Сразу вношу ясность, этот отзыв о фильме ни в коем случае не имеет цели оскорбить или унизить тонкие женские чувства. И, само собой, он не имеет отношения к модному нынче понятию «мизогиния». Хотя бы потому, что написан такой же среднестатистической женщиной. Так что, воинственные интернет-феминистки, проходите мимо, а любители качественного кино со смыслом, добро пожаловать! Я наконец созрела до рассказа об одном из своих навеки любимых фильмов.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Вот знаете, думаю, многим авторам на этом ресурсе знакомо ощущение, когда ты бесконечно восхищаешься фильмом, ловишь от него невероятный заряд энергии и жизненных сил, а чтоб рассказать о нем, нужно немалое время. Вот так и случилось у меня с «Запахом женщины». Я бесконечно люблю Аль Пачино, его персонажу в «Адвокате дьявола» готова просто отдаться, но отзыв пишу о «Запахе женщины». Потому что эта картина - потрясающая не только своей постановкой, сюжетом, великолепными актерами, музыкой, но и смыслом – она действительно придает моральных сил в тяжелые моменты в жизни, такие, когда все достало и не видишь смысла ни в чем, ненавидишь себя за свою же слабость и не понимаешь, ради чего же жить дальше. Если вам знакомы такие чувства, и вы упустили из виду «Запах женщины», обязательно подкрепите свою силу духа с помощью этого фильма.
Задумывая этот текст, думая над тем, кого он может заинтересовать и кому непременно будет полезен этот фильм, я подумала (только не смейтесь!) о молодых мамочках, которые сейчас растят и воспитывают мальчиков (да и мамам девочек фильм не будет противопоказан). Я знаю точно, что, если бы мне довелось растить и воспитывать будущего мужчину, я бы опиралась в этом деле в том числе на принципы из этого фильма. А мамочек на этом ресурсе уж точно много. Авось, какая-нибудь и в этот отзыв забредет и передумает до 50-ти лет своего мальчишечку под своей юбкой держать и грудью на любую амбразуру бросаться в его защиту.
~~~~~~~~Сюжет~~~~~~~~~~
Мы знакомимся со учениками элитной школы Бэйрда, в которой в основном учатся сынки богатых папиков, политических и общественных деятелей, одним словом, сливки общества. Но иногда там встречаются и простые смертные парни. Один из таких Чарли Симмс, обычный молодой человек из рядовой семьи, без отца, который учится не потому что его туда «всунули» богатые родственнички, а потому что образование для него – единственный путь подняться по соц.лестнице, найти хорошую работу и добиться успеха в жизни. Он не родился с серебряной ложкой во рту, а, следовательно, привык упорно работать над достижением своих целей.
Чарли Симмс
Вот и накануне праздников вместо того, чтобы поехать со своими со-курсниками отдыхать на курорт (оплатить который может опять же кто-то из богатых папиков его товарищей), он берется за единоразовый заработок – присмотр на время выходных за отставным слепым полковником Фрэнком Слейдом. Родня Фрэнка на выходные хочет вырваться в другой штат, но не может оставить слепого дядюшку без поддержки и помощи зрячего человека. Вот таким поводырем и должен стать Чарли. Но у самого Фрэнка на эти выходные совсем другие планы, а потому Чарли Симс вместе с ним отправляется в Нью-Йорк.
Переживаний на эти длительные выходные Чарли добавляет и малоприятная история, произошедшая накануне. Несколько его однокурсников придумали унизительную забаву для директора школы Траска и опозорили его при всем честном народе. Чарли оказался свидетелем подготовки этой затеи. И теперь директор давит на него изо всех сил, требуя выдать «авторов» этой выходки или же Чарли ждет позорное отчисление из школы Бэйрда и, само собой, никакой учебы в университете.
Сопровождая Слейда в его путешествии, Чарли раздумывает, как ему поступить в этой ситуации.
~~~~~~~~~Мои впечатления об этом фильме~~~~~~~~~~
Знаете, товарищи, я довольно много видела поучительных, нравственных фильмов, формирующих в адекватном зрителе хорошие качества. Но именно этот фильм я считаю лучшей картиной о честности, мужественности и нравственной чистоте человека. Это фильм, посмотрев который обязательно приходит желание стать лучше, достойнее, прожить свою жизнь так, чтобы «глядя утром на себя в зеркало, не было желания плюнуть в свое отражение».
Лично для меня еще этот фильм – бездонный источник жизненных сил. Потому что когда видишь весь человеческий бардак вокруг, когда уже стираются зубы от постоянного возмущенного скрипения на отсутствие в мире справедливости, когда хочется послать всех и всё к черту, потому что ни в чем нет смысла, когда опускаются руки от бессилия, остается лишь влиять на то, на что в твоих силах повлиять – на себя.
Танго? Легко!
И сохранить в чистоте и достоинстве хотя бы свою сущность. Не для того, чтобы на весь мир потом прокричать, дескать, посмотрите, какая я тут единственная стою в белом пальто вся красивая, а для того, чтобы как в «Пролетая над гнездом кукушки» иметь право сказать: «Ну что ж, по крайней мере я попыталась».
Этот фильм громко и заявляет о важности не поддаваться всеобщей мерзости, повальному предательству и подлости. А формировать и укреплять внутри себя твердый стержень из достоинства, смелости, морали и душевной чистоты.
~~~~~~~~~~~~В чем смысл названия фильма?~~~~~~~~~~~~~
Изначально «Запах женщины» должен был иметь название «Мёд и мрак». И задумывался как фильм о таком важном и для многих забытом понятии мужественности. И на противопоставление качеств настоящего достойного мужчины повадкам и свойствам, характерным большей мере для женщин. Я не утверждаю огульно, что женские свойства, которые я упомяну ниже, свойственны абсолютно ВСЕМ представительницам одного со мной пола. Но они имеют место быть, как бы мы себя не пытались убедить в обратном.
Так же как есть и мужчины, которые обожают развязать галстуки и языки, пристроиться в выгодную и выигрышную позицию и вылезти наверх за счет ближнего. Эти качества и поступки свойственны как мужчинам, так и женщинам. Но так уж задумал режиссер, что этот фильм посвящен разным типам именно мужчин. И напоминанию о том, какой представитель сильного пола достоин того, чтобы считаться настоящим мужчиной. А потому женщины в нем – противопоставление мужчинам и исключительно эпизодические персонажи.
Может показаться, что «Запах женщины», это потому что слепому Фрэнку оставалось лишь своим обостренным обонянием идентифицировать и наслаждаться присутствием женщин, но, на мой взгляд, не совсем.
В этом фильме огромная концентрация мужчин с «женскими» повадками. Мужчин без мужества. С «запахом женщины», так сказать. Это и дружок Чарли Джордж, который лицемерит и убеждает Чарли молчать, в то время как сам он уже давно успел «сдать» самого Чарли с потрохами. Это и директор школы Траск, который соблазняет Чарли пропуском в хороший университет за предательство своих товарищей, который «подстраивается» под интересы попечительского совета и получает за это красивую машину. Это и племянник Фрэнка, увязший в сахарном бизнесе, подсевший на статус, престиж и богатство, забывший об истинных и вечных ценностях.
Фрэнк ослеп, но, уверена, он этих мужских принципов, в противовес упомянутым мной выше качествам следовал и раньше. Просто для усиления эффекта эта история еще раз повторяет нам идею: слепой ориентируется на запахи, а по жизни - на совесть. Душевное чутьё - это то, что отличает его от "зрячих", испорченных лживой моралью.
В начале их путешествия Фрэнк говорит Чарли, что на этих длинных выходных начнется его настоящее обучение. Обучение жизненным урокам естественно. Но, посмотрев и понаблюдав за Слейдом в течение доброй половины фильма, может показаться, что и сам полковник далек от того идеала, который он стремится сформировать в Чарли. Фрэнк много пьет, потерял веру и надежду в людей, он одинок, ненавидит жизнь, он презирает своих родственников и готов насмехаться над ними, он втолковывает Чарли не «вестись» на статусы, бренды, дорогие машины и богатства, но сам живет в дорогом отеле, ездит на лимузине и носит дорогие костюмы. Казалось бы, чему он может научить?
Но…
Все не так просто, товарищи читатели. И внимательный просмотр фильма даст вам ответы, почему он такой. Я, слава богу, хорошо вижу, но я его понимаю. Он устал жить, его вымотала тотальная человеческая подлость во всех сферах, он сломался, он в вечной темноте и никому по сути до него нет дела. Он дважды «пролетал» мимо повышения звания до генерала, и он знает почему. Он отказывался «закладывать» своих сослуживцев, попросту говоря, предавать их ради очередных погон, сохраняя свое офицерское достоинство. И на закате жизни он остался уставшим, слепым полковником Слейдом в отставке, который не нужен никому.
Но с первых часов вместе с Чарли он своим чутьем разведчика понял, насколько чистый, честный и сильный человек рядом с ним. И потому, мне кажется, на этих выходных они учились друг у друга: Чарли принимал и слушал уроки, которых Фрэнка научила жизнь, а полковник Слейд брал уроки мужества, стойкости и преданности у Чарли, отогревал свою душу, заново учился верить в людей, принимать даже жизнь вечной темноте и находил в себе силы жить дальше. Обучая, учишься сам, как говорится.
Итак, раз уж школа Бэйрда воспитывала мужчин с женским характером, Фрэнк Слэйд дал Чарли несколько уроков, следование которым сохранило бы в нем мужчину:
1. Будь стойким.
Имеешь намерение – пусть тебя не сбивают с пути преграды и препятствия. Во время самой первой встречи Фрэнк демонстрирует всяческое пренебрежение к Чарли, поддевает его и даже выгоняет, но Чарли не уходит. Ему нужно заработать эти деньги и он будет добиваться своей цели. В отеле Фрэнк наводит на него пистолет и собирается застрелить, но Чарли не убегает, не машет рукой на отчаявшегося слепого старика, он не дает ему совершить большую ошибку. Внутри себя он тоже боится, но все равно встречает грудью опасности.
2. Будь самостоятельным.
…и уважай самостоятельность другого. Не помогай, если не просят. Не посягай на святая святых мужественности – самостоятельность. Именно поэтому Фрэнк так бесится, когда Чарли пробует брать его под руку, чтоб тот не упал сослепу.
3.Будь ответственным.
Безответственный мужчина (да и женщина тоже) – хуже человека с инвалидностью. Поэтому Фрэнк поначалу своим решением вынуждает Чарли взять на себя ответственность за него. А потом уж Чарли привыкает это делать сам, когда не дает полковнику сделать страшный и бесповоротный шаг.
4. Чувство юмора – признак мужественности.
Умение шутить, смеяться над собой да и вообще чувство хорошего юмора всегда было признаком интеллекта и силы духа. Поэтому Фрэнк всю поездку постоянно острит, стебётся над самим собой, окружающими, да и над Чарли. Чувство юмора сглаживает углы даже самых острых и сложных жизненных передряг.
5. Принимай решения.
Всегда помни, если ты сам не будешь принимать решения, это обязательно сделают за тебя. И скорее всего не тебе на пользу.
6. Умей думать
7. Не попадай в зависимость от ложных ценностей.
Фрэнк вводит Чарли в мир, к которому он хотел бы стремиться (дорогие отели, шикарные машины, брендовые костюмы, рестораны премиум-класса), чтобы дать ему ощутить ложность этих приоритетов. Слейду под силу все это себе обеспечить, но тем не менее, он хочет вышибить себе мозги. Он дает парню понять, что первостепенны моральные и истинные вещи, а зависимость от денег и брендов – прерогатива женщин.
В доме своего брата Фрэнк нарочно затевает ссору с племянником, он показывает Чарли, к чему приводит акцент и концентрация лишь на деньгах. Он напрямую говорит своему родственнику: «ты так погряз в сахарном бизнесе, что забыл вкус настоящего меда». Погряз в сахарном бизнесе - это значит подсел на искусственные ценности, впал в зависимость от обывательских понтов. Мёд - это настоящая жизнь.
8. Принципы.
Весь уикенд Чарли мучается раздумьями, продолжать ли следовать своим нравственным принципам и остаться без билета в будущее, или же продать их и получить карт-бланш в благополучную жизнь, где не останется места самоуважению.
И Фрэнк, отлично это понимая и чувствуя, специально дает ему посидеть за рулем дорогущего Феррари, одевает его в дорогой костюм, кормит в люксовых ресторанах, чтобы показать, что может получить Чарли, отказавшись от своих принципов, предав товарищей. Показал всю верхушку карьеры, которая может его ожидать, и в то же время на своем примере Фрэнк показывает, что, достигнув этого, он хочет вышибить себе мозги.
9. Действуй
Придя на заседание совета попечителей, а, попросту говоря, над судилище над Чарли, Фрэнк доказал ему, что несмотря на все его колючки, скверный характер, разочарование в жизни, полковник готов действовать, у него есть силы и желание бороться и защищать. Он понимает, что родителей у парнишки поблизости нет, а отца и вообще нет в наличии, поэтому он решает занять отцовское место на судилище и с блеском произносит свою легендарную речь. Он на своем опыте убедился, что несправедливость – это то, что ведет к ампутации души. Это то, с чем столкнулся сам Фрэнк и что его сломало. Поэтому он просит совет попечителей не ломать этого прекрасного парня.
Я на распутье жизни, я знал какая дорога верная, я знал это всегда. Но НИКОГДА не шёл по ней! Потому то это ТРУДНО'. А вот Чарли в отличие от него идёт по этому трудному пути.
Хоть я и не фанат современных фильмов с тюнингованными женщинами и мужчинами похожих на Халков или особей с голубым налетом, мне все равно очень отрадно и приятно было смотреть на актерский состав «Запаха женщины». Боже, настоящие красивые мужчины в хороших классических костюмах! Естественные женщины с природной красотой, искренними эмоциями и живыми лицами, в приличной одежде! Как же этого не хватает!
Бесподобный Аль Пачино, совершенно заслуженно получивший Оскара за роль слепого Фрэнка Слейда. Ни разу не выдал свою реальную зрячесть и совершенно живая мимика и эмоции в слепых глазах.
Этот момент, когда он якобы хочет убить Чарли и прямо рычит от боли и отчаяния….господи, до мурашек и слез! Неповторимое танго в ресторане с молодой очаровательной незнакомкой! Танец, наблюдая который, словно Чарли, расплываешься в доброй улыбке и готов дать шанс еще этому миру.
Финальная речь полковника, от которой прибавляется сил, от которой появляется желание не сдаваться и жить по совести. Эта огромная благодарность таким людям как полковник Слейд просто за то, что они еще есть. И надежда, что и после них еще будут такие же люди.
Молодой парень Чарли, искренний, красивый, где-то наивный, но уже сильный и мужественный. Прекрасный актер, которому веришь и хочется пожать руку. Как же точно этот персонаж прочувствовал полковник Слейд и как же четко его охарактеризовал.
Обязательно посмотрите или пересмотрите эту картину! Особенно если вы лизки к тому, чтобы сдаться. Не сдавайтесь! И полковник Слейд будет вами гордиться!
Я совсем недавно посмотрела этот фильм. И тоже была под большим впечатлением! Согласна с большинством ваших мыслей, особенно про мамочек ). Я фильм восприняла немного мягче, у меня скорее тоска по тому, что таких людей, как два главных героя - мало. И ещё большая тоска, что эти два главных героя в реальной жизни редко друг с другом встречаются. Ведь по большому счету - появление каждого из них в жизни друг друга придало этой самой жизни завершенность. В отражении друг друга они проявили свои лучшие качества и в какой-то мере познали себя. Как в книге Лескова про скомороха. Словно их встреча - разбудила обоих. А так они могли все и дальше проспать. Как спят многие. То есть не достаточно быть носителем высоких внутренних качеств. Нужно жить, проявляя их осознанно. И это можно сделать, вот так проснувшись - как герои фильма под воздействием обстоятельств. Уф, как закрутила ). Но ваши отзывы всегда наталкивают на размышления.
Да, маловато таких людей, но тем они и ценнее. Как бриллианты, которые редко встретишь. Согласна, что они помогли друг другу лучше и более явно свою истинную сущность показать, но так оно всегда и бывает. В спокойном и благополучном положении мы бы все были бы бесцветными и безвольными медузами, не было б нужды расти и проявляться духовно. Все вы хорошо закрутили, интересная мысль. Давненько вас было не видать на ресурсе)))) с возвращением!