Мультфильму полвека уже, и мне столько же. Сколько я себя помню, он всегда был где-то рядом, прямо как та истина. Когда-то "Щелкунчика" в моей жизни было много, это, само собой, в детстве. Тогда его можно было смотреть только по телевизору, по расписанию, но показывали довольно часто. Новогодняя же программа вообще никогда не обходилась без этого мультфильма. Поэтому, год за годом, мультфильм превратился, и для меня тоже, в один из главных символов Нового Года.
Когда я немного из детского возраста вышел, "Щелкунчика" в моей жизни стало меньше, конечно. Были даже времена, когда он вообще исчезал на годы, и даже десятилетия. Я просто о нём забывал, а когда что-то напоминало, то думал, наверное, что с меня хватит "всякого старья", пора всё-таки новое осваивать - вон его сколько, чего на прошлом зацикливаться?
Нового я, конечно, "наосваивал" море, но оказалось, что не всё так просто: мол, оставляю прошлое в прошлом, всегда берусь за что-то новое, а прошлое пусть там и остаётся. Чего на него оглядываться? И вот, когда молодость моя немного пообтрепалась, я начал потихоньку осознавать, что меня это "чего-то новое" начинает немного раздражать и даже слегка подбешивать.
Это я, в своё время, начитался всяких интернет-тренингов, типа: ⦁ "чтобы стать "успешным", нужно оставить прошлое в прошлом", ⦁ "ПРОШЛОе - ПРОШЛО", ⦁ "никогда не оглядываться" ⦁ и т. д.
Позже я понял, что мне как-то не особо хочется стать "успешным", мне хочется просто жить жизнью, которая нравится мне. ⦁ жить без всяких манипуляций "успешным успехом"; ⦁ без гонок; ⦁ без ненужного мне постоянного с кем-то общения, и ещё много без чего, что положено делать "успешным".
Я вообще решил послать всё к чёрту, стать отшельником, и уехать к чёрту на кулички. Вообще-то, отшельником мне быть не привыкать, всё-таки у меня долгая жизнь за плечами. Просто так получилось, что я всё-таки решил не просто оглянуться назад, а конкретно туда вернуться. Вернуться к тому же "Щелкунчику", а ещё, например, к "Чёрному Кофе", и вообще ко многому, и многому, и многому. Все эти "выходы из зоны комфорта" мне жутко надоели, и я решил: а нафига мне всё это надо, уж лучше я буду жить в своей персональной зоне комфорта, и пусть она будет хоть целиком состоять из прошлого. Так что, для меня теперь ПРОШЛОе не ПРОШЛО.
"Щелкунчик" и "Чёрный Кофе" я взял в качестве символов моего прошлого. Нафига мне от этого "прошлого" отказываться, если, как оказалось, там находятся мои "маленькие радости" и "большие удовольствия". Я, например, заметил, что наиболее сильный фриссон я испытываю от произведений из моего прошлого. Да, да, и "Щелкунчик" мне тоже дарит фриссон. И именно мультфильм, конкретно Чайковский в наушниках так не действует.
Само собой, тут я уверен, что если бы я всё детство не смотрел этот мультфильм, ничего бы подобного не было бы. Тут многое накладывается друг на друга, и получается такой эффект, а эффект, конечно, потрясающий. Я имею ввиду фриссон. Некоторое из того, что "накладывается друг на друга": ⦁ воспоминания; ⦁ ностальгия; ⦁ сцены из мультфильма, которые я понимаю по-своему; ⦁ музыка, она подчёркивает сцены, и попадает прямо в сердце.
Всё это вкупе создаёт, как оказалось, нужную моему сознанию картину. Это,конечно, не означает, что если я буду без конца смотреть одного "Щелкунчика", то и эффект будет тоже бесконечным. Само собой, "на третий раз" все мои, нужные для этого рецепторы "забьются", и станет глухо и даже кисло. Это естественно. Должно пройти пару месяцев, мне нужно насмотреться и наслушаться чего-нибудь разного (и нового тоже), опять же отзывы пописать разные старо-новые фильмы-мультфильмы. "Щелкунчика" же я должен хоть немного, но "выветрить" из головы. Хотя бы до момента, когда Чайковский перестанет в голове звучать 🙄
Вернусь к детству и символизму. "Щелкунчик" для меня, вообще, очень символичен. Теперь, оглядываясь назад, я могу смело его назвать одним из главных символов своего детства. Сейчас мне кажется, что этот мультфильм был всегда. Я, конечно не смогу сказать наверняка, в каком именно возрасте я начал в "Щелкунчике" хоть что-то понимать. Показывать же мне его начали, когда я ещё совершенно ничего не понимал вообще, в силу малолетства. Просто видел на экране какие-то картинки и игрушки.
Сейчас я настойчиво пытаюсь вспомнить, что же было первым, что меня впечатлило, когда я начал приходить в более-менее осознанный возраст. Тут два варианта: сам щелкунчик-игрушка и трёхголовые крысы. Наверное, всё-таки трёхголовая крыса, в сцене, когда она шпагу сгрызла. Я с другими постановками Щелкунчика, и оригинальной сказкой, не знаком, но что-то слышал о крысином короле. В мультфильме же показана крыса-королева, так как платье на ней всё же женское.
Игрушка-щелкунчик меня также впечатлила в детстве. Это было что-то необычное, я таких игрушек раньше не видел. Я помню, что открыв рот смотрел на эти зубищи. Особенно, когда маленький принц превращался. Там всё с зубов и началось.
Со временем я, конечно, начал понимать и смысл сказки. Например, мне нравилось это противостояние двух армий, и что наши победили. Есть в мультфильме и сцены, которые я и в детстве отмечал отдельно. Например, ту сцену, когда король всё-таки проявил гостеприимство, хотя гостья была непрошенная, и вторглась довольно вероломно. И эта непрошенная гостья, после того, как все её поприветствовали, начала вытворять всякие непотребства. Например, пугать женщин. А после, вообще, этого крысёныша долбанутого выпустила, из-за которого, как мне тогда казалось, и случился тот коллапс.
Уже будучи во взрослом возрасте, я сообразил, что, в сущности, это не из-за крысёныша всё так сложилось, а конкретно из-за его мамаши. Такое воспитание, такое потакание, такие установки. И потом, эта сцена с конфетой. В общем, мамаша спецом своего крысёныша выпустила, чтобы "нарваться на драку". Она же прекрасно зала, что "её маленького обидят", и будет реальный повод применить боевую магию. А как тут "маленького не обидеть", когда тот на глазах сына к его маме пристаёт. Мама - это святое.
Удивительные вещи начали происходить. когда я естественным образом очутился в подростковом возрасте, и закономерно в первый раз по-настоящему влюбился. В плане технологий тогда ещё ничего нового не появилось, всё было по-прежнему: телевидение и программа передач. А "Щелкунчик" я уже смотрел другими глазами. На первое место вышла любовная линия. Мультфильм тогда сделался для меня прекрасным, но никаких фриссонов именно от погружения в "Щелкунчик" ещё не было. Если бы я тогда узнал, что от мультфильма у меня будут мурашки, как, например, от того же "Чёрного Кофе" или "Midnatsol", я бы очень-очень сильно удивился.
О музыке из мультфильма нужно обязательно сказать отдельно, так как это что-то просто невообразимо красивое. Это настоящее волшебство, которое можно почувствовать, к которому можно прикоснуться всем своим существом. Кажется, что от этих звуков трепещет душа. Всё верно говорят критики этого мультфильма - без музыки это была бы просто рисованная история, может даже занятная, но ничего волшебного в ней бы не было.
По-настоящему всю прелесть этого мультфильма я начал ощущать не так уж и давно. Это произошло после того, как я всерьёз увлёкся прослушиванием классической музыки. В детстве и в подростковом возрасте, да и много позже, я на музыку в мультфильме внимания особо-то и не обращал. Она вообще была чем-то вроде обыденности, так как казалось, что я знаком с этими мелодиями с самого рождения. Да, звучание было вроде симпатичным, но чтобы чувствовать эту музыку душой, и уж тем более получать эмоциональные всплески вроде фриссона, такого, конечно же, не было.
Конечно, мультфильм "Щелкунчик" - это не только музыка из одноимённого балета Петра Чайковского. Там есть и:
1. «Русский танец» из балета "Лебединое озеро"(сцена, когда главная героиня танцует с метлой);
2. «Тема Ротбарта» из балета «Лебединое озеро» (Щелкунчик спасает главную героиню от крыс-солдат, они на игрушечном коне "скачут" по новогодней ёлке), там коротко совсем.
3. Увертюра и «тема злой феи Карабос» из балета «Спящая красавица» (1: крысиная королева сгрызла шпагу короля, 2: война игрушек, когда, например, Щелкунчика толпа крыс-солдат пытаются связать серпантином).
Вообще, с этими "другими" композициями в интернете сплошная путаница, да и списка музыки я не нашёл, а тайм-кодов и подавно. Люди указывают то, чего нет, а что присутствует, они путают местами. Например, один популярный сайт указывает, что темы колдуньи Карабос из балета "Спящая красавица" звучит в месте, где крысиная королева появляется на дне рождения маленького принца. На самом же деле в этом месте звучит "Чай" (китайский танец).
Я сейчас попытаюсь привести весь список композиций, которые есть именно в мультфильме "Щелкунчик" 1973, и попытаюсь сделать тайм коды или временные метки. Я не являюсь особым знатоком творчества композитора Чайковского, с меня достаточно того, что это просто красивая музыка. Хотя, "красивая музыка" - это очень скромно. Я бы всё-таки назвал эту музыка чудесной, волшебной и прекрасной:
⦁ "Увертюра" из балета "Щелкунчик" (самое-самое начало мультфильма). 00:00 - 01:30 ⦁ Отрывок финальной части из "Русского танца" балет Лебединое озеро. 01:30 - 02.30 ⦁ «Русский танец» из балета "Лебединое озеро"(сцена, когда главная героиня танцует с метлой). 02:30 - 05:20 ⦁ "Кода" из балета "Щелкунчик". 05:25 - 05:40 ⦁ "Фея Драже и принц Оршанд" из балета "Щелкунчик". 05:40 - 06:28 ⦁ "Марш" из балета "Щелкунчик". 06:28 - 07:00 ⦁ "Чай" (китайский танец) из балета "Щелкунчик". 07:19 - 08:14 ⦁ Увертюра и «тема злой феи Карабос» из «Спящей красавицы». 08:14 - 10:45 ⦁ отрывок "Фея Драже и принц Оршанд" из балета "Щелкунчик". 10:45 - 12:09 ⦁ "Кода" из балета "Щелкунчик". 12:09 - 12:45 ⦁ "Чай" (китайский танец) из балета "Щелкунчик". 12:45 - 13:36 ⦁ Увертюра и «тема злой феи Карабос» из «Спящей красавицы». 13:36 - 16:07 ⦁ «Тема Ротбарта» из балета «Лебединое озеро». 16:34 - 16:52 ⦁ Увертюра и «тема злой феи Карабос» из «Спящей красавицы». 16:54 - 17:54 (18:40) ⦁ "Фея Драже и принц Оршанд" из балета "Щелкунчик". 18:40 - 20:07 ⦁ "Танец феи Драже" из балета "Щелкунчик". 20:07 - 21:30 ⦁ "Вальс цветов" из балета "Щелкунчик" . 21:30 - 24:45
Тут ещё такое дело: бывает, что композиции накладываются одна на другую, на переходах встречаются отрывки и т. д. Всё это сделано для более яркого визуального эффекта. У авторов мультфильма замечательно получилось собрать всё воедино. Отличной идеей было собрать воедино все три балета: один - основной, и два - вспомогательные. Одним "Щелкунчиком" вряд ли получилось бы так умопомрачительно всё оформить.
*** В общем, что тут ещё говорить? Это необыкновенный мультфильм. Когда появился в моей жизни Интернет, я был уверен, что ни минуты своей жизни я не потрачу на пересмотр каких-то вещей из прошлого. Впереди ведь был целый океан новизны. Какой уж тут "Щелкунчик"?
Поначалу так и было: я смотрел, слушал, старался понять, вникнуть, я даже что-то читал. Постепенно же, мне всё это надоело и оказалось ненужным. Взять, например, рэп музыку. Понятно, что это как-то уже не особо новое, но когда-то для меня это было супер-новьё. И я когда-то это "новьё" силился понять, но нифига не вышло. Моё естество принимать такое отказывается.
Рэп - это только пример. Есть ещё много всего: тик-токи, дурацкие "приколы", блогеры, учителя жизни, пикаперы, мд-шники, качки, вк-группы, телеграмм каналы, успешные успехи, тренинги, фитнесы, сверхъестественное, потустороннее, непознанное, есть зарабатывальщики куч денег, и многое, многое другое.
Пусть мир идёт вперёд! Попутного ветра! А с меня новизны достаточно. Я предпочитаю оставаться в своей тихой гавани, в своей зоне комфорта. И пусть хоть вся моя жизнь будет целиком будет состоять из прошлого. Это и мультфильма касается: главная героиня мне гораздо больше нравилась в своём первоначальном обличии, а Щелкунчик так вообще симпатяга и душа всего мультфильма.
Вчера ходила на балет. А сегодня узнала про мультфильм. Посмотрю обязательно. Вы очень подробно и толково расписали музыкальное сопровождение. Отдельное спасибо за это!