Опубликовано 12 Октябрь, 2022 - 15:35

Всем привет)) Готическая повесть Джозефа Шеридана Ле Фаню "Кармилла" является одной из моих самых любимых книг. Эта история была написана за много лет до всем известной "Дракулы" Брэма Стокера и повествует о вампирше по имени Кармилла. И, конечно же, я из любви к этой книге, стараюсь не пропускать не единую экранизацию повести, и сегодня расскажу вам про фильм "Штирия" - очередную версию экранизации романа.

Начну с описания сюжета фильма и самой повести "Кармилла". Книжная Кармилла - история времен середины девятнадцатого века о том, как одинокая девушка лет семнадцати по имени Лора, живущая с отцом и гувернантками в замке Карнштейн в Штирии, очень хотела найти подругу в своих одиноких краях, и судьба ей приподнесла подарок в виде странноватой девушки по имени Кармилла.

В фильме "Штирия" же немало отличий от этой книжной истории викторианской эпохи: во-первых - время действия в фильме это 1989 год. Лора - школьница, с явными психологическими проблемами, склонная к суициду и по неизвестной причине исключенная из школы в Англии, вместе со своим отцом отправляется в экспедицию в страны за "железным занавесом" - Венгрию. Её отец - учёный, чей объект изучения - разного рода древние предметы искусства, какие есть в полузаброшенном Венгерском замке Карнштейн. Он приехал в Карнштейн, чтобы восстановить и изучить некоторые фрески и полотна этого древнего замка перед его планируемым сносом. Лора же, пока её отец работает, знакомиться с местной цыганкой по имени Кармиллы.

Сюжет я вроде бы более-менее описала выше, поэтому перейду к разбору героев и героинь кино. Начну, конечно же, с Лоры - центральной персонажки. Закрытая интровертка, которая прячется от мира в своих наушниках. Особа тихая и спокойная, скорее незаметная. По характеру - хорошая и добрая девушка. К актёрской игре актрисы также у меня нет никаких претензий.

Но помимо вышеперечисленных положительных качеств, у Лоры также есть довольно серьёзные проблемы - например, селфхарм и преследующие её всю жизнь суицидальные мысли. Её мать, когда Лора была маленькой, совершила самоубийство, и в какой-то степени саму Лору по жизни преследует этот факт. А так, Лора - хорошая, положительная героиня, которой просто не повезло иметь подобные психологические проблемы.

Вторая интересуюшая нас героиня - сирота по имени Кармилла. Местные зовут её безродной цыганкой и бродяжкой, сбежавшей из приюта. Честно говоря, скажу вам, что Кармиллу я обычно представляла белокожей брюнеткой со светлыми глазами, но эта версия Кармиллы-блондинки мне тоже в целом нравится, точнее меня зацепила игра актрисы, хорошо передавшей всю непокорную натуру этой необычной девушки.

 

Отец Лоры - замученный исследователь предпенсионного возраста. Актёр мне уже знаком по роли одного из инспекторов полиции в фильме-антиутопии "V - значит Вендетта". Играет он очень хорошо, хотя персонаж у него довольно фоновый и малораскрытый - такой типичный усталый мужчина, в одиночку воспитывающий свою дочь.

И последний герой, о котором мне хотелось бы рассказать читателям и читательницам этого отзыва - суровый генерал КГБ по имени Шпигель, приставленный к Лоре и её отцу, дабы следить за исследованием. По факту, персонаж выполняет роль, похожую на некого Ван Хельсинга, правда очень грубого, жестокого и максимально далёкого от образа просвещенного, интеллегентного и довольно гуманного книжного специалиста по вампирам и вампиршам. Отталкивающий герой, которые вроде играет роль светлых сил, но на фоне такого добра, лучше уж тогда соблазнительное зло в виде Кармиллы, чем этот человек, который с улыбкой на лице тебя же жестоко убьёт за любое подозрение в связи с тёмными силами.

Помимо вышеперечисленных героев и героинь в фильме также есть немного второстепенных персонажей и персонажек: например, местные жители и жительницы, или мисс Ева Пастор - женщина, живущая в этих местах и взявшаямя следить за Лорой (впрочем, свои обязанности она выполняла из рук вон плохо, но если бы она реально занималась Лорой, то у нас бы не было сюжета фильма).

Вообще, изначально в этом фильме Кармилла играет скорее роль некой ведьмы, близкой к тёмным силам, но напрямую не являющейся вампиршейВсе дальнейшее по поводу их отношений в фильме я спойлерить не могу, лишь кратко сказать свое мнение - в конечном итоге, однозначно плохой я не назову Кармиллу, она очень неодназначная.

Также важной сюжетной линией являются отношения Лоры с отцом. Её папа не слышит и не понимает дочь, хотя, а целом, их отношения выглядят хорошими, без ссор и скандалов. Лора любит своего отца, но недопонимание между ними способно потушить любое хорошее отношение друг к другу. Также, по причине возможных спойлеров, не могу в подробностях рассказать обо всех особенностях этой сюжетной линии, но она неплохая, в целом. Чувства отца и дочери логичны и хорошо прописаны.

Теперь поговорим об атмосфере этого фильма. Странные рисунки Лоры, жутковатые записи её отца и страшные фрески, обнаруженные в замке - все это задаёт соответствующую атмосферу фильма. А прибавить к этому унылый пейзаж поздней осени в Венгрии, скромный и бедный быт коммунистической страны и величественный, хоть и разваливабщийся замок Карнштейн, то настроение получается просто невероятным.

Только ради этой готической, пугающей и одновременно интригующей атмосферы, этот фильм определённо стоит посмотреть. Он снят в мрачных, приглушённых тонах с редкими акцентами: будь то яркое зелёное пальто Лоры, или пугающая фреска замка с изображением кровавого ритуала. Атмосферных кадров в фильме полно: ночной лес, жутковатые виды полуразрушенного, практически заброшенного замка.

Операторская работа также очень хороша: камера передала нужную атмосферу, а также нормально сняла героев и героинь. Картинка фильма, как вы понимаете, меня, как фанатку всего готического, приводит в абсолютный восторг - так фантастически передать неотразимую мрачную красоту и величие пейзажа и замка, надо ещё уметь.

Сюжет у фильма очень и очень интересный, не похожий на типичное вампирское кино, есть необычные сюжетные повороты. Темп развития сюжета медленный, но мне динамика понравилась, так как было время насладиться всей это пугающей атмосферой. Временами в фильме мне попадались небольшие логические дырочки - например, Лора упомянула, что её исключили из школы, но так толком и не сказала за что (невыстрелевшее ружье какое-то). Или, напрмер, факт того, что сама Штирия находится в Австрии, а место действия фильма - Венгрия.

Также мне не понравилась концовка фильма. С одной стороны, она правильная, но, с другой, этот сюжет о том, что вампиры и вампирши - однозначное зло, уже давно устарел на мой взгляд. Вампиров и вампирш уже давным-давно очеловечили (одно "Интервью с вампиром" чего стоит), и пора бы уже отказаться от этого типично викторианского подхода о том, что у вампиров и вампирш всегда плохой финал или они не достигают каких-либо своих целей.

Также, мне не очень понравилось то, как прописаны некоторые второстепенных герои и героини - например, отец Лоры. Конечно же Лора будет общаться и прислушиваться к интересной, самоуверенной и соблазнительной Кармилле, нежели чем к усталому и пустом герою её отца. Схожие претензии у меня и к персонажке Евы Пастор - в начале фильма, кажется, что она будет играть в этом кино немаленькую роль, в итоге её появления в "Штирии" можно посчитать по пальцам одной руки.

Было ли страшно во время просмотра? Мне нет, но я вообще ужастиков не боюсь, и чаще всего смеюсь за их просмотром. Да и каких-либо шаблонных скримеров и прочих второсортных пугалок в этом фильме также нет, а создатели и создательницы сиего творения хотели не напугать, а создать безумно красивую и атмосферных картинку, что им удалось на все сто из ста. К слову, какой-то кровищи и прочей мерзко ватой чернухи в фильме также практически нет

Помимо моей вышесказанное личной претензии к финалу, у меня есть ещё одна, как мне кажется, куда более объективная. Весь фильм нас интриговали жуткими и очень подробными, буквально до мельчайших деталей, фресками с кровавыми вампирскими ритуалами, и в итоге... Ничего даже приближенного к этому не произошло. Во время просмотра финал фильма мне казалось, что вот-вот начнётся "веселье", но по итогу практически ничего, к сожалению. Видимо, не позволил бюджет фильма(

В целом, "Штирия" - фильм увлекательный и интересный, я смотрела его буквально не отрываясь от экрана. Не смотря на все косяки и недостатки, о которых я рассказала выше, кино стоящее, и за одну только атмосферу я готова поставить 5/5 это работе, плюс героиня Кармиллы и персонажка Лоры - прописанные и интересные личности.

Всем спасибо, за внимание, если вам понравился этот отзыв, прошу поставить лайк и почитать мои другие рецензии на фильмы про вампирш:

"Голод" 1983 года с Карин Денев - невероятно красивый фильм о судьбе одной вампирши

"Вкус ночи" - необычный вампирский фильм о том, как вампирши решили поиграть в матриархат

"Дочери тьмы" - странный эротический арт-хаус о Елизавете Батори

Достоинства
  • Актерская игра
  • Атмосфера
  • Герои и героини
  • Настроение
  • Необычная экранизация
  • Посыл
  • Сеттинг
  • Съемка
  • Сюжет
  • Эстетика
Недостатки
  • Концовка
  • Местами логические дыры
  • Некоторые герои и героини прописаны чуть хуже
light night.рекомендует
Читать все отзывы 2
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
14.10.2022
Ждала вашего отзыва на этот фильм, было интересно взглянуть на героев вашими глазами))
Кармилла — очень интересный персонаж и очень неоднозначный. Мне не понравилось, что она манипулировала Лорой, заставляла делать то, что той не хочется. Но при этом и Кармилла тоже, в какой-то степени, жертва.
15.10.2022
Да, неодназначная она. Причём, как в этом фильме, так и в книге. Вроде вампирша, злодейка, но все равно сочувствуешь ей и хочешь, чтобы она тоже имела право на свое счастье
19.10.2022
Интересный фильм, возьму на заметку, люблю такие картины)
Другие отзывы
Смотрите также