Пол Верховен с годами не становится моложе, главные героини его новых фильмов тоже начали стареть. Но возраст не мешает им однако по-прежнему находиться в центре внимания. Мишель из фильма «Она» в ее более чем зрелом возрасте удается оставаться самой желанной женщиной своего круга и микрорайона.
Почему все хотят Мишель? Она далеко не самая красивая и обаятельная, и как уже сказано, возраст у нее 50+. Безусловно, у Мишель есть свой пикантный стиль и некая изюминка, которую тщательно разрабатывает на экране Изабель Юппер, возможно ее притягательность связана с затейливой наследственностью, ведь родители Мишель – нимфоманка и кровавый убийца.
Но мне кажется, секрет ее обаяния немного проще, все дело в том, что она – стерва, точнее регулярно совершает стервозные поступки. Т.е. такие поступки, за которые окружающим хочется ее и поцеловать, и ударить. Вокруг Мишень оказываются и те, кто хочет ее поцеловать, и те, кто стремится ее ударить, именно поэтому она столь популярна.
Как я уже сказал, Мишель – не настоящая стерва, точнее, она стерва, но далеко не всегда. Может быть в своей неизвестной зрителю молодости она и была такой, но с возрастом интервал между ее вызывающими амбивалентную реакцию действиями возрастает, именно поэтому ее окружают те, кому и хватает и этих непостоянных и не слишком интенсивных провокаций. В фильме создана целая галерея маменьких сынков, инфантильных мужчин других типов, подкаблучников, взрослых детей. В лучшем случае мужчина из окружения Мишель просто озабочен.
Чего же хочет сама Мишель, которую все хотят? Не трудно догадаться, что она хочет именно тех действий, к совершению которых она временами провоцирует окружающих. Она, возможно неосознанно, ждет от окружающих той же амбивалентности, хочет одновременных проявлений грубости и ласки.
Если бы Верховен снимал фильм «Она» в Голливуде, то ему бы хватило приближающейся к извращению оригинальности женского желания своей героини для сюжета фильма. Но он снимает кино в стране Лакана, на континенте Фрейда, поэтому на заднем плане разворачивается несколько мрачных загадочных треугольников. Каждый из которых может на годы обеспечить работой десятки психоаналитиков: Сын – мать – любовник (насильник) матери, сын – мать – доминирующая невестка, лучшие подруги и муж одной из них, мать – дочь – и отсутствующий по казенным причинам отец и т.п.
Мне в фильме не хватило динамики характера главной героини. Готов поверить авторам, что она сейчас такая, как они показали, но хотелось бы заглянуть в историю формирования ее стервозности. Но вместо одного кровавого события, авторы не сообщают о ней практически ничего. Хотя совершенно не верится, что такой сложный характер мог сложиться только за счет тщетных попыток психики проработать всего одно яркое воспоминание.