Опубликовано 6 Март, 2025 - 19:15

Ждали вы этого или нет, но новая «Царевна-лягушка» прилетела прямиком из московских прудов, захватив с собой немного волшебства, каплю фольклора и пару килограммов продакт-плейсмента. В эпоху, когда отечественные кинематографисты старательно перекапывают сказочные сюжеты в поисках золота, эта лягушка тоже решила попробовать счастья. И, надо сказать, получилась она... ну, как минимум — забавной.

Фильм Александра Амирова — это такой себе сказочный гибрид, где русские народные мотивы слились с айтишными стартапами, элитными полями для гольфа и той самой Москвой, которая давно уже живет по законам фэнтези. На первый взгляд кажется, что перед нами очередная экранизация для детей — с говорящими зверушками, волшебными превращениями и моралью про истинную любовь. Но не дайте себя обмануть: чем дольше смотришь, тем яснее становится, что тут совсем не детская история. Это скорее сказка для взрослых, которые хотят отвлечься от рабочей недели, посмеяться над москвичами и вспомнить, как здорово в детстве верилось в чудеса.Первый же сюрприз — это Иван Царевич (Александр Метелкин), который теперь вовсе не царевич, а типичный московский мажор. Он мечтает запустить приложение для перевода с лягушачьего на человеческий, но его стартап не находит инвесторов даже среди ближайших родственников. Папа-бизнесмен (Виктор Логинов) требует, чтобы сын сначала женился — желательно на дочке партнёра по бизнесу Снежане, которая, как мы понимаем, больше похожа на айфон последней модели: дорогая, красивая, но без единой полезной функции.И вот тут-то в историю вступает она — главная героиня. Лягушка, мечтающая о прекрасном принце и прозябающая в благоустроенном городском пруду под фильмы в летнем кинотеатре. Причем мечтает она, как настоящая киноманка, вдохновляясь советским мультиком 1954 года. Настолько вдохновляется, что однажды ловит мячик для гольфа ртом — и превращается в прекрасную девушку (Валентина Ляпина). Правда, вечерком по расписанию она снова становится квакушкой и теряет память. Как говорится, с 9 до 18 ты Василиса Прекрасная, а после заката — корпоративный болт в заводском пруду.Перенос фольклора в современность — вообще-то идея не новая. «Последний богатырь» в свое время уже продемонстрировал, что Кощеи и Бабы Яги неплохо чувствуют себя в московских квартирах с евроремонтом. Но «Царевна-лягушка» идет дальше. Здесь сказочные мотивы буквально заливаются в бетонные коробки новостроек. Иван с Василисой бродят по «Москва-Сити», Кощей (Никита Кологривый) тусуется в фитнес-клубе, а Баба Яга (Светлана Пермякова) — гадалка на фуллтайме, которая продает амулеты из Ozon.

Волшебный лес уступил место торговым центрам, а поле для гольфа — это теперь своеобразное болото для богатых, где на клюшки наводятся не лягушки, а топ-менеджеры с ипотекой. Если задуматься, то это довольно едкий комментарий о том, как современный мир превращает даже сказки в бизнес.

Самое забавное, что у фильма есть довольно меткая метафора, спрятанная где-то между строк. Василиса — это квакушка-зрительница, которая смотрит фильмы и мечтает о любви, пока реальная жизнь проходит мимо. Ну разве это не про всех нас? В какой-то момент её даже отправляют в психушку, где врачи диагностируют синдром «потерянной девяностой». В другой реальности Василиса просто бы завела телеграм-канал «Квакушкин дневник» и постила бы туда свои впечатления от фильмов.

В общем, лягушка мечтает быть человеком, человек мечтает быть блогером, блогер мечтает быть Кощем — и так до бесконечности.

Главный злодей здесь — Кощей Бессмертный в исполнении Никиты Кологривого. Вообще, это чуть ли не лучшая часть фильма. Кологривый играет Кощея как такого вайбового московского риелтора с бессмертной ипотекой. Он пьет козье молоко из дизайнерской бутылочки, ходит в шортах Versace и в какой-то момент даже пускает фразу: «В этой жизни вечна только молодость и квадратные метры». Возможно, именно такого Кощея и заслуживал наш век.Правда, мотивация у него примерно как у кота, который гоняется за лазерной указкой: бегает за Василисой по всему фильму, чтобы... ну просто потому что может.

С визуальными эффектами всё ожидаемо. Они выглядят так, будто их рисовал студент на первом курсе кибернетики, и то в перерывах между парами. Но к чести фильма, к середине ты уже смиряешься с тем, что компьютерная графика тут такая же мультяшная, как и весь сюжет. Главное, что эти животные помогают продвигать мысль о том, что друзья нужны даже тем, кто вечерами квакует в одиночестве.

Вопреки всему, фильм действительно работает. И дело не в сюжете (он местами разваливается), не в спецэффектах (они слабы), а в атмосфере. Это тот самый случай, когда кино словно говорит: «А давайте просто повеселимся?» Здесь есть юмор, пусть и слегка нафталиновый, лёгкая романтика, пара милых зверушек и чувство, что тебя не пытаются заставить задуматься о глобальных проблемах человечества.«Царевна-лягушка» — это не фильм, который войдет в золотой фонд российского кино. Но в своем жанре он честный. Он знает, что не может переплюнуть «Финиста» или «Последнего богатыря», и даже не пытается. Это легкая, слегка хулиганская сказка, которая работает как большой праздничный пряник — сладко, немного приторно, но по-своему уютно.

Да, здесь хватает абсурдных решений (почему гольф? почему Кощей в шортах? почему Сберквас?), но именно эта абсурдность и делает фильм живым. Возможно, спустя пару лет «Царевна-лягушка» окажется в том самом парке, где ее будут смотреть лягушки из пруда, мечтая о прекрасном царевиче.

А пока — квакаем и идем дальше.

Достоинства
  • Красочный и легкий
  • Никита Кологривый
  • Свежий взгляд на классическую сказку
Недостатки
  • Визуальные эффекты
  • Несбалансированный сценарий
trindecрекомендует
Читать все отзывы 15
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Другие отзывы
Читать все отзывы 15
Смотрите также