Опубликовано 8 Январь, 2024 - 23:15

Приветствую Вас!

Сегодня, я хочу рассказать о первой книге, прочитанной в новом 2024 году - и это известная пьеса талантливого, и любимого мной Михаила Булгакова. Так получилось, что я практически наизусть знаю большинство его произведений, но Зойкину квартиру всегда обходила стороной, и зря.

  • А была ли Зойкина квартира на самом деле?

Однозначно, да - по утверждению современников. Разумеется, не в точности, но с узнаваемыми признаками, да и подобных квартир было огромное количество в двадцатые годы прошлого века, но есть несколько квартир, претендующих на прототип той самой квартиры:.

Поэтичные ремарки, сопровождающие диалоги персонажей: «За окнами двор громадного дома играет, как страшная музыкальная табакерка»; «Трамвай гудит, гудки»; «В окне густой майский вечер. Окна зажигаются одно за другим. Очень отдаленно музыка в “Аквариуме”» (знаменитом мюзик-холле .) – указывают, что московская квартира, в которой разворачивается действие, находится в том же самом доме, что и прообраз «нехорошей квартиры» из романа «Мастер и Маргарита», то есть в доме № 10 по Большой Садовой улице в Москве, в котором Булгаков проживал в 1921-24 годах вместе со своей первой женой Татьяной Лаппой.

Почему - то, при прочтении пьесы, мне представляется именно майская Москва: начало Большой Садовой, алый закат, опьяняющий весенний воздух, лёгкая занавеска в квартире, утратившей былую роскошь, с хозяйкой, не утратившей железный стержень внутри.

  • Кто являлся прототипом Зойки?

Здесь версии тоже разнятся, по одной из них, прототипом была скандально известная в те годы, Наталия Шифф, вот, что рассказывает о ней Татьяна Лаппа, первая жена Михаила Булгакова:

По воспоминаниям первой жены писателя Татьяны Лаппы прототипом главной героини была вовсе не некая «Зоя Буяльская» из газетной заметки, а жена известного художника-авангардиста Георгия Якулова, одна из первых русских моделей, – Наталия Юльевна Шифф, та самая роковая женщина из знаменитой богемной квартиры на Большой Садовой. Именно из этой квартиры Сергей Есенин в конце декабря 1925 года уехал в Ленинград, где свел счеты с жизнью в отеле «Англетер».
«Она некрасивая была, но сложена великолепно. Рыжая и вся в веснушках. – Вспоминала Лаппа. – Когда она шла или там в машине подъезжала, за ней всегда толпа мужчин. Она ходила голая… одевала платье прямо на голое тело и пальто, и шляпа громадная. И всегда от нее струя очень хороших духов. Просыпается: “Жорж, идите за водкой!”. Выпивала стакан, и начинался день. Ну, у них всегда какие-то оргии, люди подозрительные, и вот, за ними наблюдали. На другой стороне улицы поставили это… увеличительное… аппарат и смотрели. А потом она куда-то пропала». Лаппа будто пересказала сюжет пьесы, только не изнутри действия, а как бы снаружи, глазами тайных наблюдателей из ГПУ.

В 1929 году вышел очередной номер журнала Огонёк, в котором озвучили новую версию, и её долгое время было принято считать официальной:

Современники Булгакова, однако, еще в конце двадцатых годов предложили другое лицо на роль прототипа Зойки. В десятом номере журнала «Огонек» за 1929-й год была опубликована статья следователя ЧК Самсонова под заголовком «Роман без вранья + Зойкина квартира», в которой утверждалось, что прототипом Зои Пельц является содержательница притона Зоя Петровна Шатова, арестованная в Москве весной 1921 года: «Зойкина квартира существовала в действительности. У Никитских ворот, в большом красного кирпича доме на седьмом этаже посещали квартиру небезызвестной по тому времени содержательницы популярного среди преступного мира, литературной богемы, спекулянтов, растратчиков, контрреволюционеров специального салона для интимных встреч Зои Шатовой. Квартиру Зои Петровны Шатовой мог посетить не всякий. Она не для всех была открыта и доступна. Свои попадали в Зойкину квартиру конспиративно, по рекомендации, паролям, условным знакам. Для пьяных оргий, недвусмысленных и преступных встреч Зойкина квартира у Никитских ворот была удобна: на самом верхнем этаже большого дома, на отдельной лестничной площадке, тремя стенами выходила во двор, так что шум был не слышен соседям».

Я больше верю в первую версию, что прототип Зойки - Наталия Шифф, так как, о ней рассказывает первая жена Булгакова, которая знала о творчестве мужа гораздо больше, чем редактор Огонька. К тому же, 1929 год и десятилетие с 1920 по 1930 - первые, яркие советские годы, и это очень показательно: объявить реальную содержательницу притона прототипом Зои Пельц, и тем самым, показать как нельзя жить и к чему приводят такие махинации.В подтверждении этому, факт, что текст был частично переписан: изначально, герои успевают уйти, но после премьеры, этот момент был изменен на тот, который мы видим в современной публикации. Торжество власти и справедливости.

  • Так Вы из бывших?

С моей точки зрения, согласно, советской идеологии, такая показательная порка - отличная возможность сформировать определённую точку зрения и позицию: интеллигенция, те кто из бывших - бездельники, хитрецы, лжецы, обманщики, не хотят работать на новую власть, ищут только повод и возможность уехать заграницу. Изнеженные и утонченные: Обольянинов грустит целыми днями и лечится запрещёнными веществами, Аллочка не умеет зарабатывать совсем и продав ценности, находится в подвешенном состоянии, Зоя придумывает хитрые ходы, а советские мужчины и женщины в это время идут на завод, работать на благо Родины и светлого будущего.

Чувствуете бурю эмоций? Как советский человек, настоящий трудяга, получит удовольствие от представленных угнетенных образов бывшей интеллигенции и аристократии, которые вынуждены жить по законам новой власти, принимать их порядки: раньше единицы жили в шикарных условиях, а большая масса - как придётся, но пришла революция, и вместо одного человека в шести комнатах, комфортно будут жить еще пять человек или пять семей.
Зою Пельц можно понять: она вместе с супругом столько лет занималась благоустройством квартиры, вкладывала силы и материальные средства - разве всё это для того, чтобы через пару лет, люди, несомненно хорошие, но не знающие цену вещам, составляющим обстановку квартиры, превратили шикарные комнаты в пресловутую коммуналку? Варили бы самогон на кухне, изысканный сервиз заменили бы практичные тарелки и граненые стаканы, а ванна бы пожелтела от недостаточного ухода и чрезмерного использования.

Я не разделяю идеи коммунизма, мне очень жаль людей, которые потеряли всё и оказались не у дел при новой власти. Я не считаю социализм синонимом справедливости и равенства, но победителей не судят, победители диктуют правила, и истребляют или меняют взгляды враждебного класса - это абсолютно логично, хоть и невероятно жестоко.
У каждого своё видение ситуаций произошедшего почти сотню лет назад, тем не менее, моя позиция не беспочвенна: некоторые факты известны мне практически от непосредственных участников событий, точнее, пересказанных их детьми и внуками: к сожалению, мои родственники оказались знакомы с такими понятиями как, репрессии, раскулачивание, уплотнение. И я полагаю, что многие комедийные и трагичные ситуации, описанные в пьесе, могли вполне происходить за закрытыми дверям, и не однократно.

Если бы меня попросили охарактеризовать эпоху Зойкиной квартиры в виде песни, я бы процитировала куплет из песни Зизи:

Где теперь чины и судьи?
Все свободны, каждый прав:
Ах, подзаборник вышел в люди,
А под забором плачет граф:
«Где тройка с посвистом,
Попойка с ротмистром?
Того, что сгинуло — не жалей, не жалей!
Рвань шинельная, шпана панельная,
Кому любовь мою за пять рублей?..»

Тем не менее, человек без веры - человек без будущего, и многие, всё равно верят, что наступят лучшие времена и жизнь будет такой же, нет, даже лучше, чем раньше, не в Москве, так в Париже.
Булгаков был вынужден убрать из текста сцену, где Иван Васильевич, изрядно перепив, поёт переделанную песню на мотив Яблочка:

Пароход плывет мимо пристани. будем рыб кормить коммунистами!

Думаю, этого будет достаточно, чтобы отразить суть и настроение того времени, у так называемых, бывших.

  • Граждане Китая в СССР, и их причастность к увлечению запрещенными веществами. Херувимчики в деле.

Думаю, не для кого не секрет, что после окончания Гражданской войны, употребление запрещенного вещества белого цвета, который еще называли марафет, было почти обыденным явлением, или опиум - проще и дешевле. Есть спрос - есть предложение, в СССР начинают приезжать китайцы, для ведения нелегального бизнеса:

В 1926 году криминалист Михаил Гернет исследовал масштабы наркомании среди московских беспризорных. Из 102 опрошенных детей лишь двое заявили, что ничего не употребляют. Остальные курили, пили и употребляли иные вещества, как правило, «марафет», так на жаргоне прозвали кокаин. Причем две трети бездомных подростков употребляли его долгое время. Работали в городах и подпольные курильни опиума, которые держали китайцы.

Как раз в таких весёлых домах, типа Зойкиной квартиры, куда с желанием хорошо провести время часто заходили молодые пролетарии (самая эффективная рабочая сила - мужчины до 25 - 27 лет), и распространяли запрещенные вещества, под предлогом более ярких ощущений. Повлиял и запрет на алкоголь, который действовал до 1922 года, всё просто - на алкоголь запрет есть, если он хороший - то непременно дорогой и сложно достать, а тут, всегда рядом китаец с опиумом или порошком.
С 1919 года Советский Союз стал очень привлекательный для иностранцев, торгующих запрещенными веществами - особенно после подписания антинаркотической конвенции:

Хотя еще 1919 году, в ходе подписания Версальского мирного договора, действие Гаагской антинаркотической конвенции было распространено на весь мир, а Женевская конвенция 1925 года вообще поставила очищенный опиум вне закона, в СССР опиум, морфий, героин, кокаиновые капли можно было купить в любой аптеке по рецепту вплоть до середины 1950-х. А если очень хотелось, то и без всякого рецепта, за небольшую мзду провизору.

Первым этапом советской борьбы с наркотиками стала инструкция Наркомздрава «Об отпуске опия, морфия, кокаина и их солей» 1923 года. Серьезного эффекта она не имела: в условиях нэпа за деньги можно было получить всё что угодно. Но в 1929 году в стране начался очередной виток борьбы за трезвость, и под горячую руку большевистских властей угодили и наркозависимые, и распространители психоактивных веществ. Их начали принудительно лечить и сажать в тюрьмы.

При всем уважении к нации, в 20 - е годы, приезжие китайцы часто были замешаны в различных тёмных делах, особенно уголовных: в кармане улыбчивого парня обычно лежал ножичек, которым он мог воспользоваться.
В нашей пьесе, китайцы работают в прачке, так сказать, порошок к порошку) Все, кому нужно, знают где их найти, сервис у ребят на высоте: если надо - организуют выезд, сделают всё по высшему классу. Но в то же время, это нелегально, и поэтому, опасно: ведь за ошибку можно расплатиться жизнью. Надеюсь, этот пример предостерег хотя бы нескольких молодых людей того времени от страшных последствий таких визитов в подпольные заведения с горячими ребятами, типа Херувима.

Чувство опасности порождает повышенную осторожность, особенно находясь в чужой стране, и иногда, кажется, что вопрос можно решить только самым радикальным способом, если еще и человек очень молод, горяч, искренне желает лучшей жизни, и готов на всё ради собственного счастья, не думая о последствиях, к сожалению.

  • Итоги и рекомендации

Однозначно, рекомендую, и к прочтению, и к просмотру постановки в театре. Может быть, середина покажется Вам немного скучной, но происходящее в ней многое объясняет, к тому же, не нужно ничего додумывать, искать тайный смысл - нам просто показывают жизнь середины 20 - х годов прошлого века, такой, какая она была: веселая и грустная, радостная и трагичная, со своими печалями и радостями, поэтому, можно просто наслаждаться замечательной пьесой , и размышлять.
У меня остается только один вопрос: что стало с Зоей? Как сложилась её судьба? Хочется верить, что наказание было несущественным или не совсем длительным, и после него Зоя благополучно уехала в Париж, и начала там новую счастливую жизнь с Павлом. Люблю я, когда конец счастливый)

Благодарю за внимание! Отличного начала первой рабочей недели и самых интересных произведений!

Достоинства
  • Герои
  • Динамичность
  • Историческая эпоха
  • Юмор
anya_wowрекомендует
Читать все отзывы 5
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Другие отзывы
Читать все отзывы 5
Смотрите также