Опубликовано 29 Январь, 2025 - 14:14

Есть игры, которые не требуют долгих часов погружения, громоздкого сюжета или сложных механик. «Праздник» (The Feast) — как раз из таких. Её лаконичность, в сочетании с сильной философской нагрузкой, делает её ярким примером того, как видеоигры могут быть инструментом самовыражения и рефлексии. Мне, как ценительнице коротких, но насыщенных смыслом игр, она запала в душу.

О чём игра?

Итак, перед нами – интерактивная театральная постановка, действие которой разворачивается за праздничным столом. Но это не обычный праздник: в центре внимания оказывается нечто жуткое — труп, висящий над столом, который все присутствующие предпочитают игнорировать.

С самого начала атмосфера вызвала у меня тревогу. Сюжет разворачивается вокруг празднования, куда собрались родные и знакомые: мать, сосед, коллега, подруга, но присутствие трупа в комнате сразу же задаёт тон трагической и глубокой аллегории. Для меня это не только хоррор-интерпретация известной пословицы о слоне в комнате, но и явный комментарий на политическую и социальную ситуацию конца 2022 года, когда игра вышла, увы, остающуюся актуальной и по сегодняшний день...

 

Аллюзии и смысловые подтексты

Одна из сильных сторон «Праздника», как я считаю, — это её способность резонировать с современными проблемами, особенно в контексте событий, происходящих в мире на момент выхода игры. Я чувствовала не просто напряжение внутри семьи и среди гостей, но и символику молчания и нежелания обсуждать насущное. Это молчание подчёркивает ощущение безысходности, когда каждый старается делать вид, что ничего страшного не происходит, хотя ужас буквально витает в воздухе. К примеру, я увидела аллюзию на то, как люди предпочитают игнорировать проблемы, которые очевидны всем, но не обсуждаются в открытую. Увы, по понятным причинам...

Мне показалось интересным, как игра визуализирует это молчание: персонажи, несмотря на присутствие трупа, продолжают вести себя, как ни в чем не бывало. «Праздник» для меня – это метафора на коллективную слепоту и отрицание, которое сопровождает нас в периоды глубокого кризиса.

 

Картинка и звук — всё создаёт напряжение

Визуальный стиль игры я бы назвала минималистичным, но при этом он вызывал у меня сильные эмоции. В центре внимания — не количество деталей (геймплей не выходит за пределы этой маленькой гостиной), а атмосфера. Лица персонажей зачастую казались мне пустыми, что создавало ощущение отстранённости. Важную роль играет и освещение: яркий свет, заливающий комнату, но оставляющий всё вокруг во мраке, словно подчёркивает контраст между наигранным праздником и скрытым ужасом вокруг, который все стараются игнорировать.

Звуковое сопровождение игры идеально поддерживало её настроение. Саундтрек был приглушен, лишь изредка я слышала шёпоты, звуки тарелок и посуды, но основная музыкальная линия затихала на фоне напряженного молчания гостей. Это создавало нарастающее чувство тревоги и напряжённости.

 

Игровой процесс прост, но глубок

Игровой процесс в «Празднике» я бы назвала интерактивной новеллой с элементами point-and-click. Моя основная задача, как игрока, — взаимодействовать с окружением, осматривая детали, слушая диалоги и проникая в смысл происходящего. Весь процесс на одно прохождение занял у меня около получаса, но это время пролетело незаметно.

Глубина игры заключается не в сложных механиках, а в символизме. Каждое действие персонажей, каждый взгляд и диалог — это ключ к пониманию общей картины. Несмотря на то, что игра оставляет открытые вопросы и не даёт явных ответов, она побудила меня задуматься и не то чтобы пересмотреть, но скорее укрепить своё восприятие мира.

Кстати, в игре есть несколько концовок, каждое действие в игре заполняет ту или иную шкалу, приводя к финалу.

Можно присоединиться к родне и знакомым, "не доводить до греха", смириться, свыкнуться, подстроиться под общество и жить как все, не выражая свою позицию, а может и вовсе растоптать свои убеждения внутри себя. И, конечно, получить взамен "Одобрение":

Можно остаться верной здравому смыслу и своим принципам, возмутиться безумию сошедшего с ума окружения и устроить "Срыв праздника". Правда что это глобально изменит?.. Во всяком случае так можно остаться верной себе, а не это ли главное?

Ну и, конечно, не всё так порой радужно кончается. Если действовать слишком неосторожно и импульсивно, то можно вызвать "Подозрение" и закончить игру хоть и со своими убеждениями, но более трагично...

Благодаря нескольким концовкам, игру хочется перепроходить, наблюдая другие сюжеты, но, честно говоря, неторопливость геймплея немного раздражает при повторных прохождениях, потому что игра слишком однообразна. Тут начинаешь радоваться, что проходится она быстро.

 

Субъективный опыт

Лично для меня «Праздник» стал чем-то вроде философского этюда на тему коллективного молчания и отказа от правды, столь актуальный в наше время. Это хоррор, который пугает не скримерами или монстрами, а своей обыденностью. Его метафоры и подтексты заставили меня обдумать некоторые стороны жизни, включая то, как я отношусь к проблемам, которые окружают меня. А в "гостях" многие, я думаю, узнают кого-то из родных, знакомых, коллег... Сосед мне очень напомнил моего дядю, а подруга мою реальную давнюю подругу, вернее, уже бывшую подругу...

Игра очень короткая, но именно её сжатость и напряжённость делают её особенно впечатляющей. Сюжет подаётся дозировано, как в театре, что подчёркивает её стилистическую уникальность.

 

Итог: стоит ли играть?

Безусловно, да. Если вам нравится философское кино, игры с глубокой моральной и символической нагрузкой, как и мне, если вас корёжит от новостей последние несколько лет, «Праздник» — это то, что стоит попробовать. Она короткая, но её смысловая глубина и аллюзии на современность делают её запоминающимся опытом. Игра заставила меня задуматься о том, как я смотрю на мир и на проблемы, с которыми сталкиваюсь. Она не предлагает весёлого развлечения, а вызывает тревогу, но именно это делает её уникальной.

Игру можно сравнить с фильмами, которые любят на кинофестивалях: они не всем придутся по вкусу, но для тех, кто ценит необычные подходы к сюжету и атмосфере, она станет открытием.

Достоинства
  • Актуальная
  • Атмосфера
  • Бесплатная
  • Важный посыл
  • До боли жизненная
  • Жизненность
  • Находит отклик в сердце
  • Узнаваемые образы гостей
Недостатки
  • Не подойдёт любителям экшена
  • Ограниченный интерактив
  • Очень короткая
Mayechka3рекомендует
Читать все отзывы 1
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Смотрите также