Всем привет!
Пару лет назад эту книгу я приметила в букстаграме, она частенько мелькала у разных книжных блогеров в ленте и вот я наконец-то поймала свое настроение для таких книг и до романа дошли руки (почему пришлось ловить настроение я напишу ниже).
Аннотация
Впечатления от книги"Один в Берлине" - это книга о людях, о нацисткой диктатуре, о войне, хотя сама война где- то совсем далеко от героев романа. В этом плане книга мне чем-то напомнила "Книжного вора" Зусака, хотя "Один в Берлине" - не такой безоблачный роман и "зверства" здесь все-таки описываются, хоть и не с передовой.
"Один в Берлине" - книга, в основе которой лежит реальная история четы Хампель. Автор использовал ее для романа, украсив ее выдуманными подробностями, и, вложив в нее свой смысл и видение.
Ханс Фаллада не претендует на абсолютную достоверность, некоторые детали романа - противоречивы и даже неправдоподобны, но
"Один в Берлине" - это художественное произведение, а не историческая хроника. Автор хотел не доподлинно изложить историю Хампелей, а показать, что не все немцы были нацистами и не все смирились с гитлеровской диктатурой.
Предисловие автора
Ханс Фаллада считается классиком немецкой литературы, но я о нем никогда раньше не слышала. У меня создалось впечатление, что сейчас этот автор немного позабыт и не популярен.
"Один в Берлине" был написан им за пару недель и роман издали уже после смерти писателя с существенными правками.
Только много лет спустя роман переиздали по рукописям автора и он практически сразу стал востребованным. Книга получила вторую жизнь.
"Один в Берлине" - довольно мрачный роман, собственно поэтому я долго ловила для него настроение - мрака и в обычной жизни хватает.
Действия книги происходят в Берлине, в начала 40-х. Берлин только начинают бомбить союзники, вводят карточки, заставляют людей работать во благо Рейха и его войны, но, в целом, о войне здесь только говорят, а не видели ее своими глазами.
С детства, если речь заходила о Второй мировой войне или о ВОВ, немцы (того времени) всегда преподносились как фашисты (понятия "хороший немец" - не существовало, да об этом и не задумывались), это принималось как данность. Фаллада же, будучи современником происходящих событий, показывает другую Германию и обычных людей.
Не все немцы в то время были нацистами, не все разделяли политику Гитлера; просто большинство не заявляли это во всеуслышание; они были против, но сопротивлялись в одиночку. Немцы боялись, никто не хотел добровольно расстаться с жизнью в подвалах гестапо или в концлагере, поэтому вступали в партию (ведь не партийные вызывали подозрение и были практически врагами народа, а для партийных все двери были открыты), люди жили в вечном страхе, опасались доносов (часто лживых), из-за которых их жизнь могла пойти под откос. Все эти эмоции Ханс Фаллада передал очень красочно и правдоподобно. Да и вообще, атмосфера и происходящее в романе сильно напоминает СССР тех же годов (партия, доносы, страх, наказание).
Роман изобилует неприятными персонажами (их в романе большинство) - шпики, предатели, сотрудники гестапо, сальные и безнаказанные члены партии - им противопоставляется совсем небольшая горстка антифашистов, которые не желали участвовать в гитлеровской вакханалии, в войне, в расправах над людьми.
В заключении
"Один в Берлине" погружает в атмосферу царящей в Берлине гитлеровской власти и показывает Германию тех лет изнутри, описанную немцем, современником событий; показывает не только фашистов, но и людей, не поддерживающих режим, но о них мало кто знает и мало кто говорит, потому что их по одиночке перемолола жерновами гитлеровская машина власти.
Некоторые моменты в романе неприятные, жестокие (хотя я бы не назвала книгу слишком жестокой или зверской); не всегда есть настроение читать такие книги, но мне было интересно увидеть и другую точку зрения и посмотреть на Германию тех лет глазами немца.