Знакомство с творчеством Дарио Ардженто я начала ещё несколько лет назад - как ни странно, уже даже не помню, почему. Что ещё более интересно, сюжеты самих картин тоже отложились в памяти слабо - например, фильм под названием «Без сна» я скачивала, будучи в твёрдой уверенности, что до сих пор его не смотрела. Благо, по ходу действия припомнила всё - и сюжет, и развязку, и причину, по которой меня в своё время привлекли творения знаменитого итальянского режиссёра.
Название: Без сна | Non ho sonno | Sleepless
Слоган: Creepier than Jack the Ripper
Премьера в мире: 5 января 2001 года
Премьера в РФ: 5 июля 2002 года
Жанр: детектив, джалло, драма, триллер, ужасы и мистика
Страна: Италия
Режиссёр: Дарио Ардженто
Сценаристы: Дарио Ардженто, Франко Феррини, Карло Лукарелли
Продюсеры: Дарио Ардженто, Клаудио Ардженто
Музыка: рок-группа Goblin
Монтаж: Анна Роза Наполи
Хронометраж: 118 мин (01:58)
Рейтинг MPAA: R
Возрастной ценз: 18+
В ролях: Барбара Леричи, Габриэле Лавиа, Гуидо Мобелло, Джанкарло Колия, Диего Казале, Кьяра Казелли, Макс фон Сюдов, Массимо Саркьелли, Паоло Мария Скалондро, Роберто Аккорнера, Роберто Дзибетти, Росселла Фальк, Стефано Дионизи, Франческа Веттори, etc.
Рейтинг на Кинопоиске: 6,260
Аннотация: «Серия зверских убийств заставила оцепенеть от ужаса весь Турин. Похоже, что в городе вновь появился неуловимый серийный убийца по кличке Гном, бесследно исчезнувший 17 лет назад. Распевая детские считалки и оставляя рядом с трупами клочки бумаги с головоломками, он уничтожает одну жертву за другой, ловко обманывая детективов из полиции. И только один человек, отставной комиссар Моретти, знающий все подробности того давнего дела, готов пойти на любые жертвы, чтобы покончить с убийцей раз и навсегда».
♦ Немного о сюжете ♦
Основные события фильма разворачиваются в итальянском городе Турине, в 2000 году - правда, в начале фильма показывают небольшой флешбэк семнадцатилетней давности, позволяющий получить примерное представление о том, с чего, собственно, всё началось.
С помощью газетных вырезок зрителю дают понять, что в марте 1983 года жителей держал в страхе некий Гном - безумный маньяк, убивающий своих жертв самыми зверскими способами. Об этом человеке никто ничего не слыхал более десятилетия, но вот внезапно он, судя по всему, решил взяться за старое.
В первое появление Гнома расследование по его делу было поручено Улиссу Моретти (Макс фон Сюдов) - весьма сообразительному детективу, умеющему выстраивать складные логические цепочки. К возвращению маньяка инспектор успевает выйти в отставку, но хватки всё ещё не теряет, а потому решает вновь взяться за работу.
В расследовании также принимает участие юноша по имени Джакомо (Стефано Дионизи). Не сказать, что этот парень - большой мастер детективного дела, зато он умён и имеет определённую заинтересованность в поимке жестокого убийцы.
Разумеется, не сидит на месте и полиция - инспекторы бросают все усилия на поиски маньяка, некогда терроризировавшего Турин. Наводят справки, общаются с подозреваемыми, отрабатывают разные версии происходящего - в общем, всё, как полагается.
Правда, есть один любопытный факт, несколько осложняющий работу полицейским, но о нём я говорить уже не буду. Ибо никаких спойлеров, да. Кстати, о спойлерах - настоятельно не рекомендую до просмотра фильма искать о нём какую-либо информацию, особенно по картинкам. В противном случае есть риск получить жирнейший спойлер, который сведёт на нет весь интерес к киноленте.
♦ И о впечатлениях ♦
Во время недавнего повторного просмотра удалось припомнить, что «Без сна» стал для меня одним из первых этапов знакомства с творчеством Дарио Ардженто - наряду с его «Кроваво-красным» и «Дрожью». Ума не приложу, как могла забыть об этом фильме - ведь в своё время он произвёл довольно сильное впечатление. В первую очередь сложным, запутанным детективным сюжетом - то был один из редких случаев, когда у меня не получилось выстроить цельную логическую цепочку, однозначно указывающую на личность убийцы.
Детектив, кстати, классический - лицо маньяка зрителю не показывают до самого финала. Удочку при этом закидывают то в одну, то в другую сторону, заставляя подозревать в содеянном нескольких персонажей попеременно и отвлекая тем самым от сути.
Ардженто всячески нагнетает атмосферу, используя для этого приёмы, расслабляющие зрителя, успокаивающие его и притупляющие бдительность. Режиссёр имеет обыкновение подолгу концентрировать внимание на каком-то одном предмете - к примеру, на экране не менее минуты можно лицезреть ковёр, по которому плавно передвигается камера.
И в целом события фильма развиваются неспешно, без особого экшена - хоррор здесь уходит на второй план, упор делается именно на детективную составляющую. Зрителю предлагается не пугаться, а размышлять, наблюдая за действиями героев и пытаясь вычислить убийцу вместе с ними. Допускаю, что многим такая неспешность может показаться скучной (как, например, моему супругу), но мне лично было интересно. К тому же, и размеренное повествование, и стилизованная под детективы 70-80-х годов манера съёмки чем-то напомнили старого доброго «Комиссара Рекса» - любимый сериал моего детства.
Однако творение Ардженто не настолько безобидно, как многосерийный фильм об умной полицейской собаке, ибо снято оно в излюбленном жанре режиссёра - джалло. Что сие есть:
Джалло, джиалло (от итал. giallo «жёлтый») — поджанр итальянских фильмов ужасов, сочетающий элементы криминального триллера и эротики. Отдельными кинокритиками рассматривается как поджанр-предвестник слэшера. Отличительные признаки джалло: обилие долгих, кровавых и изощрённых сцен убийств, необычная работа с камерой — убийства, часто показываемые «глазами убийцы». Психологический портрет последнего складывается из безумия и паранойи, мотивы проясняются только в конце кинофильма.
В лентах этого жанра обязательно присутствуют откровенные сцены эротического и/или сексуального (но не порнографического) характера и оригинальные музыкальные аранжировки.
Иными словами, в фильме показывают и обнажённые тела, и жестокие эпизоды. Даже очень жестокие - хотя и заметно, что кровь льётся не настоящая, смотреть на некоторые сцены неприятно. В общем, «Без сна» не зря имеет рейтинг R - смотреть эту ленту в присутствии детей категорически нельзя. Однако порадовало отсутствие жестокости по крайней мере по отношению к животным и детям. И попугайчик вот порадовал тоже - он миленький)
Хорош актёрский состав - в особенности работа Макса фон Сюдова (наверняка знакомого зрителям по множеству фильмов - в частности, «Острову проклятых» и «Куда приводят мечты»). И в целом к главным героям особых претензий нет. Некоторые побочные персонажи справляются похуже, но это не слишком бросается в глаза на фоне остальных достоинств картины.
Между прочим, интересны отсылки к «Скотному двору» Джорджа Оруэлла - на них в какой-то степени завязана одна из важнейших сюжетных линий. Кстати, давно собиралась прочесть эту книгу - пожалуй, надо уже, наконец, к ней приступить.
Очень понравилась музыка рок-группы Goblin, послужившая саундтреком к фильму - на мой взгляд, здесь создатели действительно классно постарались. Тема атмосферная, одновременно и умиротворяющая, и тревожная, и интригующая, и несколько жутковатая - самое то, что нужно ленте Ардженто.
Несколько покоробило стихотворение, довольно часто звучащее в «Без сна» и позиционируемое персонажами как простенькая детская считалочка. Боюсь представить, насколько суровы люди, с ранних лет расценивающие стишки такого рода как безобидные.
На часах пробило три,
Фермер - курочку душить.
Говорит - не даст мне спать,
И ложится на кровать.
Концовка у фильма немного скомканная, но, в принципе, её можно счесть логичной. При первом просмотре я не совсем сообразила, что к чему, при повторном же поняла, чем объясняются финальные кадры картины. А вот развязка очень хороша. Не скрою, в своё время раскрытие личности маньяка очень удивило - на этого человека не подумала бы, как минимум, по одной причине. Хотя в сюжете есть некоторые фразы и эпизоды, из-за которых его можно поставить под подозрение, на определённом моменте логическая цепочка всё же сворачивает не в ту сторону. Это мне нравится - люблю фильмы, в которых сложно предсказать развязку. Жаль, что встречаются такие в последнее время всё реже.
Основным недостатком «Без сна» можно счесть отсутствие качественных спецэффектов. Они просты, даже примитивны, и это здорово влияет на восприятие происходящего. С другой стороны, сильно подозреваю, что так и было задумано - учитывая, что фильм стилизован под старину, подчёркнутая реалистичность отдельных моментов смотрелась бы попросту смешно.
И подводя итог:
➕ качественный детектив;
➕ интересный сюжет;
➕ весьма нетривиальная развязка;
➕ атмосферное музыкальное сопровождение;
➕ достойный актёрский состав.
Фильм «Без сна» кажется мне вполне годной работой Дарио Ардженто - было интересно смотреть его, мысленно распутывая сюжетный клубок детектива. Полагаю, что картина понравится далеко не каждому - и за счёт обилия кровавых, жестоких сцен, и по причине специфической «старой» съёмки, и из-за отсутствия реалистичных спецэффектов - но, тем не менее, к просмотру её рекомендую. В первую очередь ценителям творчества итальянского режиссёра.
Вот! Это надо глянуть, хочется поиграть в детектива, построить догадки! Боюсь, правда, что промажу мимо цели, но попытаться все же стоит. А вдруг?! Новое слово узнала "джиалло" 😁
Мне вот реально показалось странным, что не получается довести цепочку до конца - вроде логично всё в голове строится, но на определённом моменте стопорится) А может, это именно я недогадливая, и у других на раз получится всё сложить, как надо))
Я знаю, что буду смотреть в скором времени - этот фильм) Ну почему я до отзыва не вразумила, что он 2001 года вообще..голова-решето, а ведь я не стала скачивать, так как решила, что фильм из того же разряда будет прямо, как и старая "Суспирия", а вот как раз таки с актером из "Острова проклятых" я хочу смотреть 😊
«Суспирия» меня тоже не впечатлила, в первую очередь из-за актёрской игры) Здесь вроде тоже «под старину» съёмка, но как-то интереснее смотреть было, во всех смыслах))
Обожаю фильмы про маньяков, да еще и с непредсказуемой развязкой, надо будет на выходных обязательно глянуть! Тоже пытаешься вычислить в детективах убийцу задолго до финала?) меня пока что чуйка на убийц в фильмах еще не подводила, посмотрим, получится ли в этот раз)
О да, вычислять до финала - моё любимое занятие 😁 Но вот прикол в том, что мне обязательно нужна какая-то логическая цепочка - то есть именно чуйка-то есть, да, но предположение о личности убийцы должно подтверждаться какими-то логическими выводами) В этом есть минусы определённые - до некоторых вещей нельзя дойти чистой логикой, определённая креативность мышления нужна. А у меня нет её))
Бывает и так, что вот вроде все улики и логика свидетельствуют о том, что убийца именно определенный персонаж, но вот нет - думается, что это слишком просто и где-то есть подвох) чаще всего так и выходит, что убийца - совсем другой человек)
Не знала раньше о таком жанре, как джалло. Немного просветилась)) Думаю, нам, мне и мужу, может понравиться такой загадочный детектив, добавлю в закладки
Я вот ещё вычитала про «Птицу с хрустальным оперением», тоже Дарио Ардженто - написано, что Кинг хвалил этот фильм, любопытненько глянуть)) И книгу хотела почитать, по которой снята эта «Птица...», но не находится она пока((