С 30 октября 2017 г. в Москве и многих других городах России проходит XVIII фестиваль «Новое британское кино», в рамках которого демонстрируют документальные и художественные кинокартины из Великобритании, созданные в 2016-2017 гг. В первую очередь в рамках «Нового британского кино» меня заинтересовала картина «Вечеринка» с Киллианом Мёрфи, которая выйдет в прокат в России 21 декабря, а вот на фестивале в Москве состоится всего один показ, на который ухватить билетик мне не удалось. Но раз мероприятие уже привлекло моё внимание, я таки решила сходить на фильм, который заинтересовал меня неоднозначной темой (как-то в последнее время я часто с этой темой сталкиваюсь), - «Божья земля».
Середина нулевых. Семейная ферма в Йоркшире. Двадцатилетний Джонни живет вместе с отцом и бабушкой. Мать Джонни мечтала стать парикмахершей в соседнем городке и однажды таки сбежала с ненавистной фермы мужа. У отца проблемы со здоровьем, в силу которых он не может толком следить за хозяйством. Бабушка, в силу возраста, тоже не способна на многое. Джонни, конечно, мог бы уехать и поступить в колледж, как сделали все его сверстники, но вместо этого он убедил себя, что нужно остаться поддерживать на плаву тонущее хозяйство и умирать вместе с ним, ежедневно напиваясь до тошноты в местном баре и имея грубые случайные связи с каким-нибудь блондинчиком в трейлере для перевозки коров.
Но однажды отец решает, что сын не справляется с фермой, и нанимает на работу румынского иммигранта Гиорги. Как водится, сначала Джонни всячески стебётся над румыном, вот только Гиорги быстро понимает, что кроется за издевками, и после очередной колкости заявляет, что сам может его... хм, взять (если вы понимаете, о чём я). И тут Джонни влюбляется.
По ходу фильма мы можем наблюдать, как меняются характер, поведение, мысли главного героя. Гиорги помогает Джонни разобраться в себе, окружая его заботой, которой парню так не хватало, показывает ему красоту этого мира и открывает глаза на возможные перспективы. Теперь у Джонни одна задача: не упустить всё это.
Картина является частично биографичной. Режиссер Фрэнсис Ли сам в 20 лет сбежал с семейной фермы в Йоркшире, чтобы поступить в драматическую школу. И это не могло не сказаться на картине. Мы можем воочию наблюдать всю серость и безысходность жизни в британской глуши. Мы видим моральное разложение героя, который даже не задумывается о том, что может быть как-то по-другому. И мы видим его преображение. Конечно, во многом здесь заслуга актеров. Джош О’Коннор потрясающе справился с ролью гопника, встающего на истинный путь. Все перемены в жизни героя были написаны и на лице актёра.
Алек Секаряну, сыгравший Гиогрги, конечно, не уступает. Герой Алека приносит тот самый пресловутый луч света в темное фермерское царство.
А ещё хочется упомянуть Иэна Харта, исполнившего роль отца Джонни, и Джемму Джонс, сыгравшую бабушку. В поведении их героев можно отчётливее проследить преображение юноши: в начале картины они, по большому счету, ни во что его не ставят, но по ходу развития сюжета мы видим, что на самом деле они его действительно любят и желают ему только лучшего.
Фильм получил несколько наград различных кинофестивалей, среди которых, например, Премия за режиссуру на фестивале Сандэнс.Стоит ли говорить, что фильм получился потрясающе красивым? Сами герои картины неоднократно указывают на красоту Йоркширских пейзажей, а нам, зрителям, удаётся насладиться всеми видами вместе с героями, а заодно и максимально прочувствовать их эмоции.
Конечно, взглянув на синопсис, сложно избежать сравнений снебезызвестной «Горбатой горой», но кроме гор, овечек и условных пастухов у фильмов больше ничего общего. И мне кажется, «Божья земля» выглядит гораздо трогательнее и честнее. При всей симпатии к Леджеру и Джилленхолу, при безоговорочном признании их талантов, героям О’Коннора и Секаряну веришь и сопереживаешь больше. Может быть, за счёт более приземлённой, жизненной и понятной истории; может быть, за счет наличия откровенных сцен; может быть, за счет антуража, но я прониклась к их персонажам практически моментально.
Если честно, очень хотелось придраться к «Божьей земле» хотя бы из-за людей, покидающих зал во время киносеанса, но кроме провокационной темы, которую принимают и воспринимают далеко не все, ну и, возможно, откровенных сцен без особых прикрас, мне и указать не на что. Да, это не экшен с обилием сюжетных поворотов. Да, это не фантастический шедевр мирового кинематографа. Да, картина не откроет зрителям новых истин. Да, моя оценка колеблется между 4 и 5. Но фильм заставляет задуматься о своей жизни. И он оставил у меня только приятные чувства.
Повезло вам, в моих краях нет проката, а фильм, судя по критике, очешуительный, 99% на rotten tomatoes, о'коннор получил BIFA, фильм огрёб несчётно премий, рою копытом землю, хочу увидеть, по предзаказу в айтюнс и на амазоне появится только 30 января, аааааа 😢 обожаю британское кино, хотя и боюсь йоркширского диалекта. спасибо за рецензию!