Мое знакомство с творчеством Ларса фон Триера началось с "Догвилля" - фильма, ставшего "визитной карточкой" режиссера... но, несмотря на обилие хвалебных отзывов на эту картину и мое всегдашнее восхищение игрой Николь Кидман, психологический ужастик про "страшный-страшный" город я так и не осилила... Идея о том, что человек - совсем не то, что кажется с первого взгляда:), не так уж и нова... а общая театрализованность действа мешала по-настоящему - эмоциями, а не только разумом - осознать и прочувствовать происходящее. В общем, после той давней, неудачной первой встречи, дальнейшего желания сходить в кино на Л.Триера как-то не возникало... Однако после просмотра трейлера "Меланхолии" я, неожиданно для самой себя, поменяла мнение - захотелось увидеть всё своими глазами! Уж больно красивый и необычный зрительный ряд!..
Итак, что могу сказать после просмотра... Во-первых, "Меланхолию" до конца я все-таки досмотрела! Уже шаг вперед. Эстетика в фильме на уровне! Действительно, красиво, и тут уж ничего не скажешь. Красиво и атмосферно. Но... скучно при этом невероятно... Причем, что обидно - предисловие ( разлитая в воздухе и почти физически ощущаемая тревога) кажется весьма многообещающим, но развития событий, раскрутки спирали так и не происходит... Да, все по-разному ведут себя в преддверии конца света; да, отсрочить Апокалипсис не удается никому. Кто-то обладает способностью предчувствовать события; кто-то живет лишь сиюминутным.... Но за гибелью мира (как мира в целом, так и маленького мирка отдельно взятой семьи) наблюдаешь абсолютно бесстрастно, с дистанции огромного размера ... Никакого сопереживания персонажам не возникает. Ведь с их судьбами зритель знакомится лишь бегло, и проникнуться их драмой не успевает... Здесь не то что нет положительных и отрицательных героев, здесь все какие-то "серые" и изначально обезличенные... так что даже бунт против обыденности оборачивается столь же тошнотворной пошлостью...
Плюсами фильма, на мой взгляд, являются:
1) сильная, хотя и несколько статичная - без оттенков и полутонов - игра актеров. Вероятно, подобный стиль игры, когда не все на виду, а многое, наоборот, скрыто от глаз, был задумкой режиссера, однако скупость в проявлении чувств - всегда "на любителя";
2) красивые виды, завораживающая природа, по цветописи кино напомнило мне картины А.И. Куинджи;
3) фильм не то чтобы ставит перед зрителем серьезные вопросы, (их скорее, ставит сама жизнь), но, несомненно, навевает мысли о вечном.
Минусы:
1) непродуманный сюжет;
2) очень растянутое действие, состоящее почти сплошь из разговоров "ни о чем";
3) ожидаемый финал - ага:);
3) не прорисованные характеры - поведение персонажей подчас кажется совсем уж ничем не обусловленным и попросту странным;
4) нет никаких попыток проникнуть в психологию людей, в этом плане мне не хватило глубины осмысления;
5) Ну, и еще, - не люблю я Кирстен Данст! ((( В молодежных комедиях она смотрится вполне себе органично, спору нет, но вот на роль "фарфоровой статуэтки" и этакой тонко чувствующей личности как-то не тянет...
***
Короче говоря, фильм я бы порекомендовала исключительно страстным поклонникам Ларса фон Триера. Для всех остальных жителей планеты просмотр может оказаться "особо монотонным убийством"... двух часов личного времени.