Фильм "Костюмер" для меня - редчайший драгоценный камень в океане прочих. Тесно, с самого рождения, связанная с театром и с искусством театра, я беспрестанно восхищаюсь этим фильмом каждый раз, пересматривая его. Об этом фильме известно не такому уж большому количеству людей, и мне хотелось бы поделиться некоторыми мыслями о нём с теми, кому интересны судьба искусства, судьба творческих людей, сущность актёрского ремесла и мастерства, закулисной театральной жизни, кому интересны судьбы актёров и людей, находящихся рядом с ними.
Прежде, некоторые сведения
Жанр: драма
Режиссёр: Питер Йетс
Год: 1983
Страна: Великобритания
Язык: Английский
Продюсер: Рональд Харвуд (по чьей пьесе снята экранизация), Питер Йетс, Найджел Уолл
В главных ролях: Том Кортни, Альберт Финни
Продолжительность фильма: 118 минут.
Сюжет
Действие разворачивается во время Второй Мировой Войны, в Англии. Бомбёжки, обстрелы, большая часть молодых людей исполняет воинскую службу. Передвижной театр гастролирует с репертуаром спектаклей по произведениям Уильяма Шекспира. В сопровождении труппы и верного и исполнительного слуги-костюмера Нормана глава театра, называемый "Сэром", играет главные роли. Кто он, и кто его слуга? Какова закулисная жизнь театра? Чем жертвует актёр и насколько велика его любовь? Насколько велика самоотверженность того, кто находится рядом с ним? И кто герой? И есть ли он?
Сэр
(играет Альберт Финни)
"Святой монстр", безжалостный эгоист, "безумный и самоотверженный гений"? Прежде всего он - хозяин театра, которого называют "Сэр" (в пьесе - Сэр Джон), а его жену - "Её Светлость", "Миледи". Несколько десятков лет он отдал служению театральному искусству - играл на сцене и получал благодарности, овации, восторженные эмоции от поклонников его таланта. Кто он? Актёр на сцене и в жизни. Актёр, доведённый до изнеможения гастролями, безумием, неполноценностью труппы. Король с верными подданными. Отелло. Ричард III. Король Лир.
Я ухожу отсюда! Я ни на миг тут больше не останусь! Я окружён гадюками, предательством со всех сторон! Повержен я! Жизнь из меня по капле утекает! Как тяжек этот груз! ... Я больше не могу! Мне больше нечего отдать! Я жажду тихой старости, я прожил жизнь! Я не хочу и дальше добывать насущный хлеб, рядясь в одежды других людей. Моя работа - жизнь! Да, я актёр, всем наплевать, что, выходя на сцену, я жизнь себе укорочу!
Критиков? Ненавидеть критиков? У меня к ним только сострадание. Как можно ненавидеть увечных, умом убогих мертвецов?
Рабство, проклятое рабство. Я ничего не оставлю.. Надеюсь, Шекспир сегодня был доволен.
Он страдает. От своей жизни, войны, болезни, от осознания того, кто он в театре и кто он без него. Он безумен. Кто он без Нормана? Кому он действительно нужен? Любит ли его кто-нибудь так же, как Норман или Мэдж?
Он срывается с больничной койки, он приходит в театр и надевает парик Короля Лира. Он воплощает самоотверженное безумие, с которым готов выступать на сцене. На сцене, где обретает покой и страсть.
Позвольте заметить, сэр. Вы ведь не зря сбежали из больницы. Пришли сюда и сидели как Ниоба перед тем, как её превратили в камень. Так сделайте же над собой усилие!
(так говорит ему Норман)
Грим - лучший лекарь.
-Хочешь быть актрисой? -Да. -Со всею страстью? -Да. -Будь готова пожертвовать и тем, что называют жизнью.
Мы, скромные актёры, стараемся бороться, как солдаты, на стороне добра в великой битве. Нас воодушевляет одно желание - стараться донести слова великого поэта-драматурга в каждый уголок нашей любимой Родины.
Норман
(играет Том Кортни)
Горячо любимый мной Норман...Костюмер, и главное действующее лицо.
Я несчастен не был! Ну может ночью иногда, или под Рождество, когда вы были без работы! Но никогда в стенах театра! Никогда! Возможно жалок, а неблагодарен - нет! В заботах о вас, как говорится, я был счастливее вельможи! Здесь красота, весна и лето! И даже боль переносима... И я не одинок здесь, нет. Ведь мы сегодня вместе проливали кровь. Я мягок, да, чувствителен, природа такова... легко раним, но это - добродетель. Я здесь не ради самого себя, меня никто не обвинит в корысти. Имею, что хочу, и мне никто не нужен. Я неадекватен, да. Но только не несчастен.
Можно попытаться ответить на вопрос, кто есть герой этой истории? Один ли он? Или их нет?
Норман - слуга-костюмер Сэра. Хозяин театра - его кумир, его любимый человек, в служении которому он видит смысл своей жизни. Норман знает его так, как никто другой. Знает, как помочь и повлиять словом, действием, что предложить и как спасти ситуацию. Знает его привычки, его характер, о чём он думает. Он верит в него больше, чем все остальные. Норман болеет за своего Короля и за Театр, за всех актёров, за зрителей. Благодаря любви и стараниям Нормана не срываются спектакли, Сэр не отказывается от исполнения роли, не уезжает поезд, не забрав с собой опоздавших актёров.
Чем для Нормана является театр? Домом. Смыслом существования. Неотъемлемой частью. Жизнью. Погибелью. Любовь Нормана к театру и к своему кумиру безусловна.
Норман воплощает образ незаметного человека, без которого, однако, нет движения, полноценного существования чего-то целого. Он может казаться маленьким, незначительным на фоне своего хозяина, но он мягок, необыкновенно предан своему делу и человеку, без которого не представляет своей жизни. Он умеет игнорировать обидные высказывания в свой адрес или в адрес Сэра, сосредоточившись на том, что действительно важно; он берёт на себя ответственность, сам себя называет "нянькой" Сэра, и помогает ему тогда, когда никто другой помочь не в силах или не желает этого делать.
Мой друг сказал однажды: "Норман, мне всё равно, если в зале только трое, или если они смеются когда не надо и наоборот, пусть меня поймёт лишь один. Я играю для него".
И кто был этот друг? Не сам ли Сэр?..
Кто Норман и Сэр друг для друга
Норман и Сэр настолько связаны, что не могут существовать друг без друга. Нужен ли Норман Сэру так, как тот нужен своему костюмеру?
Дай отдохнуть мне, прекрати свои распросы... Не уходи, пока я не усну. Не оставляй меня. У меня нет сил, мои дни сочтены.
Тебя не ценят по достоинству, а я тебя считаю другом! Я у тебя в долгу. И я найду награду для тебя... Я должен рассчитаться по долгам.
(Сэр - Норману)
Почему Сэр не вписал имена Мэдж и Нормана в свою автобиографию? Не успел, не сделал это намеренно или потому, что любовь к ним была настолько очевидна, что о ней не нужно было писать?
Я никогда не жду за дверью! Я хочу быть с ним! Я знаю своё место!
Плотники, электрики... жестокий негодяй, ты мог бы вспомнить! О тех, кто вёл спектакли, тоже нет ни слова. Ты теперь никто. Он стёр тебя из жизни. И меня.
Куда же я теперь уйду? Куда? Я словно самого себя лишился! Я не хочу окончить жизнь в приюте... Что я буду делать?
Он никогда, ни разу, никуда меня не звал! Всегда держал в тени... Я не припомню, чтобы он налил мне рюмку. Он всегда меня бросал... Не думал ни о ком, кроме себя! Что я с ним столько лет, зачем?
У нас у каждого своя печаль. Ты думаешь, что ТЫ его любила? А как же я?..
О чём? Или - проблематика фильма
"Костюмер" - глубокий фильм, прежде всего о психологии отдельного человека и психологии взаимоотношений. О жизни театра. О служении искусству (в данном случае - театральному искусству). О любви, которая проявляется к людям и к работе. О судьбе людей, всецело преданных тому, что заставляет их жить. О безумии. О невымышленной трагедии одного или нескольких людей. О роли искусства во время войны.
Реалистичность
Безусловно, фильм реалистичен во всех планах. Как в плане закулисной жизни, так и в плане психологии человека. Фильм не лишён и комичных ситуаций. Помимо того, "Костюмер" очень символичен. С каждым последующим просмотром зрителю могут открываться всё новые и новые стороны, детали, моменты...
Актёрский состав
Безупречный. Это фильм-душа. Без фальши. Без лишних эмоций. Это фильм-правда. Том Кортни (Норман) и Альберт Финни (Сэр) составили прекраснейший актёрский дуэт. В роли Костюмера Том Кортни - преданный помощник, сподвижник, невероятно терпеливый и любящий человек, в котором - страсть, ревность, боль. Норман - очень сильный персонаж. И Альберт Финни в роли Сэра - безумного Таланта, отдавшего себя театру, надрывного и страдающего актёра, самозабвенного, эгоистичного, подчас бессильного...
Также хочется отметить превосходную игру Эдварда Фокса, исполнившего роль Мистера Оксенби - одного из актёров, отличающегося амбициозностью и самодостаточностью, недолюбливающего Сэра, но готового "служить на благо Королевства".
"Костюмер" получил несколько премий и номинаций. Я безусловно рекомендую этот фильм к просмотру и думаю, что он занимает достойное место в мире киноискусства и точно должен быть в копилке фильмов любого актёра и человека, каким либо образом связанного с театром и театральным искусством вообще.