14 мая 2025 года в кинотеатрах России состоялась особенная кинопремьера спектакля "Жил. Был. Дом" Константина Хабенского и Александра Цыпкина. Уникальность в том, что впервые зрители получили возможность увидеть постановку (киноверсию) на больших экранах в городах по всей стране раньше, чем зрители в театре, в Москве. Т.е. спектакль был показан сначала в кино, и только потом - будет вживую, на сцене.
Театр в кино: "Жил. Был. Дом" — киноверсия спектакля Константина Хабенского
Скрины сделаны мной с официального трейлера, предоставленного МХТ в VK видео. Спойлеры отсутствуют, в отзыве только мое личное впечатление от просмотра.
Поиск билета стал настоящим квестом. Показ анонсировали еще в конце зимы, но покупкой я озадачилась только в первых числах мая - "это же кино". Я привыкла к проблеме покупки хороших мест в театрах и необходимости отслеживать старты продаж, но проблемы с билетами в кинотеатр?! Тем не менее, уже за пару недель весь зал Родины был полностью выкуплен, в большом зале Авроры оставалось несколько неудобных мест первых рядов. За несколько дней до премьеры Родина выделила ещё один зал, но и он был раскуплен моментально, не успела. Оставались сетевые кинотеатры ТРЦ разных спальных районов города (варианты не очень, но тут ситуация особая), пока думала, в один из них мне уже купили билеты и поставили перед фактом.
Официальный анонс:
«Жил. Был. Дом» откроет перед зрителями двери многоэтажки в одном из городов России, где переплетаются судьбы 24 персонажей.
Это одиннадцать историй, объединенных общим финалом. Финалом, меняющим абсолютно всё. Финалом, известным с первых минут. Смешные и грустные, захватывающие и до боли понятные и близкие любому человеку. Потому что они про каждого из нас, каждого, кто в этой жизни стоял перед выбором: верить или не верить в любовь, в дружбу, в судьбу, в счастье, в Бога.
В каждой квартире дома происходят события, на которые смотришь совершенно иначе, если знаешь о том, что ждет всех героев всего через несколько часов. Ведь жизнь каждого находится под угрозой: все зависит от того, успеют ли герои покинуть стены дома или нет. Именно в этот вечер происходят события, кардинально меняющие судьбы каждого героя.
Нас встречают создатели проекта - Константин Хабенский (его мы ещё увидим), и Александр Цыпкин:
Наслаждайтесь кино и не забывайте, что Вы в театре!
Два Ангела с шахматными именами получают непростое задание. Это проверка (кто смотрел - поймет)и большая ответственность.
Театр в кино: "Жил. Был. Дом" — киноверсия спектакля Константина Хабенского
На сцене - Дом. Как отдельный живой герой истории, с большой буквы. Типичная блочная многоэтажка, в каждой из квартир которой - свои судьбы, жизни, истории, радости и горести, желания, стремления, страхи и мечты.
Поочерёдно зажигаются окна, и зритель оказывается свидетелем происходящего в каждой квартире.
18 человек, 2 крысы, 2 попугая, кот и пёс – все они живут в одном доме, и каждый из них расскажет свою историю.
Театр в кино: "Жил. Был. Дом" — киноверсия спектакля Константина Хабенского
Вот два незадачливых вора, которые прячутся от правосудия. Что совершили, зачем, куда планируют дальше.
Анатолий Кот и Павел Чинарев
Непривычные образы актеров, и не сказать, что приятные.
Театр в кино: "Жил. Был. Дом" — киноверсия спектакля Константина Хабенского
Странная история, но, пожалуй, максимально развернутая из всех.
Вот уже почти совсем взрослая дочь Ксюша и её мама обсуждают неудачи в личной жизни:
Дарья Трухина и Ирина Пегова
Театр в кино: "Жил. Был. Дом" — киноверсия спектакля Константина Хабенского
Словарь зрителей пополнится новым словом, кто знает английский - "переведет":
Почему мы влюбляемся в асхолей?!
Извечный выбор женщины - что сохранить, что оставить, куда и с кем идти дальше. Правда, решение, принятое в итоге героиней Ирины Пеговой, не совсем поняла.
В другой квартире алкоголики Валерий и Карась просят о своём насущном:
Театр в кино: "Жил. Был. Дом" — киноверсия спектакля Константина Хабенского
В огромных апартаментах, состоящих из трёх объединенных квартир, отмечают успешную сделку молодой миллиардер с красавицей женой и лучшим другом:
Маруся Фомина, Сергей Волков и Игорь Хориняк
Театр в кино: "Жил. Был. Дом" — киноверсия спектакля Константина Хабенского
Самое банальное развитие сюжета, что только можно представить, но развязка истории предполагается чуть интереснее.
Где-то рядом бродят два сотрудника газовой службы, рассуждающие о долге и любви...
А в подвале живут крысы:
Ольга Литвинова и Игорь Хрипунов
Театр в кино: "Жил. Был. Дом" — киноверсия спектакля Константина Хабенского
Яркие, трогательные и искренние образы, грустная зарисовка с лучиками света. Они решили сбежать на корабль. Увидеть мир.
В семейной квартире Пёс (актёра не узнала) и Кот - Игорь Верник. Вечный спор, кто для хозяев дороже. То, что животные делают для нас, и это совсем не фантастика.
Театр в кино: "Жил. Был. Дом" — киноверсия спектакля Константина Хабенского
Это было очень странно, я не поклонница Верника, хотя видела его на сцене не раз, но здесь он действительно был котом!
Вот два попугая - старый и молодой:
Константин Хабенский и Мухтар-Али Мурзин
Театр в кино: "Жил. Был. Дом" — киноверсия спектакля Константина Хабенского
Отличная, очень живая работа Константина Хабенского в роли птицы, которой больше двух сотен лет. Самого Пушкина видел!) Мимика, голос, движения полами халата как имитация крыльев! Люди, их истории и страсти глазами домашних пернатых.
Театр в кино: "Жил. Был. Дом" — киноверсия спектакля Константина Хабенского
Финал - очень открытый, кроме судьбы Дома. У зрителей спрашивают, продолжение какой истории они хотели бы узнать. И я не смогла ответить, потому что по сути - никакой.
Впрочем, на оф.сайте проекта потом все же проголосовала.
Идея прекрасная, хороший актерский состав, но... Реализация могла бы быть намного сильнее. Мне понравилась схема постановки, по современным меркам деликатность - ничего пошлого или вызывающего, эпатажного, никакой ненормативной лексики и.т.д. Классическая театральная игра. Но ни одна история не затронула душу, кроме, пожалуй, животных. Они были к этому близки, особенно Кот и Пёс. Минимум две пары героев совершенно бессмысленны и неприятны. Слишком простенькие и местами совсем плоские диалоги. Хотя это тоже живые, настоящие люди, и сколько их реальных прототипов в наших Домах.
Понравилось музыкальное сопровождение, песни были к месту.
Продолжительность - 1 час 52 минуты
В реальном спектакле, видимо, предполагается антракт, было понятно, в какой момент.
В процессе показа несколько зрителей зал покинули, как раз в период акцентов на истории, которые не понравились мне. У меня такого желания не возникало, но и искренне смеяться и переживать за героев тоже не получилось.
Есть юмор - местами неплохой, нормальный, "выше пояса", есть попытки философии и размышления о вечном, в заставках - умные цитаты. Зарисовки с животными заметно отличаются от тех, что с людьми, в лучшую сторону, словно диалоги писал другой автор.
Хочется надеяться, что со временем жизни на сцене спектакль станет объемнее, глубже, будет расти с актёрами и зрителями. Первые показы всегда "сырые", нужно время, чтобы герои начали жить, а не играть.
Пока это удалось не всем.
Театр в кино: "Жил. Был. Дом" — киноверсия спектакля Константина Хабенского
Мне очень нравится идея и реализация проекта "Театр в кино". Ему уже несколько лет, и на показах всегда аншлаги, особенно на балете, опере. Так жители всех городов могут увидеть постановки лучших театров мира, да и в столицах попасть на недоступный в театре спектакль. Тот же "Щелкунчик" в Большом.
P.s.
Настоящий спектакль "Жил. Был. Дом" можно смотреть в МХТ имени А.П.Чехова, начиная со вчерашнего дня - первые показы назначены на 15-16 мая 2025, дальше в соответствии с афишей. Цена билетов, конечно, в разы отличается от киноверсии (ооочень отличается), и я рада, что посмотрела это в кино, но живое впечатление, энергетика театра - должны быть совсем иными. Все-таки это легендарный МХТ, пусть и обновленный.
Оценка где-то 3,5 - пока это слабо.
Благодарю за внимание к отзыву!
Мои впечатления от спектаклей на сценах Петербурга - здесь, о новинках кинопроката - тут)
Добрый день, фильм-спектакль вызвал ровно такие же чувства..."Но ни одна история не затронула душу, кроме, пожалуй, животных. Слишком простые и местами совсем простенькие диалоги...но и искренне смеяться и переживать за героев тоже не получилось..." - 1000000% Меня не зацепило абсолютно. Цыпкин когда-то решил, что он великий писатель, но всё пресно и плоско.
Добрый день, спасибо за отклик. Я надеялась, что будет какое-то развитие в каждой истории, кульминация, но... Все так и осталось плоско. Животные этот спектакль спасли. Где-то встречала, что вроде писал их не Цыпкин, а сам Хабенский - возможно.
Даже по костюмам и описаниям героев поняла, что мне были бы интересны только истории животных. Чтобы киноспектакль был смотрибельным - он должен быть максимально интересны. Потому не удивлена, что люди покидали зал. Мне кажется, что вы из деликатности и хорошего отношения к мэтрам несколько завысили оценку. Из отзыва звучит разочарование.
"Животных и детей в кадре переиграть невозможно" (с)) Даже если животные - люди.
из деликатности и хорошего отношения к мэтрам несколько завысили оценку
Мне было здесь сложно поставить оценку. Несколько раз меняла 3/4, даже после публикации, но четверка была первой и в итоге оставила, хотя понимаю, что завышена. Но не только "из уважения". Несколько лет назад была на живом спектакле МХТ "Дракон" Константина Богомолова. Известная пьеса Шварца, тяжелое "переосмысление", на сцене - Верник, Табаковы старший и младший, критика пела дифирамбы, билет найти - та еще история. А потом я сидела в зале и пыталась понять. Смотрела по сторонам, на лица зрителей. Не выйти. И после в голове была только одна фраза - "Что за ****?!". Не на простого зрителя, мягко скажем. Так вот здесь такого не было. Послевкусие осталось - нормальным. Без раздражения, недоумения. Слабенько, да, ожиданий особых, правда, тоже не было, и жанр легкий, комедия заявлена. Ну... Какие времена, такая и комедия. Спасибо, что без пошлости и интересные находки действительно были. Сумбурно) Но вот поэтому все-таки 4, большим авансом)
Видно, что аванс. Нет ощущения, что от киноспектакля вы получили удовольствие. То, что без пошлости - это, конечно, спасибо. Сейчас это редкость. Насчет мэтров, я перестала ориентироваться на их наличие в афише. Была на спектаклях с И. Калнышем, М. Александровой и прочими и выходила в недоумении. Меня лет 9 назад затащили на спектакль с А.Паниным - вот где ужас. Народ толпами бежал из зала, не дожидаясь антракта. А вот на балет стараюсь брать билеты только при наличии звезд или премий. Все таки, "Золотая маска" пока чего-то стоит. Я большая поклонница балета и глядя на "Анечку" с Шуваловой сердце кровью обливалось.
Мне очень нравится идея и реализация проекта "Театр в кино". Ему уже несколько лет, и на показах всегда аншлаги, особенно на балете, опере. Так жители всех городов могут увидеть постановки лучших театров мира, да и в столицах попасть на недоступный в театре спектакль. Тот же "Щелкунчик" в Большом.
"Театр в кино" формат мне вообще незнакомый. Это получается был спектакль, со всеми декорациями и подготовкой к этому выступлению. Этот спектакль засняли на видео и пустили в прокат в кинотеатрах. Уж лучше бы в театре и делали постановку.
"Театр в кино" или "Театр в HD" сотрудничает с кинотеатрами по всей стране, в том числе самыми простыми сетевыми. Возможно, не обращали внимание в афишах. Это проект, направленный на то, что бы у всех людей была возможность увидеть известные классические постановки - Лебединое озеро, Щелкунчик, Фауст... Да, это настоящий спектакль, была съемка и монтаж, только он не "был" а "есть и будет": сначала его показали всем в киноверсии, а в театре - на сцене МХТ - была премьера вчера, 15 марта. Средняя цена хорошего билета - 12500-18000 руб. Залы на эту постановку почти выкуплены на все лето. Поэтому у зрителей в кинотеатрах была возможность увидеть премьеру и раньше москвичей, и по цене билета в кино.
"Да, это настоящий спектакль" К сожалению, не сложилось такого впечатления. После двух часов практически мертвецкой тишины в кинозале с несколькими сотнями людей ты вдруг видишь финальную сцену с коллективной игрой футбол, и, оказывается, как-будто там, в том зале, были зрители) И прям такое ощущение, что тебя нае... ой, обманули))