Опубликовано 8 Декабрь, 2024 - 10:38

Вероятно, что делает кино Романа Полански таким интересным, так это то, что, хотя он способен создавать коммерчески привлекательные фильмы, всякие шедевры, он также любит снимать камерные фильмы более личного характера. «Жилец» — один из таких фильмов. Это история ужасов и саспенса о паранойе и одержимости, которая является одной из его лучших работ и, вероятно, одним из лучших психологических триллеров в истории. После своего классического фильма-нуар «Китайский квартал» Полански вернулся к темам, которые принесли ему наибольшую популярность в 60-х, с этим жутким психологическим хоррором, который, как и «Отвращение» и «Ребёнок Розмари», рассказывает о паранойе и клаустрофобии, вызванных одинокой жизнью в квартире. Клаустрофобия — это то, что Полански умеет создавать лучше всего, и "Жилец", должно быть, самая удушающая и замкнутая картина, которую он когда-либо создавал. Акцент на замкнутых пространствах больше, чем когда-либо, и даже в небольшом количестве сцен на открытом воздухе редко можно увидеть небо. Но «Жилец» не только ограничен в пространстве, но и в том, с какой интенсивностью он фокусируется на своём главном герое и его жизни.

«Жилец» обладает интригующей завязкой : Герой Романа Полански (режиссер решил взять на себя главную роль) - Трелковский - польский эмигрант, что ищет подходящую квартиру в Париже. Когда он наконец находит вполне устраивающую для него квартиру, то узнает позже, что предыдущая ее хозяйка, Симона, попыталась покончить с собой, выпрыгнув из окна. После того, как Симона все-таки умирает от полученных травм, Трелковский неожиданно постепенно начинает сходить с ума и верит, что в её смерти виноваты остальные жильцы дома, которые и его самого выводят из себя. Позже Трелковский начинает думать. что соседи хотят убить и его.

Я не могу вспомнить ни одного фильма, который был бы в большей степени посвящён внутреннему миру и одиночеству одного персонажа. Некоторые психологические триллеры, такие как «М» или «Подглядывающий», заставляют нас сочувствовать психически нездоровому главному герою. Другие, такие как «Психо», пытаются провести глубокий научный анализ его психического состояния. «Жилец» не вписывается ни в одну из этих категорий — он просто полностью погружает нас в переживания Трелковского, не требуя от нас понимания или оценки того, что происходит в его голове. Мы чувствуем его паранойю и одержимость, хотя нам постоянно напоминают, что они иррациональны.

Полански также был мастером медленно развивающегося фильма ужасов. Часто в его фильмах неясно, происходит ли вообще на самом деле что-то зловещее, но они являются одними из самых эффективных в плане запугивания зрителей. Почему? Именно потому, что они развиваются так медленно и поначалу реалистично, в них так много времени уделяется кропотливому созданию ситуаций и быта, что следущее за этим погружение в нарастающую по мере продолжительности фильма паранойю вызывает больший пугающий или даже сбивающий с толку эффект. Пример, «Девятые врата» — более поздний фильм ужасов Полански, в котором с сюжетом не всё в порядке, но, по крайней мере, он всё равно вызывает чувство нарастающего ужаса. Кроме того, красивая операторская работа, которую Полански использует в фильме, усиливает ощущение изоляции и оживляет прекрасное здание, которое служит клеткой для его Трелковского. Навязчивые образы, которые Полански использует, чтобы передать ощущение растерянности и безумия, обладают сверхъестественной красотой, которая делает их одновременно пугающими и притягательными.

Также "Жилец" - это редкая возможность увидеть самого Полански в главной роли. Его талант перед камерой был так же хорош, как и за ней, и он абсолютно великолепен в роли кроткого Трелковского. Погружение Трелковского во тьму идеально передано Полански. Поначалу его игра кажется странной и неестественной, но постепенно понимаешь, что Полански ведёт себя так, потому что Трелковского и нужно играть именно так : как простака, в котором почти нет жизни, который заперт в этом сводящем с ума мире, населённом странными людьми. Ещё одна выдающаяся роль — у Шелли Уинтерс, которая засветилась в роли консьержки. Все актёры второго плана действительно оживили людей в странном здании, создав запоминающихся персонажей, которые очень важны для успеха фильма.

Если и можно найти в фильме недостаток, то он заключается в том, что поначалу он кажется немного затянутым. Это может показаться недостатком, но на самом деле медленный темп в начале идеально подходит, так как он имитирует скучную жизнь Трелковского и то, как постепенно он попадает в другой мир. Кроме того, запутанную сюжетную линию определённо нелегко понять из-за множества сложностей и символизма. Но я к этому спокойно отношусь. Критиковать "Жильца" за весь сюрреализм и символизм - это то же самое, что критиковать Дэвида Линча и его "Твин Пикс" за эту же тему. Бессмысленно критиковать видение автора, пусть оно и не всегда понятно. Его можно не понимать, но ставить в минус - абсурд (хотя бывают и исключения, особенно в каком-нибудь нудном арт-хаусе).

Хотя «Жилец» может понравиться не всем, тем, кто интересуется психологическими ужасами и сюрреалистическими сюжетными линиями, он придётся по душе.

Достоинства
  • Атмосферный
  • Для интересующихся человеческой психологией
  • Интересный
  • Отличная режиссерская работа
  • Чувство безумия и клаустрофобии присутствует
Недостатки
  • Не для тех кто не любит сюрреализм
  • Финал конечно можно было и получше продумать
Азазель5рекомендует
Читать все отзывы 4
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
10.12.2024
Как здорово и емко Вы все изложили. 👍🏻Вам удалось реабилитировать картину в моих глазах. Снова, в третий раз попробую досмотреть. Не хватало терпения, затянуто, согласна! Но у Полански не может быть плохого кино. Со своей стороны, рекомендую его фильм «Венера в мехах». По-моему, самый камерный из всех виденных. И искрящийся .
Другие отзывы
Читать все отзывы 4
Смотрите также