеоднозначные, противоречивые.
Тема - злободневная, сама постановка смелая в новом жанре и с необычной подачей. Гениальные и уместные видеодекорации, создающие всю глубину атмосферы. Из реальных декораций – лишь столы, да стулья с мусорным баком и колесом.
Преимущества
- Сцена обнесена большими экранами в форме буквы «П». Эти экраны выступают и в качестве декораций, интерактивных видеоэкранов. Проекторы создают широкую светящуюся пелену над зрительским залом.
- Оригинальность подачи удивила. Видеодекорации и живая трансляция на больших экранах происходящего на сцене, снимаемого на камеры мобильных телефонов. Я даже не сразу понял, что съёмка транслировалась прямо со смартфонов.
Интересные находки и потрясающая работа оператора!
- Сделано всё довольно близко к книге «Текст», вот только коротко и без фирменных Глуховковских гениальных, точных фраз и оборотов. В отдельных моментах более ярко расставлены акценты в сценах с матерями. Грамотно подчёркнуты ключевые сюжетные моменты.
- Интересные находки и реализации. Когда Илья смотрит видео с телефона, то он как бы подсвечивает впереди себя горящим фонариком гаджета, как бы проектируя на саму сцену всё из памяти телефона. Труп оживает и играет самого себя в прошлом...
- Наглядно продемонстрирована та огромная роль гаджета – смартфона, которую он занимает в жизни современного человека. Телефон словно база данных, подробнейшее досье на индивидуума. И то, насколько люди привыкли общаться дистанционно (не лично), что вполне могу даже не заметить подмену личности.
Из недостатков
- Нецензурная лексика – местами грубый громкий мат с театральной сцены - шокировал (могли бы заменить или «запикать» что ли).
- В целом – мрачновато. Артисты незнакомые. Много лежат или сидят на сцене. Смотреть приходится с экранов онлайн-видео в среднем качестве, зато крупным планом.
- В спектакле многое построено на намёках, как ещё до спектакля из динамиков стала раздаваться какофония телефонных звонков на разные лады. Затем закадровый голос произнёс: "Ну вы поняли?"
Если не знаком с Текстом, то постановка может в ряде мест показаться бредом сумасшедшего.
- Хоть в зале и был аншлаг, но, время от времени, по ходу действа люди нет-нет, да и покидали зал с концами. То ли не выдерживали стиль подачи, то ли не понимали происходящего. Уходить - уходили, но не массово.
Общий обзор и видимость.
Как я уже упомянул, артисты нередко лежат, сидят на сцене. В такие моменты их почти не видно из партера. Возможно, с балкона поинтереснее обзор. Особенно во время «лежачих сцен». Да и охватить взглядом сверху удобнее все масштабные экраны. Однако, периодически появляющийся текст на экранах, порой мелкий, будет хуже виден.
Цитаты:
- У тебя есть? – А сколько надо? – А сколько есть? – Сколько тебе надо, столько и есть.
- Деньги, брат, что? Мусор. Бери, не жалко, у меня ещё есть. А жизнь даётся человеку только раз.