Крайне не рекомендую смотреть эту лживую халтуру, которую Голливуд снял под видом байопика о великом английском писателе. И понять не могу, то ли это вредительство, то ли просто откровенная глупость - американцы всё же по своему менталитету страшатся и не понимают глубины, поэтому имеют тенденцию всё упрощать и делать плоским. Так, из гениального мистика, который неоднократно признавал, что вселенная Властелина колец ему не принадлежит - в том смысле, что он был посредником между двумя параллельными мирами и всю свою жизнь отдал на то, чтобы воссоздать этот второй мир, ему явленный во снах - так вот, из человека уровня Гэндальфа в фильме сделали скулящего и периодически падающего в обморок Фродо, а на случай, если зритель тупой, в пару поставили некоего солдатика по имени Сэм, вытаскивающего несмышленыша Роналда из передряг. А если мы все же не догадались, то вот нам ещё и шрифт названия такой же, как во Властелине колец (кстати что там насчёт плагиата, м?)
Понятно, что Толкин писал об этом метафорически (хотя кто знает). Ведь в его жизни и в истории создания Властелина Колец было много поистине мистических моментов, которые невозможно объяснить с точки зрения здравого смысла - кому интересно, погуглите избранные отрывки из писем Толкина, офигеете. Там например ему самому, его отцу и его сыну Кристоферу снился один и тот же сон, причём о схожести сна - огромной волне, в которой погибает древний величественный город - они узнали нечаянно. Ну он его и вставил в качестве сна Фарамира о Нуминоре – и в Сильмариллион конечно же
Семья Дж. Р. Р. Толкина раскритиковала готовящийся к выходу фильм «Толкин», рассказывающий о жизни писателя и создании «Властелина колец». Родственники заявили, что не поддерживают проект и не одобряют содержимое картины. Наследники писателя также подчеркнули, что не принимали участия в создании ленты.
Но режиссёру картины виднее. Видимо, он лучше знает, каким был Мастер Фродо (ой, простите, Толкин)
Аннотация фильма, слава богу, заранее предупреждает нас о том бреде, который будет твориться на экране:
В «Толкине» элементы «Хоббита» и «Властелина колец» смешаны с реальной историей. Картина рассказывает о молодом писателе, который долгое время был изгоем и искал утешения в вымышленных мирах. Лента затронет участие Толкина в Первой мировой и покажет, как ужасные события тех лет изменили его и одновременно вдохновили создать собственный мир, населенный гномами, орками, эльфами и хоббитами.
То есть не надо быть толкиенистом и знать биографию писателя - достаточно прочитать вот это "смешаны с реальной историей". Забавно, что все те детали биографии, которые не уложились в концепцию "бедного сиротки, которого все обижали и от того он всё и придумал", режиссёром попросту игнорируются, не сказать жёстче - перевираются. Может он Гарри Поттера пересмотрел?
Автор книги «Толкин и Великая война» Джон Гарт писал по поводу этого фильма следующее:
Как биограф, чувствую, в будущем я еще долго буду исправлять новые заблуждения, появившиеся из-за картины.
Уж да уж… Знаете, а ведь об этом ещё в Сильмариллионе написано - когда Эру, создатель всего, вместе с айнурами создавал великую песнь, из которой впоследствии появился мир, некий товарищ по имени Мелькор намеренно внёс разлад в божественную мелодию, посчитав, что знает лучше её создателя, как она должна звучать. Ничем хорошим это, кстати, не кончилось - появились всякие Сауроны, назгулы и прочие нелециприятные орки. Если режиссёру картины Доме Карукоски приятны ассоциации с подобным, то это, безусловно, его право. Но вас от просмотра орочьего примитивного бреда я бы хотела предостеречь.
Общая информация о фильме
Год производства 2019, США
Жанр - драма, мелодрама, военный, биография
«A Life of Love, Courage, and Fellowship» угу, знакомое слово нашли... Реально, слоган не из этого фильма точно.
Режиссер - Доме Карукоски. Вот не пойму, каким образом абсолютно никакому режиссёру и такому же никакущему актёру, которого никто за пределами Финляндии и знать не знает, доверили снимать голливудский фильм с нехилым таким бюджетом? Что это? Идиотизм? Безответственность? Надо было деньги отмыть? Не понимаю. Ну и о том, что это был сокрушительный провал, говорит хотя бы тот факт, что с 2019 года этот Доме больше нигде не принял участие - убогий сериал "Чудовище должно умереть» можно даже не считать, там рейтинг 6,2
Сценарий - Дэвид Глисон, Стивен Бересфорд - этих прекрасных господ тоже никто не знает, как и очередного ноунейм финна-оператора...
Композитор Томас Ньюман - а вот композитор фильму достался отличный. Он написал музыку к таким фильмам, как
'Знакомьтесь, Джо Блэк', 'Зелёная Миля', 'Скайфолл', 'Красота по-Американски', 'Побег из Шоушенка', 'Пассажиры', 'Народ против Ларри Флинта'
И, честно говоря, это всё ради чего я готова была бы поставить две звезды вместо заслуженной одной - но знаете, музыку можно и без кинА послушать, ничего не потеряете.
В ролях Лили Коллинз и Николас Холт, играют хорошо в рамках поставленных режиссёром задач, но вот попадания в образы нет совершенно. Если бы это был фильм по мотивам Первой мировой войны и юношеской влюблённости и дружбы, то без вопросов. А так - на экране всё что угодно, но не Эстер и не Роналд.
Не соответствие актёров воплощаемым персонажам
Единственные, кто реально хорошо вышли в плане попадания в образы - это Толкин и друзья в детстве. В остальном же - полный провал.
Что нужно понимать о Толкине даже в его молодые годы - он стал одним из самых молодых профессоров Оксфорда (в 34 года), его познания в мифологии и языках были огромны, он с детства в виде хобби создавал новые языки, а писать и читать умел уже в четыре года. В Оксфорде имел огромное количество почитателей и друзей, и, несмотря на то, что рано осиротел, получил блестящее образование и воспитание. Кроме того, он обладал таким даром убеждения, что сумел своего друга Льюиса, атеиста, обратить к Богу.
Что мы имеем на экране 90% времени? Беспомощно открытый рот и полное «отсутствие присутствия» интеллекта Николаса Холта, единственное сходство с Роналдом у которого - высокий рост и тёмные волосы. При том что актёр-то классный, талантливый и уж конечно с умом - но как велели сыграть, так и сыграл. Вот уж бы Толкин угорнул с этого бедолаги, если бы увидел.
Что же касается Эстер Толкин - она была старше своего мужа на три года, и смогла выйти за него замуж только когда ей было 27, а ему 24. Они любили друг друга всю свою жизнь, несмотря на то, что в юности им запретили даже переписываться и она, ничего не зная о нём на протяжении трёх лет и думая, что он её давно забыл, чуть было не вышла замуж за другого - но ради Роналда отказала жениху и сменила вероисповедание - из англиканской церкви перешла в католическую, что на тот момент было страшным скандалом.
Именно она - та самая Лютиэн, чей образ потом повторился в Арвен - сияющие серые глаза, белая кожа и тёмные волосы. И сам Толкин так её и звал, а себя называл Береном.
Эстер была крайне застенчива и за всю свою жизнь имела только одну подругу - жену Льюиса и уж конечно никакие скандалы и качания прав она не закатывала, и никакой суфражисткой не была - она боготворила мужа и была скромной британской леди.
И опять же, лично мне очень симпатична Лили Коллинз, но какая из неё Лютиэн или Арвен?..
И кроме того, я всё понимаю, повесточка и всё прочее, но пытаться показать, что идею с Властелином Колец подала мужу именно Эстер - бред сивой кобылы. Хотя нет, в фильме прямым текстом говорится, что этому ещё и мама героя поспособствовала - мол, рассказывала кельтские и скандинавские легенды, а потом Толкин сходил на войну, надышался газов, травмировался и начал везде видеть орков и драконов. То есть это мама, жена и Первая мировая вдохновили. Одни дамы кругом.
Как всё просто получается у некоторых финско-голливудских режиссёров... Ррраз - и огромный столп жанра фэнтези ставится сам собой из юношеских травм и удачной женитьбы.
Что всё же хорошо в этом недофильме
Ну, помимо роскошной музыки. Однозначно удалось передать дух старой доброй Англии, не без ляпов конечно - малолетних юнцов сроду бы не пустили в чайный салон, как и юную леди никуда бы не выпустили без шляпки и компаньонки, и уж конечно главным героям не удалось бы так романтично держаться за руки в общественном месте - девушку бы сразу же отправили в исправительный дом, не забываем, это начало XX века, Георгианская эпоха. Хотя картинка получилась, без сомнения, красивая.
Из воспоминаний самой Эстер и Роналда - они общались, сидя на подоконниках, каждый в своей комнате, и это был максимум вольностей, которые они тогда могли себе позволить, при том что воспитывались в одном пансионе.
Тем не менее картинка хороша, декорации и костюмы тоже. Наглядно сравнивается очарование сельской местности, где жили Роналд, его брат и их мама, и ужас промышленного Бирмингема, куда им пришлось переехать после смерти отца - и где вскоре умерла мать. Правда, меня всё же несколько раздражает то, как нарочито нам показывают аналогии с Мордором.
Работа оператора и художника выше всяких похвал, глаз реально радуется как на съёмки природы, так и на раскадровку боевых сцен и переходы от них к воспоминаниям. Но к сожалению, помимо этой внешней красоты остаётся ощущение, что фильм - экранизация отрывка из Википедии, в нём нет ни идеи, ни какого-либо развития персонажей, кроме того, всё настолько густо намешано с флешбеками и отсылками к фильмам, что Назгул ногу сломит.
Подведем итоги
В фильме опошляется и упрощается все наследие Толкина, и вся его титаническая работа, которой он посвятил жизнь, показана максимально убого и примитивно. То ли это подспудная зависть к Великобритании, то ли общий недостаток образованности и культурного багажа, но что получилось, то получилось. Средненький рейтинг и то, что сборы в мире едва окупили расходы на съемки говорит о том, что так считает большинство из его зрителей. Фильм вышел средним и никакущим, таким же, как и его никому не известный режиссер. И ладно бы фильм просто перевирал факты, он еще и невероятно скучный.
Весь день читаю урывками, прямо увлеклась, познавательно. Титаническая работа над отзывом!
Считаю, автор столько сил потратил, чтобы написать легкое в чтении, но масштабное произведение, что он достоин уважения и внимания, которого в фильме похоже нет.