Тему восстания декабристов нельзя изучать однобоко. Необходимо рассказывать про самих декабристов, про Северное и Южное общество, про Союз спасения, про мотивы заговорщиком и что на них повлияло. Точно также необходимо всесторонне изучать и ситуацию, сложившуюся ввиду смерти Александра I и то чего хотел сам Николай I. Как мне кажется, здесь все и одновременно правые и одновременно виноватые.
Но что делают создатели фильма? Они берут очень богатую на события и размышления историю, вырезают из неё все самое важное, а именно мотивы главных героев: борьбу за отмену крепостного права, принятия конституции, упразднение монархии, и оставляют только желание бунтовать. Фильм отдаёт на размышления о свободе и переменах от силы пару минут, остальное время отдано на сами события, на сенатской площади и на подковерные игры.
Образованные дворяне, которые с упоением читали работы французских просветителей и после войны верили в скорое наступление перемен для простого народа, показаны в ленте простыми мальчишками, которым просто захотелось свергнуть царя. Фильм даже не пытается ответить «зачем?», с таким подтекстом, что зрители, итак, знают историю!
По-хорошему эта должен быть не фильм, а сериал, так как фильм просто потерял суть истории о декабристах.
Как я и сказала, все 2 часа хронометража сводятся лишь к самому восстанию! Персонажи толком между собой не взаимодействуют. Муравьёв вообще весь фильм придаётся куда большей любви с Анной, нежели занимается вопросами восстания, а его сцена с Наполеоном в начале бессмысленна. Но все же романтическая линия в фильме довольно хороша!
Фильм спасает лишь хорошие декорации и костюмы времён 1825 года, от чего создаётся реальное погружения в эту эпоху. Некоторые актёры стараются играть хорошо, хоть и их персонажи не сформированы. Кстати у ленты шикарный актёрский каст, от восходящих звёзд до уже именитых актёров.
Финальная сцена с восстанием снята интересно: хорошая операторская работа, с прекрасной работой массовки и самих актёров, но с плохой местами графикой и музыкальным сопровождением, который в некоторых моментах испортил драматизм сцен сражения. Но, несмотря на эти недочеты, сражение оставило нужное для сцены чувство ужаса.
Но фильму нужно не это, фильму нужна достойная, развёрнутая и отлично поставленная и сыгранная история о вольнодумцах и мечтателя, что рискнули всем и о царе, что сам оказался в сложном положении и возможно не понимал, что стране нужны перемены. «Союз спасения», увы, типичный продукт Российской киноиндустрии с порезанным сюжет, отклонением от истории и с полным отсутствием мотивации персонажей.