Опубликовано 28 Январь, 2023 - 22:43

Я бы отнес «Вавилон» к фильмам-катастрофам. Конечно, гибель немого кино после появления звуковых фильмов сложно сравнивать по трагичности последствий с землетрясением или падением огромного метеорита. Однако в результате было разрушено не меньше судеб и унесено не меньше жизней чем при катастрофе «Титаника». Практически погиб целый мир, цивилизация, пал Вавилон, а вместе с ним шагнули в небытие и те, кто не смог приспособиться к совершенно новым условиям, потому что звуковое и немое кино – это два весьма разных вида искусства.

 


Проблема фильма про эту катастрофу состоит в том, что речь идет о длящейся во времени, а не моментальной беде. Кроме того, она невидима, поэтому визуализация трагедии представляет собой сложнейшую задачу с которой фильм так и не справился. Не удалось передать ужас происходящих изменений. Режиссер фильма понимает, что нужно нагнетать страх, от этого в фильме возникают все эти змеи, крокодилы, безумные гангстеры. Но связать вызванный ими страх с закатом немого кино, рушащим жизнь многих их тех, кто был с ним связан, не получилось.

 


Причину этой неудачи стоит поискать в том, что не получилось найти очевидца, с точки зрения которого, можно было бы подробно и ярко описать агонию «великого» немого. Таким наблюдателем обычно становится кто-то из выживших при катастрофе. Нельзя сказать, что таких героев в фильме нет, но некоторые из находятся на периферии событий, а потому не могли увидеть все важное. Другая сложность – степень осознанности потенциальных наблюдателей, большинство героев фильма пребывают до «трагических событий», во время них, да и после в состоянии почти постоянного алкогольного и прочего опьянения. Поэтому они действительно вполне могли пережить разрушившую их мир звуковую волну в качестве потока фекалий или рвоты (частая в фильме метафора), а вот четких воспоминаний от них ждать не приходится.

 


Неожиданно не получилось с типичным для фильмов-катастроф приемом – демонстрацией того, как трагедия врывается в жизнь пары влюбленных, которые нашли друг друга буквально накануне начала конца, их любовь помогает им пережить все испытания или не помогает, но один из любящих спасает другого и т.п. Вроде бы в фильме есть такая парочка, и такая попытка спасения, но все это показано как-то размыто и неубедительно, хотя к актерам вопросов почти нет, сценарий по теме «выживут/ не выживут только любовники» отвратителен.

 


Я не уверен, что трехчасовый фильм стоит обязательно посмотреть. Реквием немому кино получился каким-то смазанным. В теории я понимаю авторское намерение противопоставить ушедшее искусство филигранных мимики и жеста пришедшим ему на смену однообразно-глуповатым поющим человечкам. Но именно этого искусства в фильме почти нет, а немое кино погибло не от появления звука, а от хаоса, разврата и пресыщенности.

Достоинства
  • Каст
Недостатки
  • Любовная линия вяловата
  • Тема не раскрыта
eggorrrрекомендует
Читать все отзывы 25
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
29.01.2023
Тоже был в закладках, пока в нормальном качестве нет, но теперь уж и не буду).
После прочтения вашего отзыва Артиста (2011) вспомнила - там, по-моему, хорошо это всё показали...
29.01.2023
Я бы в этом случае не доверял моему отзыву. Я не киноман, фильм показался мне мутным, я попытался внести ясность. Скорее всего ценой упрощения.
Другие отзывы
Читать все отзывы 25
Смотрите также