Даже в самые митушные времена тема жертв сексуального насилия не очень популярна в кино. Дело в том. что и сочувствующие им авторы не знают, что с ними делать, как их встраивать в сюжет. А потому неосознанно пытаются от них избавиться, предлагая им уйти, «не вынеся позора». Конечно «виктимкиллинг» далеко не всегда приходит на место устаревшего виктимблейминга. Есть еще вариант, с жертвой, которая мстит, и не обязательно непосредственным насильникам..
А вот с темой реабилитации жертв, избавлением от последствий психической травмы в кино возиться не любят, это слишком сложный, рутинный, нединамичный процесс. Однако была надежда, что европейские создатели «Когда он тает» решаться попробовать показать это. Досмотрев фильм до конца, можно будет понять, каким путем на самом деле пошел режиссер.
Хотя достаточно быстро становится понятно, что фильм ориентирован на внешнюю эффектность, а не психологические нюансы. Действие разворачивается параллельно в двух временных планах. Трагическое событие имело место, когда жертве и большинству действующих лиц было по двенадцать лет. Также фильм рассказывает о том, что произошло лет через пятнадцать после этого. Оба временных слоя изящно связаны между собой загадкой про самоубийцу и глыбу льда, вынесенной в заглавие фильма.
На мой взгляд, самыми интересными с психологической точки зрения являются именно эти пятнадцать лет между этими временными слоями. С формально-юридической точки зрения в произошедшем жутком эпизоде никто не был виноват из-за малолетства участников. Но кроме вины по закону есть еще память, угрызения совести, травматический опыт. И было интересно посмотреть, как именно участники событий смогли жить с, тем, что с ними произошло. Получилось у них забыть это или нет.
Но к сожалению, авторов фильма это не интересует вовсе. Пятнадцать лет прошли просто так, внешность героев естественно меняется, но внутренние изменения в фильме не показаны. Хотя справедливости ради мы ничего не знаем про то, какими были герои и в детстве. Просто нескольких подростков однажды их внезапно накрыла волна интимной озабоченности и понесла... Поэтому сложно оценивать актерскую игру, по сути в фильме только две минимально продуманных роли – это роль главной героини в 12 лет и в 25-27лет. Исполнительницы с ними справилось.
Сомневаюсь, что в предложенном виде фильм способен помочь жертвам насилия пережить ужасный психический и физический опыт, хотя бы частично справиться с ним, не позволить отчаянью полностью завладеть их сознанием. Допускаю, что фильм может пробудить сочувствие к этим жертвам, хотя авторы фильма сделали все для того, чтобы показать, что все далеко неоднозначно. По большому счету главная героиня получилась уних скорее жалкой, чем вызывающей жалость. И в фильме она показана как жертва обстоятельств, а не чей-то злой воли, на которую можно целенаправленно повлиять, а значит, фильм предлагает смириться с тем, что повторение случившегося неизбежно.