Опубликовано 22 Февраль, 2024 - 00:30

Есть фильмы, которые снимают не столь ради сюжета, или в попытке рассказать какую-то историю, а скорее проявить и продемонстрировать миру своё режиссёрское мастерство, умение взять отличный ракурс, показать красивый кадр, сцену, и т.д. Фильм "Kaili Blues" (вроде как "Пикник на обочине" на каком-то китайском варианте перевода) как раз один из таких примеров.

Сюжет и завязка истории тут конечно же есть, но подаётся скудно, скомканно, и на мой взгляд сама история, показанная в фильме, не выглядит законченной, словно обрывается. Зритель увидит лишь относительно небольшой отрывок из жизни китайского провинциального врача Чэна (или Чена, я не уверен как правильно писать китайские названия и имена). К слову, по фильму работает он в какой-то частной (а на вид даже подпольной) поликлинике, в ужасных антисанитарных условиях, вместе с очаровательной старушкой.

Увидим мы как он живёт в настоящем, и немного узнаем о его прошлом во время просмотра киноленты. А о будущем останется только фантазировать и предполагать, ведь история Чэна словно обрывается, и непонятно что ждёт его самого, а также его племянника Вэйвэя.

Фильм может быть интересен к просмотру любителям артхаусного кино, любителям кинолент, в которых режиссёр старается заснять стильные, красивые атмосферные кадры и сцены.

Режиссёр Би Ган очень постарался в своей работе, ведь начиная с первых минут, а может даже секунд фильма - мои глаза захотели пожирать кадр за кадром. Подобран удачный стиль грустной депрессивной атмосферы "яркой серой нищеты". Перед нашими очами предстанут не дорогостоящие роскошные декорации, но хорошо подобранные, пропитанные атмосферой прошлого. Покажут улицы, дома, интерьер помещений жителей китайских провинций, в каком-то смысле быт китайцев.

Есть у нас фильм "Брат", в котором многие сцены сняли в удачно подобранном атмосферном антураже "эпохи 90х", ещё и музыку соответствующую атмосфере отлично подобрали. Иногда этот фильм приятно пересматривать именно чтобы ощутить переданную в кадрах и сценах атмосферу тех лет. "Kaili Blues (Пикник на обочине)" в плане антуража не уступает по качеству, хотя, конечно, сюжет и история тут совсем про другое и подаются зрителю иначе. В китайском фильме показана именно своя "эпоха", очень красочно передана её грустная, депрессивная, но в каком-то смысле и романтическо-красивая серость нищеты, её безысходность и безвыходность. Персонажи и не пытаются её преодолеть, побороть, вырваться из неё, не гоняются за иллюзорными мечтами и фантазиями, они живут в том мире, что им дан, и спокойно относятся к этому. Будто понимают, что может быть хуже, что жизнь может быть тяжелее и хуже.

Я постараюсь приложить к отзыву некоторое кол-во скриншотов, кадров из фильма. Если Вас какие-то из них "зацепят", привлекут интерес, то посмотреть фильм определённо стоит - есть шанс, что Вы впечатлитесь.

 

Фильм также может быть интересен любителям азиатской культуры, азиатских фильмов (только не любителям милых дорам, где почти каждый персонаж красавец или красавица) Так ли много фильмов снимаются в Китае, показывают быт и жизнь китайцев? Я думаю в определённом смысле фильм несёт культурную ценность, ведь редко встретишь кино именно о Китае без излишней пропаганды. Ценнее мог бы быть фильм снятый разве что в Северной Корее, но боюсь режиссёра казнили бы ещё на этапе съёмок первых сцен.

Лично мне нередко нравятся азиатские фильмы именно потому, что в них передаётся другая, неизвестная и отчасти чуждая культура. Все уже давно привыкли к американским и европейским фильмам, ведь по сути культуры близки, окружение и быт схожи. Азиатское кино нередко воспринимается как какой-то иной мир, далёкий. Так что если Вы любитель азиатского кино, то мимо Kaili Blues (Пикника на обочине) также не проходите мимо.

В фильме интересно смотреть сценку за сценкой, кадр за кадром, словно на работу фотографа, запечатлевшего что-то обыденное в какой-то особенной форме "задевающей" душу. Или же что-то необычное, что также может зацепить душу. Нередко кадры простые, банальная сценка как кипит чайник на полупустой кухне. Или как экскаватор сам спускается с грузовой машины. Кадры могут быть простыми, могут быть наполнены множеством деталей. Но во многих кадрах "что-то есть", какой-то стиль, какая-то атмосфера, какая-то энергия. И кадр за кадром, сцену за сценой хочется смотреть и смотреть дальше. Режиссёрская работа поистине подкупает и удерживает у экрана.

Простой тест на то стоит Вам смотреть фильм Kaili Blues (Пикник на обочине) или лучше обойти стороной. Вот вроде бы обычная старая аудиокассета, лежащая на не менее старом кожаном диване. Если глядя на этот кадр внутри Вас ничего не ёкает, ничего особенного не видите и не ощущаете, то возможно стоит пройти мимо. Фильм строго на любителя и довольно "тягомотный". Если же кадр с кассетой приглянулся, то дать шанс фильму определённо стоит.

Сюжет медленно подаётся через короткие сценки разговоров. Реплики персонажей не многословны. Может у китайцев так принято, может это был намеренный выбор режиссёра. Главный герой пережил годы тюрьмы, может ещё поэтому и Чэн, и другие персонажи фильма редко болтливы. Постепенно мы что-то узнаем о Чэне и его прошлом. Сюжет имеет завязку и развитие. Чэн одинок и бездетен, приглядывает за своим племянником, сыном некудышного брата с кликухой "шальная морда" (или чокнутое лицо) Братья сводные, и "шальная морда" имеет обиду на Чэна, ведь мать оставила тому в наследство дом.

Чэн скорее из родственных чувств (но ещё также возможно и из-за долга перед матерью, та, кажется наставляла заботиться о Вэйвее, но я не уверен, упустил этот сюжетный момент, что желала и завещала мать) переживает о ребёнке, который постоянно сидит дома взаперти, полуголодный. "Шальная морда" пытается продать ребёнка, отдаёт (или продаёт) "монаху", про которого тоже мы кое-что узнаем по ходу фильма. Узнав, что брат готов продать ребёнка в рабство, Чэн предлагает отдать дом взамен на то что "Шальная морда" оставит ему своего сына и не будет беспокоить. Собирается и едет в Женьюань (или как-то так населённый пункт называется) за премянником, заодно его пожилая коллега врач просит передать своему бывшему возлюбленному рубашку и аудиокассету, раз Чэн окажется в тех местах.

Само путешествие получается не особо длинное, по сути нам покажут несколько живописных или атмосферных кадров, и один небольшой населённый пункт вдоль реки, который обойдут по кругу.

В какой-то момент путешествия качество видео станет заметно хуже, порой будто отснято на смартфон. Может это сделано намеренно, но в википедии указано, что в какой-то момент съёмок у автора закончился бюджет. На самом деле очень жаль, что качество видео становится хуже, ведь кадры путешествия Чэна на мотоцикле, или же как местная девушка ЯньЯнь прогуливалась на лодке - очень красивые, стильные и интересные, операторская и режиссёрская работа также на высоком уровне.

Несколько раз за фильм будет играть какая-то китайская музыка, ничего такого особенного на слух. Актёрскую игру оценить сложно, ведь перед нами азиаты, хотя персонажи выглядят натурально. "Шальная морда" и правда создаёт впечатление полного соответствия своей кличке. Актёр, сыгравший Чэна, отлично постарался, неплохо передал эмоции, этому персонажу симпатизируешь и он вызывает уважение. Остальные персонажи плюс-минус выглядят не скучно, не нелепо, но и выдающейся актёрской игры не демонстрируют.

В фильме можно высмотреть множество деталей, заметить что-то. Тут уже всё зависит от чуткости и проницательности самого зрителя. Во время некоторых сцен и кадров, немногочисленных реплик, будет о чём задуматься.

 

В "Kaili Blues" (Пикнике на обочине) хорошо передана и показана нищета провинций. В реальной жизни чаще всего нам показывают кадры из Шанхая, или каких-то других современных китайских городов, где сплошные небоскрёбы, развитая инфраструктура и архитектура. Всё это восхищает, но что там дальше, за пределами этих богатых городов? Возможно такая же нищета, как в провинциях многих стран. Я отчасти удивлён, что фильм "Kaili Blues" (Пикник на обочине) вообще выпустили, ведь обычно "партия" не любит, когда страну показывают в невыгодном свете, показывают не благополучие и богатство, а бедность. В фильме нет намёков на пошлость, но многое из увиденного может заставить задуматься. А ещё после просмотра очень не хочется жить в Китае. Нет, и до просмотра не мечтал о подобном, но после просмотра ещё больше не хочется.

В общем, фильм словно дипломная работа выпускника режиссёрского университета, и на мой взгляд эта работа выполненная на отлично. Но именно как фильм - не хватает большей проработки сюжета, более внятной развязки, развития, диалогов, да и сама история не представляет из себя что-то особенное. Завлекают и удерживают перед экраном именно кадры и визуальная составляющая, пейзажи Китая. Всё остальное тут вторично, хотя сама история под стать атмосфере кадров. Неплохой фильм, что-то в нём просто на "Отлично", а что-то на гораздо меньшую оценку. К просмотру определённо рекомендую, но впечатлит данный фильм не каждого зрителя, это стоит учитывать.

Очень часто демонстрируют этот кадр с мотоциклом в отзывах или аннотациях к фильму. Ну чем я хуже?

Достоинства
  • Атмосферные места, виды, декорации
  • Возможность полюбоваться Китаем вне пропаганды
  • Простая и отчасти жизненная история
  • Хорошая режиссёрская работа: ракурсы, кадры
Недостатки
  • История выглядит не законченной.
  • Китайская музыка (во всех смыслах)
  • Не лучший для восприятия стиль повествования
  • Это больше дебют режиссёра, чем фильм
LordAlastorрекомендует
Читать все отзывы 1
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Смотрите также