Мрачные суеверия разных народов мира нередко становятся входным билетом многообещающих режиссеров в заслуженную элиту мирового кино. Так было с непревзойденным австралийцем Питером Уиром и его «Последней волной», так случилось и с южноафриканцем Ричардом Стэнли, дебютная лента которого стала лишь предтечей «Песчаного дьявола».
Кстати, картина, несмотря на свое жуткое содержание и определенные проблемы с логикой повествования, получилась у Стэнли по-настоящему выдающейся и её даже можно назвать обязательной для просмотра всем любителям кинематографа, не говоря уже о фанатах ужастиков. Южноафриканец мечтал о подобном кинотворении про дьявола-убийцу в намибийских песках с шестнадцатилетнего возраста, когда он написал свой первый сценарий. Услышанные когда-то новости о нераскрытых жестоких убийствах на африканских дорогах настолько поразили юношу, что воображение творца было уже не унять.
Лента открывается сценой, в которой женщина подбирает странного попутчика на песчаной дороге. Она отвозит его домой, пара занимается любовью и тут попутчик сворачивает незнакомке шею одним движением. Ничего себе начало фильма! Но дальше следует расчленёнка с ритуальным обмазыванием стен вокруг кровью несчастной. И лишь много позже мы узнаем, что убийца — это представитель древней расы черных магов, которые поддерживают свое могущество с помощью ритуальных убийств. Подобные существа испытывают тягу к заблудшим душам, которые колесят по дорогам в поисках избавления от душевных страданий. И «песчаный дьявол» уже выбрал себе новую жертву...
Сразу признаюсь, что таких красивых съемок Африки я еще нигде и никогда не видел, а я очень люблю Африку. Но Стэнли ушел бесконечно далеко от съемок обыкновенного красивого ужастика, потому что его глубокое понимания того материала, с которым он работает, позволило снабдить ленту социальным комментарием.
В одной из сцен черный маг выходит на обшарпанной и забытой богом станции, на крыше которой выцветшей краской написано: «молись о дожде». Везде вокруг упадок и разложение, но люди не пытаются изменить ситуацию к лучшему, они погрязли во зле даже несмотря на окончание войны белых с чернокожими. Именно по этой причине «песчаный дьявол» и не привлекает к себе внимания, он лишь разновидность древнего зла в мире зла вполне современного.
Стоит ли говорить, что героиня Челси Филд чувствует себя в этом мире бесконечно потерянной и одинокой, но даже несмотря на это она по-женски пытается утешить своего опасного попутчика, не имея при этом ни малейшего понятия, что он уже замыслил с ней сделать. При этом единственный человек, кто со злом еще хоть как-то пытается бороться просто из своего природного упрямства — это старый чернокожий полицейский в исполнении Закеса Мокае, который отважным героем в ленте никак не выглядит. В общем, мир фантазий Стэнли - это угрюмое место.
В понимании режиссера люди нередко сами навлекают на себя свою погибель, в то время как окружающая среда лишь выступает инструментом причинения гибели. Вот и бесконечно красивая намибийская земля находится в упадке, пока её жители заняты выяснением того, кто кому и когда что-то нехорошее сделал. В общем, тут есть над чем подумать...