Федеральный аккредитационный центр (ФАЦ) - это государственная организация, несущая в себе методическую функцию для медицинских работников. Попросту "энная" бюрократическая прослойка. Но так как приняты соответствующие законы и постановления, а что написано пером, то не вырубишь топором, определенной части населения, занятых медицинской и околомедицинской работой, приходится проходить аккредитацию. Проходят ее каждые пять лет после прохождения специализации. И вот, чтобы подтвердить свое удостоверение в бессчетный раз пройденного обучения, приходится обращаться в этот ФАЦ, иначе, к работе по закону просто не допустят.
Федеральныйаккредитационныйцентр (ФАЦ) — это организация, которая создана для упорядочения процесса, а также информационно-правового сопровождения медицинских и фармацевтических специалистов. Федеральный аккредитационный центр функционирует с лета 2021 года.
Федеральный аккредитационный центр находится в Москве, имеет фактический адрес, но аккредитация проводится через интернет-сайт.
Весь процесс аккредитации разделяется на первичную (если делаешь ее впервые за свою рабочую деятельность или осваиваешь новую специальность) и периодическую, которая повторяется каждые пять лет.
Я буду рассказывать о периодической.
На сайте ФАЦ все предельно ясно на первый взгляд. Есть информация о самом центре, ее деятельности, адрес. А также информация для проходящих аккредитацию.
Прежде чем подать документы на аккредитацию, лучше изучить информацию на сайте. И в первую очередь, необходимо понять, какие документы нужно подготовить. Памятка об этом есть на сайте.
Во-первых, должно быть удостоверение о ПК (повышении квалификации) - это главный документ. Он должен соответствовать определенному количеству часов. Обычно, данные об обучении находятся в едином регистре медработников (это обязанность работодателя), но это если обучение было вовремя, то есть за несколько месяцев до. А если нет, то необходима бумажная заверенная ксерокопия.
Заверенная копия трудовой книжки бумажная версия или электронная версия (можно заказать через Госуслуги).
Отчет о рабочей деятельности по специальности за предыдущие пять лет (образец есть на сайте). Он также может быть в бумажной версии и заверен главным врачом, либо согласован в электронном виде через личный кабинет на сайте (не у всех есть эта возможность, не все работодатели подключены к этой услуге).
Может понадобиться свидетельство о браке, если менялась фамилия и не совпадает с фамилией в дипломе. Опять же, ксерокопия, заверенная в отделе кадров.
Заявление на аккредитацию. Сейчас оно в электронном виде и заполняется прямо в личном кабинете сайта.
Все остальные документы - СНИЛС, паспорт, диплом и прошлый сертификат должны быть вбиты в единый регистр и обычно видны в личном кабинете.
Вход в личный кабинет ФАЦ осуществляется через госуслуги, который перенаправляется в личный кабинет медработника.
Но перед отправкой заявления необходимо все данные по документам сверить и при необходимости дополнить, включая адрес фактический, адрес электронной почты и телефон.
Для того, чтобы правильно составить и отправить документы на аккредитацию, необходимо воспользоваться памяткой на сайте в разделе "Рекомендации по оформлению документов об образовании". Собственно, в этой инструкции все подробно, с визуализацией расписано, пункт за пунктом. Но даже следуя инструкции можно допустить ошибки.
КАК ПОДАТЬ ДОКУМЕНТЫ В ЭЛЕКТРОННОМ ФОРМАТЕ?
В личном кабинете медработника росминздрава заходим в раздел "аккредитация". В профиле заполняем два раздела: портфолио и заявление.
Портфолио имеет два подраздела - профессиональную и образовательную часть.
Образовательная часть содержит всю информацию об обучении: НМО, дипломы и сертификаты. До 2024 года эту информацию необходимо было загружать с заверенных бумажных бланков.
Профессиональная часть содержит информацию о месте работы и согласованный отчет о работе (который еще нужно напечатать прямо в своем личном кабинете и согласовать с работодателем - согласование в электронном виде). Но я делала отчет на бумажном носителе, так как мое учреждение не поддерживает его электронный формат.
Далее в том же разделе "аккредитация" выбрать подраздел "заявление", где необходимо выбрать пункты согласно инструкции по оформлению документации. Тут же нужно загрузить дополнительные файлы отсканированных в ПДФ (Обязательно!) бумажных документов:
профессиональный отчет о работе за пять лет (согласованный с работодателем)
копию трудовой
копию удостоверения специализации (если она не внесена работодателем в регистр)
свидетельство о браке (если менялась фамилия).
и как оказалось, диплом о переподготовке (об этом позже расскажу).
Все остальные документы уже есть в личном кабинете и их дополнительно сканировать с бумажных носителей и отправлять не нужно!
После этого формируем и отправляем заявление. В личном кабинете можно отслеживать статус заявления.
После отправки заявления остается только ждать результат комиссии и подтверждение аккредитации или отказ. В случае отказа придется исправлять ошибки и подавать все заново.
Но не всегда с первого раза получается пройти аккредитацию. Часто приходит возврат заявления с указанием исправить ошибки. А бывают какие-то технические сбои и ошибка приходит кодом. Как хочешь, так и понимай.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПОДАЧИ ДОКУМЕНТОВ
Пройдя этот этап, я могу дать некоторые рекомендации. Так как ФАЦ просит присылать документы на аккредитацию заранее, а именно за 3 месяца, то соответственно и документы нужно готовить заранее. Но это если пройдена учеба по специализации.
Первым делом можно начать печатать профессиональный отчет (шаблон есть на сайте, да и в интернете примеры). В отчет входят профстандарты, а также проделанная работа в цифрах. И отчет чем-то напоминает написание категории, только в сжатых объёмах.
Также можно подготовить копию трудовой книжки - годность заверенного документа 1 месяц.
Все бумажные документы нужно отсканировать в ПДФ-формате. Важно, что каждый документ должен быть одним файлом.
КАКИЕ ПОДВОДНЫЕ КАМНИ МОГУТ БЫТЬ ПРИ ПОДАЧЕ ДОКУМЕНТОВ?
Непрофессионализм "специалистов" проверяющих пакет документов. Мне упорно слали ошибки об отсутствии удостоверения об обучении, когда он был прикреплен в пдф-формате в специальном разделе. Они даже не удостоились открыть этот раздел и проверить документы.
в итоге, после месяца моих "пререканий" с ними, обращение в службы техподдержки (которая не помогла), они наконец пояснили, что под "удостоверением" они понимают ДИПЛОМ (!) о переподготовке. Хотя диплом, которому уже более 5 лет давненько позирует в личном кабинете наравне с сертификатами и дипломом по исходной специальности и не указан в списках "подгружаемых" документов . Спрашивается, как я об этом должна была догадаться?
НОВШЕСТВА В 2024 ГОДУ
Большинство документов уже есть в личном кабинете. Отпала надобность делать копии на СНИЛС, Паспорт, Диплом (это под вопросом), Сертификат и удостоверение.
Заявление теперь заполняется и подается в электронном виде прямо в личном кабинете (ранее было бумажное на несколько листов).
Портфолио из портала НМО также подгружается в личный кабинет в виде таблицы (ранее нужно было отдельно на портале НМО делать выгрузку, вносить данные в шаблон, распечатывать бумажный бланк, и обратно его сканировать).
Таким образом, процесс аккредитации совершенствуется в лучшую сторону, но человеческий фактор никто не отменял, увы. Упростилась подача документов, большинство из них сохранено в личном кабинете и не требует дополнительного добавления.
В целом, если уделить аккредитации время, то все документы можно сделать за один день.
Аккредитация - это государственная услуга и предоставляется она бесплатно, то есть платить за нее не нужно. Но всяческие образовательные учреждения предлагают сделать все "быстро", но за деньги. Мне предлагали сделать за 6000 рублей.
В целом, в программе и отправке документов можно разобраться самому и сэкономить деньги. Но сам процесс аккредитации считаю ненужной бюрократической навязанной обязанностью медработника. Не рекомендовать не могу, так как процедура является обязательной.