В кино, к сожалению, не успела посмотреть этот фильм, посмотрела уже на youtub. И после стольких негативных отзывов под трейлером, ничего особенного не ждала. В основном, претензии были в том, что в фильме про Одессу нет Одессы - ни видов, ни знаменитого одесского колорита..
Кстати, за этим самым "колоритом" мы съездили прошлым летом в "жемчужину Черного моря" (и хлебнули его-таки с лихвой, что я подробно описала в этом отзыве ), поэтому я с полным правом могу теперь вставить и свои "5 копеек".Конечно, очень жаль, что Одессу в кадре в виде оперного театра, потемкинской лестницы и других знаковых символов мы не видим. Тогда бы критики замолчали, а зрители апплодировали, апплодировали... Но гениальный Тодоровский сделал так, что я все равно поверила!
Одесса, август 1970 года. Самая жара. Город забит курортниками. В гости к тестю с тёщей, Григорию Иосифовичу и Раисе Ировне Давыдовым, прилетают из Москвы их зять Борис, журналист-международник, и его восьмилетний сын Валерик. Но именно в день их прилета в Одессе объявляют холерный карантин, город закрывают. Так приехавший на пару дней московский зять погружается в мир, измененный серьезной опасностью. Вскроются семейные тайны, произойдут невероятные события и случится большая запретная любовь
Итак, в чем же в фильме Одесса:
- дворики-колодцы - старенькие, страшные (те самые, что вы могли видеть на Молдаванке в "Орле и Решке"). Я видела вживую, они существуют. И вот этот быт, когда живут "двором", это подтверждают все бывшие одесситы.
- рынок Привоз, пусть и ненастоящий. Весь колорит этого рынка в продавцах и ох общении с покупателями. А сколько тут видов рыбы!
-17 трамвай, который едет на "Золотой берег" почти вплотную к домам и сегодня.
- море с Лиманом (сцена, где герои Борис и Ира обмазываются лечебной грязью).
Учитывая, что сами местные предпочитают не купаться на центральных городских пляжах, а уезжают подальше, выбор Лимана выглядит очень даже правдоподобно.
Глава семейства Григорий Иосифович в исполнении Леонида Ярмольника выглядит вполне убедительно. (Кстати, мы уже видеи Ярмольника в образе еврея в "Стилягах", но там роль была очень короткой.)
Старый мудрый еврей, патриот, типичный мужик, который считает, что он решает все в семье, а на самом деле слушает жену. Это человек старых идеалов, которому больно от того, что материальное затмевает честь, долг и совесть.
Он говорит золотые слова Борису, убеждая отказаться от Иры, о том, что если кому-то нехорошо от твоих действий, то и тебе не будет хорошо.
"Ты думаешь, что сегодня можно. А завтра? Подумай, Боря, как ты будешь завтра?
И все это с характерным еврейским говором. Но молодежь давно ни во что не ставит такие нравоучения...
Борис (Евгений Цыганов) - человек, по воле случая оказавшийся на несколько дней с семьей жены, но ввиду неспокойной семейной ситуации предпочитающий отвлечься в другой компании.
Видно, что родня порядком надоела Борису, а значит, отношения внутри этой семьи, как и в любых других семьях, не такие гладкие, как хотелось бы.
Про самого Бориса знаем мы мало, кроме того, что он журналист и устраивает свою карьеру за счёт жены. Режиссёр намекает нам на его слабый характер, но прямо не говорит. Что выберет Борис - семью или новое увлечение, узнаем в конце фильма. (Цыганов, как обычно, играет роль немногословного, слегка пофигистичного человека, но в этом персонаже этот как раз выглядит уместно.)
Иру (увлечение Бориса) очень органично сыграла 15-летняя актриса Вероника Устимова. Ее персонаж в фильме не выделается особо ничем, кроме молодости и непосредственности, но эта девочка на самом деле уже знает жизнь и не питает иллюзий, поэтому просто наслаждается моментом и недолгой свободой.
У нее также какой-то украинский говор, который придает простоватости и в то же время располагает к себе. Скорей всего, Ира вырастет красоткой, будет крутить мужиками и быстро выскочит замуж за первого, кто позовет, чтобы уйти от отца и деда-инвалида и жить, наконец, своей жизнью...
Евгения Брик - украшение этого фильма. Ее героиня Мира яркая, амбициозная, с еще не уставшими глазами, желающая что-то изменить и вырваться из обычной жизни и нищеты... Конечно, ее муж не ей под стать (как это часто и бывает), но не буду спойлерить. Одно но: она совсем не похожа на еврейку. Ну ничем. Или я плохо разбираюсь в евреях, или она непонятно как прибилась к этой семье. Но играет хорошо.
Думаю, разгадка в том, что Евгения жена режиссера. Как призналась актриса в одном из интервью, она ходит на кастинги к своему мужу как и все другие актрисы, но я не верю. Так что, вполне логично, что в фильме нашлась роль и для нее.
Ксения Раппопорт в привычной роли серой мыши смотрится органично, страдающую женщину ей играть не в первой. Но чего-то не хватило мне, чтобы жалеть ее Лору, вторую дочь Григория Иосифовича. Даже ее русский муж-алкоголик (до сих пор "подающий надежды" композитор) и то вызывает меньше раздражения. Но ее персонаж и должен вызывать такие эмоции (не буду спойлерить, в конце фильма все поймете), так что сыграла актриса хорошо!
Аллочка - третья дочь, которой даже нет в кадре, и каждый может додумать ее образ со слов сестер и исходя из своего воображения. Из развития событий понятно лишь, что она устроена лучше других, потому что умеет добиваться своего.
Ирина Розанова - бриллиант этого фильма! Я не могу припомнить столь же запоминающуюся ее роль (разве что шикарный образ дамы с декольте в "Интердевочке", но лишь образ). Вот ей веришь, что она еврейка )))
Мама семейства, которую весь фильм видишь только молча за готовкой, но которая в нужный момент открывает рот и решает все! Именно такой я и представляю еврейскую женщину.
И, наконец, Валера - маленький мальчик, который приехал к бабушке с дедушкой из Москвы. А здесь все по-настоящему, не так как дома! Здесь взрывают бутылки, ездят на море, кидаются грязью (видимо, дома так нельзя).
Вы заметили, что все взрослые разборки в фильме проходят без присутствия мальчика? Таким образом, у него остаются только светлые воспоминания об этом городе, об Ире...
Мне кажется, Тодоровский снял кино о своем городе детства, а для недогадливых даже назвал героя своим именем, чтобы критики отстали и поняли, что кино "атмосферное", а значит, не нужно скрупулезно анализировать сюжет... это всего лишь срез времени, запечатленный на пленку кусочек жизни прошлых лет.
А атмосфера 70-ых передана в фильме мастерски! Обстановка, быт, костюмы героев (вплоть до нижнего белья мужчин) и прочие приметы времени.
Мини-платья, квас из бочки, танцы под ВИА "Самоцветы". А вспомните внешний вид богатой женщины на корабле - вылитая Бриджит Бардо (да еще и мечтающая о Жераре Филиппе, секс-символе того времени).
Мне кажется, Тодоровский мастер передавать дух времени (вспомните "Стиляг" и "Оттепель") и делать это красиво. Но, несмотря на красивый антураж и местами легкий романтичный сюжет, фильм поднимает серьезные вопросы о взаимоотношениях между супругами, родителями и детьми, о любви к Родине, о моральном выборе и разнице между любовью и потреблением...
Это совсем не "кино под попкорн", и Одесса служит лишь фоном для того, чтобы задать эти "вечные вопросы". А еще раскрыть персонажи, волей случая оказавшиеся под одной крышей, отчего "крыша едет" у каждого (но поступают все при этом по-разному). Жанр фильма указан как драма, и это не драма только героя Цыганова, а каждого из них....
А тот, кто пишет про "ужасный фильм", тот просто далек от серьезного кино. Вам стоит пойти и, как говорится, "поработать над своим внутренним содержанием". Или ходить на фильмы типа Героя с вездесущим Петровым...
Спасибо за внимание!
---
ОТЗЫВЫ НА ДРУГИЕ ФИЛЬМЫ