Метро 2033 была замечательной видеоигрой, пусть недостаточно доведенной до готовности. Произведение Дмитрия Глуховского, по которому создавалась эта виртуальная вселенная, меня совсем не зацепило, или я не любительница таких книг. Игра оказалась порядком интересней книги, однако нуждалась в доработке. Результатом стала вышедшая несколько лет спустя версия Metro 2033: Redux. Как неоднократно уверяли в анонсах и обзорах, это абсолютно иной игровой процесс на новом движке. Помимо графики разработчики внесли изменения в интеллект действующих лиц, а также дали нам возможность выбора одного из режимов прохождения: спартанец (боец) или выживальщик.
Игра за спартанца мало чем отличается от оригинального "Метро 2033", а вот в новом режиме выживания делается больший упор на пацифизм, ведь у нашего героя Артема становится меньше патронов, единиц здоровья, и уменьшается максимальное время действия противогаза. В комплекте "выживальщика" фильтров хватает только на 20 минут вместо 30. К тому же в бой с несколькими противниками в одиночку лучше не лезть. Интересная особенность: на руке у Артема-выживальщика находятся классические стрелочные часы из первой части Metro 2033, а у Артема-спартанца уже обновленные электронные. Они показывают время действия противогазного фильтра до замены, причем по электронному табло мне ориентироваться удобнее.
Благодаря улучшенному движку тоннели метро стали по-настоящему угнетающими, а город заиграл другими красками. Большую роль сыграло освещение. При выходе из темного подземелья на поверхность лучи солнца заставляют голову кружиться от яркого света, который Артем видит не слишком часто, так как снаружи железобетонного укрытия бушует радиация, и окрестности стали ядерной свалкой.
Первый уровень начинается своеобразно, с финальных событий, показывающих прорыв бойцов к Останкинской телебашне, после чего главного героя возвращают на неделю назад в его жилище на станции ВДНХ, откуда лежал его путь в прекрасное далеко.
Комната Артема. Полки с книгами, гитара, фотографии довоенного мира на стенах.
Станции метрополитена выступают единственными местами, пригодными для существования человека. На поверхности могут жить одни приспособившиеся монстры ("мутанты"), и только небольшая группа спартанцев укрывается в храме, веруя в его чудодейственную силу. По соседству с людьми появляются загадочные разумные существа "Черные", обладающие телепатическими способностями, приходящие к Артему в его видениях. Обитатели метро считают "Черных" своими врагами и намереваются уничтожить ядерным ударом, на что направлен практически весь сюжет, однако разработчики дают и альтернативную трактовку. У игры есть два варианта развития событий. Плохая (стандартная) концовка приводит к осуществлению планов людей и уничтожению логова "Черных", но это лишь начало большой войны. Хорошая (альтернативная) концовка дает людям возможность осознать, что высокоразвитые "Черные" хотят предупредить человечество об опасности дальнейших войн и пытаются сплотить его, поэтому Артем уничтожает систему наведения ядерных ракет, сохраняя популяцию вида.
Управление в игре Metro Redux аналогично другим представителям жанра от первого лица. Идем, открываем двери, целимся, стреляем. Только нужно учитывать, что здесь действия персонажа оцениваются с точки зрения внутриигровой морали, и его испорченная репутация приведет к плохой концовке. Я сыграла в Metro Redux несколько раз и убедилась в том, насколько отдельные тактические ходы способны повысить или понизить рейтинг Артема.
Во-первых, нужно правильно построить имущественные отношения. Роль денег в "Метро" выполняют усиленные автоматные патроны золотистого цвета, на которые можно покупать вещи у торговцев или же использовать по прямому назначению, заряжая в оружие. Достаточно удерживать в течение нескольких секунд кнопку перезарядки автомата, и он будет снаряжен ценными патронами, наносящими увеличенный урон. Легальные способы получения данных боеприпасов заключаются в выполнении заданий и обыскивании тайников на необитаемых территориях, а еще их можно забрать из сейфов у врагов. Плохим способом является мародерство на дружественных станциях. Нельзя собирать золотые обоймы в вагонах, жилых комнатах, тайниках и на обеденных столах своих товарищей. Можно взять патроны, которые вам дадут бойцы в награду за прохождение дикого тоннеля. Вознаграждение от женщины за спасение ее сына принимать воспрещается, иначе пострадает показатель благородства. Хорошее достижение можно заслужить, если оказать помощь больным и нуждающимся, отдав им несколько патронов.
Во-вторых, стрельба по врагам и монстрам тоже влияет на рейтинг. Для меня не совсем понятно, почему одного противника можно застрелить без кармического минуса, а другого уничтожать никак нельзя. В "Metro" с самого начала предполагалось скрытое прохождение, где большую часть врагов можно нейтрализовать не убивая. Любая рукопашная схватка с людьми предлагает Артему выбор: ударить врага кулаком, чтобы тот упал, или воткнуть в него нож. Я не скажу за все оригинальное "Метро 2033", но стелса в тех эпизодах, которые я видела, не получалось. Компьютерный интеллект противников видел главного героя через стену, и враги нападали моментально. Версия Redux сильно усыпила бдительность недругов. Теперь враг старательно не замечает, как в двух шагах от него Артем устраивает драку с часовым. Если даже атаковать спереди, одинокий противник обычно не успевает поднять тревогу. Морализирующий элемент мне сомнителен. Бандитов в начале игры убивать нельзя, остается только подкрадываться и дубасить кулаками. Фашистов на мосту тоже запрещается уничтожать, иначе это плохо повлияет на рейтинг. Спрашивается, какого такого? Они же готовят военное вторжение на другие станции, под их огонь попадут женщины и дети. На уровне "Форпост" по фашистам уже позволяется стрелять и наносить им летальный урон. Там для получения хорошего достижения нужно только выполнить последнюю волю своего командира и добраться до передатчика, чтобы отправить в эфир сигнал тревоги. Следующий уровень снова требуется проходить скрытно, не стреляя в сподвижников фюрера. Артем получает дополнительный балл в копилку облико морале, если подслушает разговор двух часовых о безысходности, заставившей их прибиться к нацистам. Этих сомневающихся еще можно пощадить, но зачем игровая линия требует сохранить идейную вражескую элиту, завоевавшую станцию?
На монстров охотиться можно, кроме одного места, где самка стража (существа, похожего на волка) охраняет своих детенышей. По сюжетной логике трогать их будет негуманно.
В-третьих, выполнение заданий. Нужно найти тайник пропавшего сталкера, поддержать товарищей в борьбе с нашествием монстров, передать в эфир сигнал бедствия, и тогда есть шанс получить хорошую концовку.
В-четвертых, плюс к достижениям можно получить за некоторые побочные действия. Сыграть на гитаре, балалайке и пианино, подслушать разговор, пообщаться с важной персоной, освободить пленных.
Неповоротливость и низкая скорость передвижения Артема меня иногда раздражают. Игровые локации содержат джамп-паззлы, предполагающие прыжки с разбега по висящим над пропастями решеткам, остовам автомобилей, водопроводным трубам, развалинам сооружений. Герой то и дело не допрыгивает, срывается, разбивается, тонет, отчего приходится начинать эпизод с последнего сохранения. Metro 2033 Redux не дает сохраняться в любой момент, а запоминает прогресс автоматически при прохождении игрока через контрольные точки. И здесь досаждают баги программы. Игра может сохраниться в момент, когда Артем потонул, провалился сквозь пол, застрял в текстурах и тому подобное, делающее прохождение непригодным. В этой связи мне неоднократно требовалось загружать весь уровень сначала. Сюжетная линия разбита на главы, каждая из которых по мере прохождения становится доступной для вызова из главного меню. В случае ошибки автосохранения приходится обращаться к целой главе. Поэтому я перестраховывалась и периодически делала резервные копии файла автоматического сохранения.
Дизайн уровней моделирует быт людей до мельчайших деталей. Большое внимание уделено предметам. Блага процветавшей некогда цивилизации перенесены под землю. На стенах станций метро развешаны ковры, полки жилищ уставлены бутылками, кружками, консервными банками, детвора носится с видавшими виды плюшевыми игрушками. В госпитале на ужасного вида койках лежат раненые, пострадавшие при столкновениях с монстрами. Большая часть скорее всего умрет. Неужели после этого зрелища захочется оставлять хоть одного даже самого мелкого монстра? У оружейных мастеров можно купить, обменять или усовершенствовать вооружение, но крафт отсутствует как феномен.
Из окружающих предметов ничего невозможно собрать и даже просто воздействовать на них, если это не предусмотрено сценарием. Подобно Duke Nukem 3D выламываются только строго определенные двери. Многие ящики даже не шелохнутся от взорванной рядом гранаты. Пробить стену не получится. Линейность сюжета, ограниченность действий снижают интерес к повторному прохождению.
Некоторую часть пути Артем преодолевает на механизированном транспорте. В тоннелях между станциями жители пользуются дрезинами, на поверхности его подбирает грузовик спартанцев, а под конец он едет до секретной лаборатории D-6 в исправном вагоне метрополитена. Около линии фронта герой сражается с фашистами на дрезинах, превращенных в боевые танки.
Выживать во враждебной среде помогают разнообразные виды оружия. Пушки, метательные ножи, несколько типов гранат. От вида некоторых конструкций я просто в шоке. Велопал (bigun) сделан из частей велосипеда и обрезков труб. Трубы собраны в цилиндрический блок внутри ведущей звездочки. По мне такая поделка опасна для самого стрелка и развалится в руках после пары выстрелов, но здесь она не просто стреляет, а стреляет наравне с армейскими образцами. Удачную охоту обещает и четырехствольное ружье. Игрок может нести с собой не более трех единиц оружия. Обычно если по дороге найдется что-то более стоящее, можно выбросить одно, заменив другим. Например, при первом прохождении я быстро отказалась от мощного "Хельсинга" из-за его непрактичности: очень редкие боеприпасы, максимальный комплект 18 снарядов, долгое перезаряжание. Автомат и ружье намного быстрее справляются с крупными противниками.
Под конец становится доступен огнемет. Если заблаговременно взять его с собой, покидая дрезину, то стаи мутантов на подходе к Останкинской башне можно даже не опасаться.
Оружие для стрельбы на дальние расстояния оснащено различными видами прицелов. Оптическими, лазерными, ночного видения и т.д.
Монстров собирали с миру по нитке, настолько много похожих уже мелькало в играх. Летающие твари на перепончатых крыльях, "демоны" попадались в Silent Hill, The House of The Dead. Четвероногие "стражи" походят на вервульфов из Nightmare Creatures и на псевдособак из S.T.A.L.K.E.R. Упыри и огромные крысы тоже вызывают ощущение дежа-вю.
В заброшенной Ленинской библиотеке обитают гориллоподобные мутанты, "библиотекари". Утверждается что стычки с библиотекарем можно избежать, если глядеть ему в глаза и не двигаться, только мне ни разу не удавалось пройти через книгохранилище, не отстреливая этих существ. Они всегда нападали первыми и нападали обязательно. Я ни на что не тратила патроны-деньги, кроме покупки фильтров, поэтому во второй половине игры у меня набиралось около тысячи голды. Ее и пускала в ход уже на Форпосту, отбиваясь от крылатых демонов, а затем в библиотеке. На оба эпизода этих мощных боеприпасов требовалось не более 500 штук. У летающих мутантов неодинаковая живучесть. Иногда они гибнут после нескольких метких попаданий, а в других случаях им и целого боекомплекта окажется мало. Сценарий игры не дает подстрелить монстра, влетающего через окно библиотеки и ранящего одного из спартанцев.
Поиск тайников является увлекательным занятием, однако нужно учитывать, что во время пребывания на поверхности могут закончиться фильтры для противогаза. Касается выживальщика с 20-минутным максимальным запасом. Приходится следить за часами, передвигаться быстрее и находить новые фильтры. Один раз случилась неудача в связи с их нехваткой на D-6. Мне потребовалось снова начать уровень, обыскать какие только можно щитки и запастись достаточным количеством жизненно важных сменных элементов.
Разрушенный ядерной войной город демонстрирует лишь остатки былой роскоши.
Цивилизация "Черных" выходит на телепатическую связь с Артемом и вызывает в его сознании картинки, как выглядела раньше жизнь человека в этих местах. Согласно сюжету, он был рожден еще на поверхности и помнил довоенную Москву.
Я сама невольно заплакала, когда на экране площадка вдруг заиграла яркими красками, на ней появились играющие дети, а через несколько секунд видение оборвалось, пейзаж снова стал безжизненным, и лишь на ограде вдалеке замаячила фигура "Черного".
Следующее видение настигло персонажа в заброшенной квартире и было столь же коротким.
Временами мне становилось не по себе среди развалин.
Игровой сценарий предполагает помощь соратников, то спасающих героя от пленения нацистами, то провозящих его через опасные тоннели.
Легендарная личность Хан выступает добрым наставником молодого Артема.
Если внимать советам Хана, можно избежать участи несчастных, погибших среди ловушек и аномалий. Здесь не очень много таинственных явлений, в отличие от того же "Сталкера". Один раз Хан покажет шаровую молнию, перемещающуюся по тоннелю, а в следующий раз от смертоносного шара придется отрываться на дрезине всем отрядом.
Интересно как Артему и остальным удается оставаться образованными людьми, если цивилизация разрушена, школ и университетов больше нет, а библиотеки служат пристанищем монстров?
Похоже что только в Полисе, где собрались старые ученые, еще осуществляется научная деятельность. Вот лаборатория исследует мутантов.
Недалеко оттуда обычный житель Полиса ловит рыбу в подземных водах.
Финальный подъем на Останкинскую башню вызвал у меня смесь ужаса с восторгом. Герой карабкается на самый верх по обломкам лестниц, торчащим кускам арматуры, колыхающимся листам металла, и это происходит на огромной высоте. Зря он туда залезает. Все равно при хорошей концовке передатчик придется разбить, как будто и не бывало.
По моему мнению игра Metro Redux увлекательная, несмотря на баги и линейность, а в новом Metro: Exodus спецэффекты и графика вышли на еще более высокий уровень. Рекомендую.