Опубликовано 8 Октябрь, 2023 - 17:24

  • Опыт использования:
    год или более

Давно ничего не писал, и вот решился поведать об устройстве, с которым имею дело каждый день. Представляю вашему вниманию грузовой лифт Свердловского завода "Строммашина". Изготовлен он в далеком 1968 году и до сих пор служит верой и правдой уже третьему поколению умов, светил науки и не только. Рассказывать могу про эту машину времени до бесконечности долго, поэтому постараюсь опустить лишнее, остановившись на главном.

 

Итак, погнали!

=== МАШИННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ===

Для обычных обывателей и просто пассажиров- лифт- это только кабина, но сердце лифта- это всё же машинное отделение, скрытое от глаз многих. Грузовой лифт Свердловского завода "Строммашина", коим я заведую, своё машинное отделение имеет традиционно на крыше. Внешне - это ничем непримечательная будка. Выдают странность будки торчащие из стены рельсы.

Машинное отделение- это по сути сердце и мозг всего лифта, поэтому абсолютно все органы управления сосредоточены именно здесь. Со стороны на будку приходит толстый кабель напряжения с 3 жилами. Никакого обилия проводов здесь нет.

Сердцем лифта является в первую очередь электродвигатель и все остальные комплектующие, отвечающие за все механические операции будь то торможение, замедление, подъем, экстренное торможение и т.д. Конструкция объемная, тяжелая, но при этом максимально надежная и верная. Шутка ли, с 1968 года ни одной серьезной поломки!

Мозгом грузового лифта Свердловского завода "Строммашина" является конечно же электрощит со всеми его хитростями и элетроцепочками, всевозможными реле, предохранителями и т.д. Именно этот щит даёт команды кабине и элетродвигателю: когда можно ехать и когда нельзя, когда открыть замки дверей и когда их заблокировать, когда сработать ловителям и т.д.

Электрическая схема щита с одной стороны проста, так как там отсутствуют всякие модные нынче "фишки" лифтом, а с другой стороны схема сложновата.

Даже обладая знаниями в электротехнике, сразу с ходу и не поймешь что где. Особенно сложно читать схему, когда не знаешь толком что же сломалось в лифте. И да, электросхема занимает лист формата А1.

Собственно лифтеру все эти подробности знать и не нужно, так как для таких целей существует электромеханик. Но так уж выходит, что лифтер вынужден сам во всё вникать и устранять поломки. Общее же подключение электрошкафа через рубильник, куда подходит всего-то 3провода. Главное не перепутать фазы! А то лифт будет ездить в диаметрально противоположном направлении, чем это надо. Например, жмешь вниз 1этаж, а кабина едет вверх на 4этаж.

Тросы , удерживающие кабину, не столь толстые, как многим представляется, но поверьте свои заявленные 3200кг они выдерживают с двукратным запасом.

А это ручной тормоз.

Понятно, что лифт требует регулярного обслуживания, поэтому здесь же в машинном отделении хранится всё на случай планового и оперативного ремонта: масло, ключи и т.д.

Элетродвигатель грузового лифта Свердловского завода "Строммашина" с 1968 года ни разу не выходил из строя.

Случается, что кабину приходится опускать/поднимать вручную в случае поломки или отсутствия электричества. Знаете как это делется? При помощи обычного металлического круга! Причем для поднятия кабины нужно руками притормаживать круг( крутится сам под весом утяжителей), а для опускания кабины нужно наоборот применять силу вращения круга.

На стене имеются подсказки куда нужно крутить.

 

=== КАБИНА===

Грузовой лифт Свердловского завода "Строммашина" рассчитан на перевозку груза весом до 3200кг. Существует ряд требований к перевозке груза, эти требования необходимо соблюдать.

Главное требование- перевозка груза осуществляется в сопровождении проводника лифтера, перевозить людей запрещено. Лифт выглядит раритетно, этому способствуют решетки с двух сторон кабины.

И да, чтобы быть лифтером, нужно ежегодно сдавать экзамен на лифтера и иметь удостоворение с регулярной сдачей экзаменов по электробезопасности.

 

Управление кабиной лифта тоже осуществляется изнутри кабины. На каждом этаже тоже имеются привычные кнопки вызова кабины, но нажав на них кабины вы не дождетесь, как в пассажирском лифте.

При нажатии всего лишь загорится индикатор внутри кабины, и лифтер поймет куда его вызывают. А уж доставить кабину на нужный этаж или нет- это дело хотения лифтера. Пока не нажмет нужную кнопку- кабина на этаж подана не будет.

 

Но вообще лифтера сейчас вызывают по телефону, поэтому все кнопки на этажах залеплены. Можно вызывать лифтера даже по стационарному телефону, который висит внутри кабины, но на мобильный телефон звонить проще и полезнее.

 

Ну и конечно же нужен специальный ключ для открытия дверей лифта.

 

Длина внутренней части кабины 3м, ширина 1,9м, высота 2,2м. Соответственно затолкать в этот лифт можно практически любой шкаф и даже старый советский сейф! Чего только на лифте не перевозили! Кстати, если груз длинный ( например, современные окна длиной 5м), то можно расположить его по диагонали.

 

Управлять лифтом можно и находясь на крыше кабины. Но это небезопасно, потому применяется этот способ в крайне экстренных случаях. По налету пыли понятно, что экстренных случаев не случалось.

 

Любопытно увидеть, как трос наматывается и сматывается со шпули.

Кстати, немного края шпули за время эксплуатации нарушились, появились сколы, но всё в хорошем для своего возраста состоянии.

Концовики тоже износились и стерлись, но опять же свою функцию выполняют до сих пор.

 

=== БЕЗОПАСНОСТЬ===

Для своих 55лет грузовой лифт Свердловского завода "Строммашина" выглядит шикарно в плане своего технического состояния. Но безопасность никто не отменял, поэтому с самого своего рождения лифт оборудован "мозгами" и специальными ресурсами, позволяющими избежать трагедий. Перечислять их оч долго. Не закрыл до конца решетки- лифт не едет. Кабина не доехала до нужного этажа- двери блокируются. Двери шахты захлопнуты не до конца- реле РКД не даст команды лифту двигаться. И так далее.

 

Технически же всё устроено просто, но надежно. На кабине расположилось много таких блокираторов и подсказчиков для электрощита. И когда лифт ломается, то одному сложно привести кабину в чувство аккурат из-за систем безопасности.Но все пороги и блоки можно обойти, если знать как.

 

Ну и хочется развеять миф, что лифт может уехать на крышу. На тросе висит "груша" , которая контролирует максимальный ход канатов. Как только груша доходит до максимальной точки, движение лифта вверх тут же прекращается.

Чтобы пассажиры на ходу не выпрыгнули, решетки можно закрыть на крючки.

 

Так что безопасность на очень высоком уровне.

 

=== ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ===

Грузовой лифт Свердловского завода "Строммашина" - это очень надежный аппарат. Работает практически безупречно, ломается редко, безопасности остается только позавидовать. Основная поломка- это перегорание предохрателя при скачках напряжения. Поменять предохранитель- минутное дело.

Да, со временем лифт технически немного износился, но в сравнении с современными лифтами ему нет равных. Прогресс лишь пошел во вред нынешним лифтам. Грузовой лифт Свердловского завода "Строммашина"- это надежность, безопасность, простота эксплуатации при большой внутренней вместимости.

 

Единственное, что меня огорчает- это качество проверки лифта соответствующими службами. Вот какой отчёт писался проверяющими в СССР.

А это отчет нынешних дней. Комментарии излишни...

Достоинства
  • Безопасность
  • Долговечность
  • Минимальный износ
  • Надежность
  • Элементарное управление
Недостатки
  • Качество обслуживания спецслужбами
champion_maksрекомендует
Читать все отзывы 1
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
08.10.2023
Телефон как у нас в 90е был!))
Лифт классный. Умели же конструировать и делать все в СССР на века….И живут эти творения, работают, а нынешнее барахло ломается через день…
12.10.2023
нынешние лифты ломаются стабильно часто)
08.10.2023
Вот это отзыв!
Очень интересно 👍
08.10.2023
Отзыв на лифт?)
Ну неожиданно, конечно Smile Wink
12.10.2023
сам в шоке)) Техосмотр совместил с отзывом
08.12.2023
Строммашины делали не в Свердловске, а в Могилёве.
Полное название МЗС: Могилёвский Завод Строммашина
20.05.2024
И в Свердловске тоже.
В марте 1946 года завод "Спартак" перешел в подчинение к Управлению "Главстроймаш" Министерства транспортного и тяжелого машиностроения СССР и стал называться Свердловский завод "Строммашина". Завод стал производить оборудование для заводов строительных материалов.

По решению Госплана СССР, заводу было предложено освоение грузовых лифтов. И с 1963 года на заводе начался новый этап - освоение производства грузовых лифтов. Переход на новую продукцию был закончен к 1965 году.

4 мая 1971 года завод "Строммашина" был переименован в Свердловский лифтостроительный завод (Приказ Министра № 148 от 29.04. 1971 года).
Смотрите также