Студентка-кинематографистка Анджела (Ана Торрент) решает написать дипломную работу о насилии в кино и поэтому сосредотачивается на менее известных работах, особенно запрещённых к показу. Её профессор Фигероа (Мигель Пикасо) решает помочь ей, предоставив доступ к фильмам из университетского архива, но невольно натыкается на жесткий фильм-порно с убийством девушки, снятый кем-то местным. После того, как Фигероа умирает во время просмотра фильма, Анхела с помощью любителя крови и жести Чемы (Феле Мартинес) решает распутать клубок и найти создателей фильма об убийстве. Её главный подозреваемый — Боско (Эдуардо Норьега), привлекательный однокурсник, у которого есть камера той же марки, что и в фильме об убийстве...
"Дипломная работа" — этот фильм сам по себе дипломная работа режиссера Алехандро Аменабара о насилии. Это не только захватывающий хоррор-триллер, но и интеллектуальное исследование того, как люди восхищаются смертью и образами смерти. Я не знаю, насколько успешным был фильм в родной для него Испании, но это, безусловно, один из лучших хорроров, вышедших из этой страны за весь двадцатый век, и во многом причина этого в том, что режиссёр прислушался к собственному внутреннему голосу и дал зрителям то, чего они хотят. Вместо того, чтобы пытаться быть глубоким и сложным, как многие другие фильмы с социальными идеями, «Домашняя работа» — это обычный триллер, мало чем отличающийся от того, что можно было бы снять в привычной американской индустрии хоррор-жанра. Тот факт, что Аменабар сознательно принял свой фильм таким, какой он есть, и не пытался сделать его лучше, делает ему честь. Фильм снят в спокойном темпе, а его основная структура представляет собой загадку, которую разгадывают два студента : Анджела, которая пишет диплом, и Хема, с которым она познакомилась из-за его печально известной любви к жестоким фильмам. То, как Аменабар постепенно раскрывает сюжет, позволяет нам по-настоящему погрузиться в загадку, и это делает фильм в целом гораздо более захватывающим. Фильм рассказывает об отвратительных фильмах с пытками и чрезмерной жестокостью, но его не стоит воспринимать как один из них. Часто внимание не акцентируется на насилии, и режиссёр показывает нам лишь малую толику, чтобы разжечь наш аппетит. Захватывающая с первой до последней минуты, а иногда даже шокирующая и тревожная, несмотря на неспешность повествования «Дипломная работа» — это фильм, который определённо не разочарует вас, если вы любите саспенс. Но фильм не только захватывает и увлекает, он также затрагивает очень интересные вопросы о том, почему люди восхищаются смертью и насилием, каковы последствия восхищения насилием и как СМИ с этим справляются. Режиссер не заостряет на этих серьезных темах внимание, но говорит просто и по делу.
Несмотря на очень скромный бюджет, фильм действительно очень хорошо снят и является явным свидетельством больших способностей, таланта и креативности его режиссёра Алехандро Аменабара, одного из лучших и наиболее стабильных испанских режиссёров (стабильных в плане качества его работ, потому что он один из тех, кто снимает фильмы лишь время от времени). Не знаю, но во время просмотра фильма у меня сложилось впечатление, что режиссёр черпал вдохновение в своём академическом опыте, особенно когда учился в Университете Комплутенсе в Мадриде.
Основная идея фильма — скрывать до самого конца фильма главную тайну, но персонажи и их развитие никогда не отходят на второй план. Двум центральным фигурам дают время, так сказать, повзрослеть, чтобы мы могли по-настоящему узнать их и даже проникнуться к ним симпатией. Во многих триллерах персонажи и тайна не могут быть сбалансированы, но, несмотря на то, что Аменабар — молодой режиссёр, он продемонстрировал своё мастерство, сделав это в совершенстве. Персонажей оживляют великолепные молодые актёры. Главную роль играет красавица Ана Торрент, к которой присоединяется дебютант Феле Мартинес, играющий её противоположность. У этих двоих неловкая химия между друг другом, и это блестяще обыграно. Третью главную роль сыграл Эдуардо Норьега, который годом позже прославится в фильме Аменабара «Открой глаза». Поскольку это малобюджетный фильм с ограниченными ресурсами, здесь нет ничего визуально вычурного или впечатляющих спецэффектов. Фильм задумывался как простой, и съёмочная группа явно работала с тем, что было под рукой, так как многое здесь на экране кажется реалистичным и бытовушным.
«Дипломная работа» не так часто упоминается в дискуссиях о великих фильмах ужасов и триллерах, и я действительно не понимаю почему. Это первоклассный фильм, который по-настоящему демонстрирует талант актёров и режиссёра. Алехандро Аменабар отлично справился с написанием сценария и режиссурой этого фильма, одного из самых захватывающих в 90-х. «Дипломная работа» — отличный триллер в жанре ужасов, исследующий увлечение людей насилием и смертью. Он тревожный, пугающий, простой и умный.